Государственный бюджет: сущность, структура и функции.
Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.
Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).
Функции государственного бюджета:
Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
Легально контролирует действия правительства
Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства
Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.
План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).
Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):
Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).
Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
Объем производства
Инветиции
Реальные доходы
Уровень безработицы
Величина денежной массы
Уровень процента
Валютный курс
Государственный долг
Инфляция
Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета
Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.
Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.
Доходы государственного бюджета:
Налоги на доходы юридических и физических лиц
Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
Поступление косвенных налогов и акцизов
Пошлины и неналоговые сборы
Региональные и местные налоги
Расходы государственного бюджета:
Промышленность
Социальная политика
Сельское хозяйство
Государственного управление
Международная деятельность
Оборона
Правоохранительная деятельность
Наука
Здравоохранение
Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.
В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.
Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.
Бюджетный профицит — это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.
Источники финансирования бюджетного дефицита
Внутренее финансирование:
выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней
использование средств центрального банка
Внешнее финансирование:
продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке
кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций
кредиты иностранных правительств
Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.
Требования к бюджету:
Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.
Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.
В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.