Какие существуют системы защиты турбины
Технологические защиты служат для предотвращения аварий оборудования при отклонении основных контролируемых параметров за допустимые пределы.
Турбина снабжается системой регулирования, которая обеспечивает необходимое воздействие на регулирующие клапаны и устройства автоматических защит, обеспечивающих прекращение поступления пара в турбину в случае возникновения на турбине аварийной ситуации, а также при возникновении аварийной ситуации в энергосистеме.
Система регулирования поддерживает частоту вращения РТ с неравномерностью около 4–2%.
Основными элементами системы защиты являются датчики, измеряющие параметры, от которых зависит надежность турбины, и вырабатывающие сигналы, которые поступают в систему управления и вызывают срабатывание защиты.
Защита турбины от разгона с помощью автомата безопасности. В случае неисправности системы регулирования число оборотов турбогенератора при сбросе нагрузки может возрасти до опасной величины. Автомат безопасности срабатывает при повышении числа оборотов на 10—12% выше нормального и вызывает мгновенное закрытие автоматического стопорного клапана, прекращающего доступ пара в турбину.
ПРИМЕР РАБОТЫ: При эксплуатации турбин могут возникать аварийные ситуации, при которых система регулирования не в состоянии управлять расходом пара (например, при заедании регулирующих клапанов или золотника сервомотора). Если при такой неисправности генератор отключится от сети, частота вращения ротора турбины начнет расти вплоть до его разрушения. Для предупреждения разрушения турбины снабжают независимыми системами защиты, полностью прекращающими доступ пара в них, когда частота вращения ротора превышает максимально допустимую.
Система защиты должна иметь собственное устройство для измерения частоты вращения ротора, независимый клапан (стопорный), прекращающий доступ пара в турбину, и систему управления этим клапаном. Устройство, измеряющее частоту вращения ротора и подающее сигнал на закрытие клапанов, называется автоматом безопасности.
Турбина снабжена защитами, которые воздействием на ЭМВ (электромагнитный выключатель) автоматически прекращают доступ пара в турбину при возникновении следующих аварийных ситуаций:
а) при недопустимом осевом сдвиге РТ;
б) при недопустимом повышении давления пара в конденсаторе (СРЫВ ВАКУУМА);
в) при недопустимом падении давления масла на смазку подшипников турбоагрегата;
г) при недопустимом повышении давления в отборе;
д) при недопустимом понижении температуры свежего пара перед турбиной;
е) при срабатывании защит генератора.
Подробнее о них:
а) Защита от осевого сдвига вала турбины. Сдвиг вала может вызвать тяжелые повреждения агрегата. Поэтому защита от осевого сдвига повышает надежность работы турбины. Реле автомата осевого сдвига воздействует на прекращение доступа пара в турбины. Для срабатывания автомата достаточно осевого сдвига ротора турбины в сторону генератора на 0,25—0,5 мм.
б) Мощные турбины защищают от срыва вакуума с помощью вакуум-реле. При снижении вакуума до заданной величины вакуум-реле дренируют масло из системы регулирования, что вызывает закрытие регулирующих клапанов турбины.
в)Защита от падения давления масла в масляной системе, осуществляется паромасляным регулятором. При пуске иостановке турбины, а также при аварийных падениях давления масла паромасляный регулятор автоматически включает резервный электронасос, а затем пусковой турбонасос.
Давление масла в системе регулирования поддерживается редукционным клапаном. Для поддержания приблизительно постоянного давления масла в системе смазки применяется сливной клапан.
д) В последнее время начали применять защиту турбин от чрезмерного повышения или понижения температуры свежего пара.
Система защиты автоматически закрывает не только стопорные, но и регулирующие клапаны, а также обратные клапаны на паропроводах регенеративных и других отборов, открывает сбросные клапаны на линии между горячими паропроводами: промперегрева и конденсатором. Закрывать обратные клапаны одновременно со стопорными необходимо для того, чтобы пар отборов не попал в турбину. Этого пара в регенераторах и паропроводах достаточно, чтобы разогнать ротор турбины до недопустимо большой частоты вращения уже после срабатывания защиты. Через сбросные клапаны перегретый пар, находящийся в системе трубопроводов промежуточного перегрева, направляется в конденсатор, конденсируется, и давление в системе промперегрева уменьшается.
Вопрос № 375