Выбор средств механизации и организации вспомогательных работ на карьере
Механизация зарядки и забойки скважин. Механизация взрывных работ на земной поверхности должна свести к минимуму физически тяжелых ручных операций с мешками ВВ, начиная с поступления их на склад ВМ и кончая заряжанием в скважины. Имеются следующие основные участки (узлы) механизации взрывных работ:
· склад ВМ;
· пункт подготовки исходных компонентов и готовых ВВ к загрузке зарядных машин;
· осушение скважин перед заряжанием;
· заряжание скважин;
· забойка скважин.
На складах ВМ применяют вилочные погрузчики во взрывобезопасном исполнении для разгрузки и погрузки ВВ в мягких контейнерах емкостью 1 т, пакетов из мешков с ВВ на поддонах (20-25 шт.). Для операций с жесткими контейнерами большой грузоподъемности применяют специальные подъемные автокраны.
Имеются предложения подавать пневмотранспортированием гранулированные ВВ из вагонов МПС в бункеры-хранилища, из которых производится загрузка зарядных машин. Опыт предприятий показывает возможность и эффективность хранения аммиачной селитры в вагонах - хопперах или в россыпном виде в штабелях с погрузкой ее в зарядные или транспортные машины роторными погрузчиками; на пунктах подготовки и изготовления ВВ применяют стационарные или передвижные устройства для растаривания ВВ, поступающего со склада ВМ в мешках или контейнерах; устройства для подготовки ВВ к загрузке зарядных машин; загрузочные или смесительно-загрузочные устройства для загрузки зарядных машин исходными компонентами или готовыми ВВ; для заряжания скважин применяют транспортно-зарядные машины, предназначенные для транспортирования и заряжания готовых ВВ; смесительно-зарядные машины, предназначенные как для транспортирования, так и для изготовления инициирующего вещества (Игданита, ГЛТ-20, Ифзанитов, Порэмита), некоторые из этих машин могут работать с готовыми ВВ заводского изготовления; для забойки скважин применяют автономные машины с устройствами для загрузки забойки в бункер машины; неавтономные – без таких устройств; для осушения скважин перед заряжание применяют машины, выполняющие осушение с помощью сжатого воздуха или с помощью погружных насосов.
Зарядные машины для гранулированных ВВ предназначенные для транспортирования и заряжания скважин на открытых горных работах Игданитом, приготовляемым в процессе заряжания, а также заводского изготовления. Выгрузка из бункера машины и транспортирование ВВ к устью скважины осуществляются системой шнеков, которые служат и для смешения аммиачной селитры с дизельным топливом при изготовлении Игданита.
Машина МЗ-ЗБ выполняет те же операции, что и МЗ-ЗА, но в отличие от нее дополнительно оснащена устройствами для рассредоточения зарядов в скважине пневмозатворами и насосом для удаления воды из скважин. Базой для машин МЗ-ЗА и МЗ-ЗБ служит шасси автомобиля КрАЗ 256Б. Машина МЗ-4 выполняет те же операции, что и МЗ-ЗА. Основным отличием машины является высокая производительность. Базой служит шасси автомобиля БелАЗ-540А. Эти зарядные машины применяются на крупных карьерах с объемом заряжания на взрыве более 200 т. МЗ-4 не разрешается движение по автодорогам общего пользования из-за большой массы. Машина МЗ-8 представляет собой бункер, смонтированный на автомобиле МАЗ-563Б, с размещенными внутри него пневматическими диафрагмами для перемещения ВВ. Из бункера ВВ самотеком поступает в объемный дозатор, оттуда также самотеком в скважину. Изготовитель - ППП «Кривбассвзрывпром». Аналогичные конструкции зарядных машин-бункеров созданы и успешно эксплуатируются на «Сорском» комбинате, на объектах треста «Союзвзрывпром» (зарядный автомобильный бункер БЗА-01, БЗА-05 с вместимостью ВВ от 5,0 до 10 т на базе автомобилей КрАЗ и КамАЗ).
Техническая производительность заряжания машин 500 кг/мин.
Для заряжания шпуров и скважин в труднодоступных условиях дорожного и гидротехнического строительства применяют пневомзарядчики типа ЗМК-1А или ЗМБС-2, производительность которых 25 и 100 кг/мин соответственно, а вместимость бункера 55 и 300 кг. Трестом «Трансвзрывпром» создана на базе полу-принципа и зарядной машины Ульба-400 зарядная установка "Калуга". Ее транспортируют грузовой машиной, в которой доставляют мешки с ВВ к месту взрыва, а затем производят заряжание нескольких скважин с одной установки машины (на длину зарядного шланга). Причем заряжание ведется пневматическим способом как ниже, так и выше (до 50 м) уровня расположения зарядной установки. Производительность заряжания 150 кг/мин. Для работы в гористой местности при строительстве дорог трестом «Трансвзрывпром» создана зарядная установка ТЗУ-Т на базе зарядной машины Ульба-400 с емкостью бункера 400 кг ВВ. Подача ВВ пневмотранспортом на длину по горизонтали до 300 м, по вертикали до 100 м. Установка смонтирована на полуприцепе и работает с передвижным компрессором.
Машина зарядная МЗ-3Б
Предназначена для транспортирования взрывчатых веществ и заряжания скважин на открытых горных работах в районах с умеренным климатом. Кроме того, она выполняет операции по установке пневмозатворов в скважине. Заряжание скважин производится как игданитом, так и взрывчатыми веществами заводского производства, допущенными Госгортехнадзором России для механизированного заряжания.
Рис. 6 -КрАЗ-6510
Техническая характеристика
Базовое шасси КрАЗ-6510 КамАЗ-5511
Рекомендуемый диаметр заряженных скважин, мм 214 214
Грузоподъемность, т 10 10
Техническая производительность, кг/мин 600 600
Габаритные размеры, мм
- длина 8500 7030
- ширина 2500 2500
- высота 3300 3300
Масса сухая, кг 13000 9900
Предельно допустимое отклонение дозирования взрывчатых веществ, % ±4 ±4
И так, рассмотрев выше приведенный материал, делаем вывод что, для данных условий может применяться зарядная машина МЗ-3Б смонтированная на базе автомобиля КрАЗ 256Б.
Механизация вспомогательных работ при выемке и погрузке горной массы
При выемке и погрузке горной массы наиболее трудоёмкими вспомогательными работами являются: очистка ковшей и ходовой части экскаваторов от налипания и намерзания горной массы; зачистка кровли ПИ от просыпей и недобора вскрыши; уборка просыпавшейся при разгрузке горной массы; обрушение козырьков в экскаваторных забоях и ликвидации местных превышений уступов; подавление пыли в экскаваторных забоях, планировка трассы экскаваторов и выравнивание подошвы уступов после отгрузки горной массы; перемещение питающего кабеля вслед за движущимися экскаватором; мелкий ремонт и смазка оборудования.