В чем суть критики капитализма С. Сисмонди?
Жан Шарль Симонд ди Сисмонди (1773-1842) – швейцарский историк и экономист, опирался на учение Рикардо, но использовал его для обоснования незыблемости мелкого товарного производства, выступая как идеолог мелкой буржуазии, поэтому его взгляды относят к мелкобуржуазным. Главное произведение – «Новые начала политической экономии» - он написал в 1818 г. В своих ранних работах Сисмонди был смитианцем, выступал за свободную конкуренцию и игру личных интересов. Однако после вторичного посещения Великобритании в 1815 г., где развитие капитализма привело к разорению крестьян и ремесленников, Сисмонди выступает уже как критик капитализма и учения классической буржуазной политической экономии. В своём основном труде он уже резко осудил свободную конкуренцию, в которой и видел корень всех зол. 1) Капитализм – это развитие крупной промышленности. Путь этот гибелен для человечества. Истоки этой идеи можно найти в особенностях жизни учёного. Несмотря на то, что все научные труды Сисмонди написаны по-французски и издавались, как правило, в Париже, Сисмонди прожил большую часть своей жизни в сельской местности в Швейцарии и был убеждён в преимуществах сельской жизни. Несмотря на то, что негативные экологические последствия развития крупной промышленности во времена Сисмонди ещё не проявились ярко, он предчувствовал гибельность последствий промышленного переворота. Идеалом для него поэтому всегда оставалось мелкое производство. 2) Капитализм – общество социального неравенства. Главное противоречие капитализма, по мнению Сисмонди, кроется в противоречии между производством и потреблением. У классиков потребление – неизбежное следствие производства. У Сисмонди это не так. Поскольку доходы от производства распределяются между рабочими и капиталистами неравномерно, то вполне возможно, что потребление не последует за производством у той части населения, которая работает по найму, либо последует в очень ограниченном объёме. Ограничителем потребления может стать недостаточное количество денег у трудящегося населения. Поэтому свободная конкуренция и экономическая свобода имеют опасные и негативные последствия для общества: обнищание основной массы населения и концентрация богатства в руках немногих. Что же предлагает Сисмонди? Исходя из его теории это – путь реформ, проводимых государством. Для автора рабочий класс – страдающий, а не борющийся класс. Практические пожелания его сводились к тому, чтобы государство взяло под свой контроль защиту мелких производителей, восстановило средневековые цехи, ограничило технический прогресс в узких рамках мелкого производства. Кроме того, необходимо введение социального обеспечения рабочих за счёт предпринимателей, ограничение рабочего дня, установление минимума заработной платы. Он писал также о желательности участия рабочих в прибылях предпринимателей. Для своего времени это было очень смело. Как известно, подобные реформы оказались впоследствии вполне приемлемыми для капитализма. 3) Капитализм приводит к экономическим кризисам. Эта часть критики капитализма была наиболее разработана Сисмонди. Так как в отличие от классиков, считавших рыночную систему серией состояний равновесия в результате свободного предпринимательства и автоматического приспособления производства к потреблению и наоборот, Сисмонди сосредотачивается на трудностях взаимного приспособления производства к потреблению и неизбежно выходит на проблему кризисов. Автор характеризовал кризисы как «судороги общества». По его мнению, капитализм не может развиваться, ему свойственен перманентный кризис. Рассуждает учёный следующим образом. Поскольку движущей силой и целью производства является прибыль, капиталисты стремятся выжать как можно больше прибыли из своих рабочих. Так как предложение труда превышает спрос, доход рабочего сокращается и можно нанять сговорчивых рабочих. Покупательная способность рабочих очень низка и ограничена предметами первой необходимости. Но их труд способен производить всё больше товаров. Внедрение машин лишь усиливает диспропорцию, так как производительность труда повышается, а рабочие вытесняются. В результате всё больше труда затрачивается на производство предметов роскоши для богатых. Спрос же богатых на предметы роскоши не безграничен, так как надо производить и накапливать для этого часть дохода. Отсюда часть стоимости остаётся нереализованной. Выходом мог бы стать внешний рынок, но в других странах капитализм тоже развивается. Сисмонди недооценил процесс создания внутреннего рынка для капитализма и указал на временный выход: спасение во внешней торговле. Таким образом, кризисы Сисмонди объяснял недопотреблением трудящихся. Общество, в котором существует более или менее «чистый» капитализм и преобладают два класса - капиталисты и наёмные рабочие, – обречено на жестокие кризисы. Спасение Сисмонди ищет в «третьих лицах» - промежуточных классах и слоях. Для Сисмонди это мелкие товаропроизводители: крестьяне, кустари, ремесленники. Кроме того, он полагал, что развитие капиталистического производства невозможно без обширного внешнего рынка, который автор трактовал односторонне: как сбыт товаров более развитых стран в менее развитые. Сисмонди даже обращался к правительствам стран, ставших на путь капиталистического развития, чтобы они своей властью прекратили капиталистическое развитие.