Предпринимательство и предприятия.

1. Какую деятельность можно назвать предпринимательством?

2. Кто может выступать в роли предпринимателя?

3. Существовало ли предпринимательство в условиях планово-директивной системы хозяйствования?

4. Каковы преимущества акционерного общества открытого типа перед акционерным обществом закрытого типа?

5. Как определить современную фирму?

6. Как соотносится фирма и рынок?

7. Каковы особенности современных западных фирм?

8. Может ли малый бизнес функционировать без поддержки государства?

9. Охарактеризуйте особенности развития предпринимательства в России.

10. Что такое унитарное предприятие?

11. Какой критерий лежит в основе деления издержек на внешние (явные) и внутренние (неявные) и какие затраты предприятия включают в себя оба вида издержек?

12. В чём заключается разница между экономической и бухгалтерской прибылью? Что представляет собой нормальная прибыль?

13. Что лежит в основе деления издержек на постоянные и переменные?

14. В чём различие между краткосрочными и долгосрочными периодами функционирования предприятия?

15. Как рассчитываются средне постоянные, переменные и общие издержки?

16. Почему кривые средних переменных и средних общих издержек имеет нисходящий характер?

17. Чем отличаются затраты на производство единицы продукта в среднем от затрат на выпуск дополнительной единицы продукта?

18. Каково содержание возрастающей, постоянной, бывающей производительности (отдачи)?

19. Как сочетаются средняя и предельная производительность?

20. В чём особенность кривой средних издержек в долгосрочном периоде?

21. Всегда ли фирма должна стремиться в максимизации прибыли?

22. Для получения максимальной прибыли необходимо продать максимально большее количество продукции. Верно ли это утверждение и почему?

К разделу 4 ПК-3

Равновесие

1. Что понимается под экономической категорией «спрос» («предложение»)? Какие показатели исполь-зуются для количественной оценки спроса (предло-жения)? Всегда ли величина рыночного спроса долж-на совпадать с объемом рыночных продаж?

2. Каковы способы представления функциональной за-висимости между величиной спроса и ценой ( между величиной предложения и ценой)?

3. Объясните действие законов спроса и предложения. Приведите исключения из закона спроса.

4. В чем состоит различие между изменением величины спроса и изменениями в самом спросе на данный то-вар (между изменением величины предложения и из-менениями в предложении)?

5. Какие факторы вызывают правостороннее, а какие ле-востороннее смещение кривой спроса (кривой пред-ложения)?

6. Объясните действие ценовых и неценовых факторов спроса (предложения).

7. Что понимается под следующими экономическими категориями «цена спроса» и цена предложения», «излишек потребителя» и «излишек производителя»?

8. Объясните действие рыночного механизма на основе анализа двух ситуаций неравновесия: избытка и де-фицита товара на рынке. Какие факторы будут спо-собствовать изменению цены до равновесного уров-ня?

9. В чем заключается экономический смысл такого по-нятия как «общественная выгода»?

10. Что понимается под следующими экономическими категориями « эластичность спроса» и «эластичность предложения»? Какими факторами они определяют-ся?

11. Какие виды эластичности спроса и эластичности предложения вы знаете? Какой фактор эластичности предложения является наиболее важным?

12. В чем состоит практическое значение анализа эла-стичности спроса? Приведите пример с разными ви-дами эластичности спроса?

13. В чем смысл и назначение теории потребительского поведения (выбора)?

14. Объясните содержание следующих экономических понятий: полезность, общая полезность, предельная полезность, кривая безразличия, бюджетная линия ( бюджетное ограничение).

15. В чем смысл первого и второго законов Госсена?

16. В чем состоит различие между кардиналистским и ординалистским подходами в теории предельной по-лезности?

17. При каком условии потребительский выбор считается рациональным?

К разделу 5. ПК-8

Стратегическая конкуренция

1. Чем определяется структура рынка? Почему важно знать структуру рынка? Какие критерии можно предложить для оценки той или иной структуры рынка?

2. Какие критерии рыночной структуры являются необходимыми и достаточными для классификации рынка как рынка совершенной конкуренции?

3. Какие методы ценообразования складываются в условиях рынка совершенной конкуренции? Каким образом они соотносится с концепцией «справедливой цены»? Является ли цена, складывающаяся в условиях совершенной конкуренции, справедливой?

4. Является ли совершенно конкурентное равновесие эффективным? Как оценить и какова будет эффективность (неэффективность) других рыночных структур?

5. Препятствуют ли патенты, лицензии и авторские права конкуренции? И если да, должны ли такие ограничения конкуренции иметь место в экономике?

6. Почему монополист не может назначить любую цену и произвести любое количество товара, какое захочет?

7. Какие методы ценообразования можно рассматривать как наиболее «эффективные» с точки зрения монополиста?

8. Каковы общественные издержки несовершенной конкуренции и каким образом их можно уменьшить?

9. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества? Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления монополии?

10. Всегда ли монополия приводит к Х-неэффективности? В каких случаях монополия приводит к техническому прогрессу?

11. Какуие критерии общественной эффективности той или иной рыночной структуры используются в экономической теории? Назовите преимущества и недостатки каждого подхода.

12. Какие рыночные структуры в наибольшей степени присущи современной развитой экономике? Является ли преобладание той или иной структуры характерным только для каких-то отдельных отраслей экономики или это закономерное явление современной экономики в целом?

13. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?

14. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях рынков с дифференциацией продукта? Каким образом модно было бы повысить значимость ценовой конкуренции в таких условиях?

15. Применим ли критерий Калдора - Хикса для оценки эффективности принятия решения в условиях монополистической конкуренции?

16. Характенризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции? Почему «да» или почему «нет»? В каком случае мы можем говорить о преобладании конкуренции, а в каких – о преобладании монополии при исследовании монополистической конкуренции?

17. Можно ли утверждать, что высокое расходы на рекламу тормозят развитие производства?

18. Всегда ли дуополия ведёт к соглашению между фирмами? В каких случаях такое соглашения будет устойчивым и длительным, а в каких нет? Когда соглашение эффективно?

19. Почему не ценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источники этой прибыли?

20. Какие олигополистические структуры являются устойчивыми, а какие нет? Каковы критерии и условия стабильности равновесия в условиях олигополии?

21. Каким образом можно оценить эффективность олигополии и степень олигополистической зависимости на рынке? Всегда ли издержки олигополии превышают выгоды от неё?

22. Какие методы ценообразования применяют олигополисты? Каковы условия существования лидерства в ценах и ценовой дискриминации в условиях олигополии?

23. Каким образом формируются потребительский излишек и прибыль фирмы в результате процесса ценообразования в условиях олигополии?

24. Каким образом можно оценить эффективность рыночного обмена в условиях олигополистической взаимозависимости?

25. В каких условиях объём производства в отрасли будет выше: в условиях равновесия Курно, равновесия Бертрана или равновесия Штакельберга?

26. Возможно ли равновесие Курно (Бертрана, Штакельберга ) для фирм, выпускающих дифференцированную продукцию (например, разные виды ручных часов)? Какие условия при этом должны выполняться?

27. Совместима ли экономическая эффективность с рыночной ситуацией равновесия Курно, равновесия Бертана или равновесия Штакельберга?

28. Каковы условия и ограничения ценовой дискриминации?Любая ли рыночная структура может привести к ценовой дискриминации?

29. Какие меры государственной политики применяются для регулирования олигополистического рынка? Всегда ли такое регулирование необходимо и выгодно с точки зрения общественного благосостояния?

30. Каковы критерии оценки эффективности государственного регулирования структуры рынка?

31. Какие меры государственного регулирования следует (или не следует) применять в условия равновесия Курно? Равновесия Бертрана? Равновесия Штакельберга?В каких отраслях возможнадуопсония и монопсония? Следует ли государству регулировать подобные рыночные структуры? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?

К разделу 6. ПК-13

Наши рекомендации