Тема Социум как особенная часть мира. Системное строение общества
Тема Социум как особенная часть мира. Системное строение общества
1) В широком смысле слова общество- это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, состоящая из способов взаимодействия людей и форм их объединения.
2) В узком смысле слова общество :
а) Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
б) Страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
в) Исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество);
г) Человечество в целом
Основное понятие: общество — сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Функции общества:
1. Производство материальных благ и услуг
2. Распределение продуктов труда (деятельности)
3. Регламентация и управление деятельностью и поведением
4. Воспроизводство и социализация человека
5. Духовное производство и регулирование активности людей
Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество- есть совокупность общественных отношений.
Также общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система (система, котораяспособна, серьезно изменяясь, сохранять в то жевремя свою сущность и качественную определенность).
Система - комплекс взаимодействующихэлементов
Элемент- это некоторый далее неразложимый компонентсистемы, принимающий непосредственноеучастие в ее создании).
Подсистемы – это промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие ≪подсистема≫.
Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.
Основные сферы общественной жизни:
Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.
Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.
Т е м а2. Общество и природа
Различия:
Типология обществ
Общественное развитие может носить реформистский
или революционный характер.
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Реформы:
Экономические - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.)
Социальные- преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
Политические - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.)
Следует признать, что и реформа, и революция ≪лечат≫ уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы ≪реформа —революция≫ на ≪реформа —инновация≫.
Инновация - рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации описывали так называемую ≪первичную≫ модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия ≪вторичная≫, или ≪догоняющая≫ модернизация. Она осуществляется в условиях существования ≪образца≫, например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации ≪универсальными≫ (западными) формами современности.
Классификации (типологии) общества:
1) дописъменные и письменные,
2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
4) развитые, развивающиеся, отсталые(в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
5)традиционное (доиндуетриальное), индустриальное, постиндустриальное (информационное)
К изучению общества
Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория ≪общественно-экономическая формация≫.
Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно-исторических формаций:
Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие ≪цивилизация≫, которое имеет множество трактовок:
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способамивзаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизации выделяются два
подхода.
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби ( 1889 - 1975 ) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.
Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.
Тема Социум как особенная часть мира. Системное строение общества
1) В широком смысле слова общество- это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, состоящая из способов взаимодействия людей и форм их объединения.
2) В узком смысле слова общество :
а) Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
б) Страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
в) Исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество);
г) Человечество в целом
Основное понятие: общество — сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Функции общества:
1. Производство материальных благ и услуг
2. Распределение продуктов труда (деятельности)
3. Регламентация и управление деятельностью и поведением
4. Воспроизводство и социализация человека
5. Духовное производство и регулирование активности людей
Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество- есть совокупность общественных отношений.
Также общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система (система, котораяспособна, серьезно изменяясь, сохранять в то жевремя свою сущность и качественную определенность).
Система - комплекс взаимодействующихэлементов
Элемент- это некоторый далее неразложимый компонентсистемы, принимающий непосредственноеучастие в ее создании).
Подсистемы – это промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие ≪подсистема≫.
Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.
Основные сферы общественной жизни:
Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.
Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.
Т е м а2. Общество и природа
Различия: