Экономические системы – способ организации производства, основанный на отношениях собственности

Тип системы Традиционная Рыночная (либеральная экономика) Централизованная (командно-административная)
Вид собственности Общественная Частная Государственная
Способ регулирования Обычаи, традиции   Нерегулируемое соотношение спросапокупателей и предложения производителей Экономическое программирование (план); административные методы руководства
Цель производства Обеспечение личных потребностей Получение прибыли от реализации произведённых продуктов на рынке Обеспечение потребностей государства
Результат производства Продукт потребления (натуральное хозяйство) Товар Продукт (регулируемый спрос)
Форма распределения и обмена Отсутствует Рыночная система распределения товаров, конкуренция, свободное ценообразование Централизованное распределение; отсутствие конкуренции; регулируемые цены
Положительные стороны -- - регулирует распределение ресурсов; - конкуренция производителей способствует росту эффективности производства - обеспечивает необходимый минимум жизненных благ, полную занятость - высокие мобилизационные возможности
Отрицательные стороны Низкая эффективность производства; минимальный уровень удовлетворения потребностей Не может решить проблемы - неравенства доходов; - полной занятости; - финансирования общественных благ; экономически нерентабельных программ (наука, экология) и отраслей экономики; - образования монополий; - нестабильности экономического роста Низкая эффективность производства: - незаинтересованность работников - невозможность определить объёмы спроса и предложения, что порождает перепроизводство и дефицит - нуждается в сложном регулировании

Смешанная экономика – рыночная экономика, регулируемая государством

Рынок - социальный экономический институт, саморегулирующаяся система, согласующая интересы производителя и потребителя при обмене произведённых товаров через соотношение спроса и предложения

Функции рынка

§ информационная— рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

§ посредническая— рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

§ регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

§ ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

§ стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

§ координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Виды рынков

По территории: § местный § региональный § внутренний § национальный (внутренний + экспорт и импорт резидентов), § международный (экспорт и импорт резидентов) § мировой По объектам обмена: § рынок товаров и услуг § рынок факторов производства (труда, сырьевых ресурсов; недвижимости) § финансовый рынок (валютный, фондовый) § рынок интеллектуальной собственности По степени законности: § легальный (официальный) § нелегальный (теневой, чёрный)   По объёмам продаж: § оптовый § розничный По степени развитости экономической свободы: § свободный § регулируемый По степени насыщенности: § равновесный (спрос = предложение) § дефицитный (спрос > предложение) § избыточный (спрос < предложение)
Типы рыночных структур по степени конкурентности Конкуренция -соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция – в производстве взаимозаменяемых товаров Олигополия (олигопсония)- господство нескольких фирм Монополия (естественные и искусственные) Монопсония(много продавцов – один покупатель)
Количество фирм много много немного одна
Характер продукции (стандартная или дифференцированная) стандартная дифференцированная любая уникальная стандартная
§ Рыночные барьеры (объём первоначального капитала) § Юридические барьеры нет низкие высокие Непреодолимые (эффект масштаба) высокие
Контроль над ценами нет частичный частичный полный полный
Следствия   Рост произв. труда, качества товара, снижение цен, экономия ресурсов. Велики предприним. риски и издержки Активная рекламная кампания, обновление продукции. Ограничение объёмов производства для создания небольшого дефицита продукта. Олигополистическая взаимозависимость – учёт реакции конкурентов: - следование за ценовыми лидерами - обновление продукции Установление монопольно высоких цен увеличивает доходы фирмы. Снижение эффективности и сокращение объёмов производства. Рост цен, снижение покупательного спроса.Политика ценовой дискриминации (т.е. различия в ценах для разных групп потребителей; в зависимости от размеров партии приобретаемого товара; времени приобретения товара и т.д.) – применяется для увеличения спроса.

Виды монополий:



картель Договор о ценах и разделе рынка сбыта. Антимонопольная политика государства: § предотвращение антиконкурентных слияний фирм, § запрет сговора о ценах; разделе рынков сбыта, искусственного создания дефицита; § контроль за ценами естественных монополий
синдикат Объединение для совместного сбыта
трест Полное объединение собственности под руководством совета директоров
концерн Многоотраслевое предприятие

Наши рекомендации