Экономические цели фирмы и оптимальное принятие решений.
Цели организации делят на экономические и неэкономические.
1. К неэкономическим можно отнести социальные цели, например улучшение условий труда. Иногда неэкономические цели могут отличаться от ожиданий некоторых внутренних или внешних сил организации. Так как затраты на реализацию неэкономических целей не создают краткосрочной прибыли. Однако организация не
должна забывать о формулировании неэкономических целей, поскольку всякая фирма - это не просто деловая структура, нацеленная на получение прибыли, но и сообщество людей с присущими им человеческими потребностями. Люди - это самый важный фактор успеха организации, поэтому нельзя забывать об их интересах.
2. Экономические цели организации, выраженные в показателях хозяйственной деятельности, можно, в свою очередь, разделить на количественные и качественные.
Пример количественной цели - увеличение доли рынка фирмы до 10% к 2003 году.
Пример качественной цели - достижение фирмой технологического превосходства в отрасли.
Главная цель большинства компаний – максимально увеличивать благосостояние акционеров. Эта цель отвечает интересам последних, ее достижение гарантирует, что ограниченные финансовые ресурсы распределяются эффективно. Благосостояние акционеров максимально увеличивается при увеличении разницы между рыночной стоимостью акций фирмы и балансовой стоимостью собственного капитала. Эта разница называется рыночной добавленной стоимостью, MVA (Market Value Added), рассчитываемая по следующей формуле:
Рыночная добавленная стоимость = Рыночная стоимость акций - Балансовая стоимость собственного капитала = Количество акций * Цена акции - Балансовая стоимость собственного капитала
Иногда рыночная добавленная стоимость определяется как общая рыночная (капитализированная) стоимость компании минус совокупный капитал, предоставленный инвесторами.
В области корпоративных финансов экономическая добавленная стоимость (EVA, разработанной и являющейся зарегистрированной торговой маркой консалтинговой компании Stern Stewart & Co) рассматривается в качестве показателя оценки внутрифирменной эффективности и служит мерой оценки стоимости, создаваемой компанией в единичный период времени (месяц, квартал или год). Экономическая добавленная стоимость является финансовым показателем того, что экономисты иногда называют экономическая прибыль или экономическая рента.
Алгоритм расчета показателя экономической добавленной стоимости: из чистой операционной прибыли (NOPAT) вычитается плата за использование собственного и заемного капитала, оставшаяся сумма и составляет созданную стоимость, которую измеряет ЕVА.
Максимизация прибыли - это усилия, направленные на получение максимальной прибыли от предпринимательской деятельности.
В теории максимизации богатства акционеров (от англ. Wealth Maximisation Theory) важны два момента.
Во-первых, рост благосостояния акционеров обеспечивается не только увеличением объемов выплачиваемых дивидендов, но и наращиванием собственного (акционерного) капитала хозяйственного общества, за счет чего будет автоматически расти стоимость акций;
Во-вторых, финансовый менеджмент принимает решения, руководствуясь главным критерием – способностью предлагаемых мер обеспечить перспективный рост стоимости акций.
Теория максимизации богатства сильна, но не безупречна. К числу главных ее недостатков относят следующие:
решения, нацеленные на повышение благосостояния владельцев акций, вынуждены опираться на прогнозные оценки риска и курсовой стоимости акций, а прогнозы, как известно, сбываются далеко не всегда;
крайне сложно оценить рыночную стоимость акций, не котирующихся на бирже, что может привести к принятию сбивчивых и не всегда последовательных решений;
нередко заметно пристрастие небольшого числа акционеров, владеющих в совокупности необходимым пакетом акций, к принятию чрезмерно рискованных (в ряде случаев – провальных) решений, ведущих к обесцениванию акций;
адекватная реализация теории максимизации стоимости предприятия (богатства акционеров) возможна лишь на отрегулированных рынках, на которых цены на акции формируются исключительно под влиянием спроса и предложения.