Теоретические основы конкурентоспособности продукции

ВВЕДЕНИЕ

Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция товаропроизводителей.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок свободной конкуренции, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки.

В условиях формирующегося рынка преобладает стихийное начало конкуренции, сопровождающееся разрушительными процессами - банкротствами, кризисами и т.п. В условиях сформированного рынка конкуренция становится организованной.

Конкуренция имеет важное значение в механизме рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно - технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.

Переход от командно-административной к рыночной модели управления экономикой поставил предприятия в сложное положение. Хотя с одной стороны предприятия получили полную свободу, с другой стороны они оказались не готовы к принятию рыночной действительности. Рынок погрузил предприятия в условия жесткой конкуренции, которая привела к тому, что многие из них, стабильно работающие в условиях социалистической экономики, в рыночных условиях оказались нежизнеспособными.

В странах бывшего Советского Союза в связи с приватизацией государственных предприятий и развитием фондового рынка оценка потенциала предприятия приобрела большое значение. Наличие множества предприятий, в которые можно вложить свободные денежные и другие средства, затрудняет выбор потенциальных инвесторов. Последнее десятилетие Республика Беларусь находится в системном кризисе. Не преодолены в полной мере негативные тенденции, выражающиеся в дефиците внешней торговли, сокращении валютных резервов, значительном количестве убыточных предприятий, неблагоприятном инвестиционном климате, малом притоке иностранных инвестиций. Принимать решение о вложении средств в конкретное предприятие инвестор может только на основе результатов комплексного анализа, каковым является оценка его потенциала, которая может дать наиболее реальную информацию о состоянии и перспективах предприятия.

Основными направлениями применения результатов оценки потенциала на предприятии является выработка стратегии поведения его на рынке. По результатам анализа менеджеры могут сделать выводы о положении предприятия относительно конкурентов. Анализ выявляет сильные и слабые стороны в работе предприятия, а также качественно характеризует имеющиеся у него ресурсы. На основе результатов полученных в ходе оценки потенциала может быть разработана программа реформирования предприятия и составлены краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития.

Развитие экономической системы любого государства связано с нахождением наиболее оптимального пути использования имеющихся ресурсов. Каждое предприятие следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания рынка, внутренней поддержки и возможностей. Если в стране отсутствует конкурентная среда, если предприятие не ориентированно на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится. Большинство крупных белорусских предприятий не перестроили свою работу, а усилия производственного менеджмента зачастую концентрируются не на финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач.

Тема данной курсовой работы весьма актуальна, поскольку только конкурентоспособная организация способна эффективно функционировать в рыночной экономике. Следует отметить особую актуальность проблем конкурентоспособности для белорусских предприятий - для существует необходимость производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу.

Целью данной курсовой работы является определение конкурентоспособности организации и изучение методов ее оценки.

Объект исследования – ОАО «Витебские ковры».

Предмет исследования – конкурентоспособность продукции ОАО «Витебские ковры».

Цель курсовой работы - провести исследования в организации и дать оценку конкурентоспособности продукции, а так же разработать направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Витебские ковры»

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1) определить составляющие конкурентоспособности продукции;

2) изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности продукции;

3) исследовать конкурентоспособность продукции ОАО «Витебские ковры» с использованием предложенных методов;

4) исследовать конкурентов ОАО «Витебские ковры»;

5) дать оценку конкурентоспособности продукции ОАО «Витебские ковры» на основе проведенных исследований;

6) предложить пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Витебские ковры».

Аналитическая часть курсовой работы основывается на информации литературных источников, бухгалтерских и статистических данных ОАО «Витебские ковры».

Рисунок 1.1 - Эластичность цены потребления продукта по его качеству

Источник: [8, с. 221].

Различают три основных вида эластичности цены продукции по ее качеству:

1) единичная эластичность цены, когда на каждый процент изменения комплексного показателя качества продукции цены потребления изменяются соответственно на 1% (Еа = 1);

2) эластичная цена, когда цена потребления продукции изменяется в процентах быстрее, чем изменяется комплексный показатель качества в процентах (Еа >1);

3) неэластичная цена, когда цена потребления продукции изменяется медленнее, чем изменяется комплексный показатель качества в процентах (Еа <1).

Единичная эластичность цены уравновешивает интересы товаропроизводителя и потребителя. На неэластичной цене, если продукция реализуется, в краткосрочном периоде проигрывает товаропроизводитель. Эластичная же цена обеспечивает товаропроизводителю его долгосрочное процветание и долговременный период пребывания на рынке, если проблем с реализацией продукции нет [7, с. 244-246].

Помимо частных требований к продукции, выдвигаемых рынком и каждым отдельным потребителем, существуют и общие требования к производству всех видов продукции. Это нормативные параметры, которые устанавливаются действующим законодательством, международными и региональными стандартами; нормативно-техническими регламентами страны-экспортера и стран импортеров, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции фирм-изготовителей данной продукции, патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то риск выведения продукции на рынок является высоким [29, с. 236].

В условиях обострения конкуренции возникает необходимость постоянного уточнения показателей конкурентоспособности продукции посредством учета факторов риска внешней среды, которые представляют собой возможные ее изменения, приводящие к снижению конкурентоспособности продукции.

С точки зрения конкурентоспособности продукции выделяются две основные группы факторов риска внешней среды, наиболее распространенные из которых представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Классификация основных факторов риска внешней среды

Признак группировки Наиболее распространенные факторы риска
1. Факторы риска конкретного рынка
Изменения в общерыночной среде - появление новой ниши рынка; - перегруппировка существующих сегментов рынка; - изменение типа конкуренции на рынке и др.
Изменения в действиях конкурентов - появление новых конкурентов; - изменения стратегии производства и сбыта продукции существующими конкурентами и др.
Изменения в продуктах-конкурентах - появление новой продукции; - изменение свойств существующей продукции; - появление новых продуктов-заменителей и др.
Изменения в поведении потребителей - изменение платежеспособного спроса; - появление новых требований к продукции данного вида и др.
2. Макроэкономические факторы риска конкурентной среды
Изменение свойств продукции - введение новых стандартов качества продукции, изменение инновационной и инвестиционной политики и др; - изменение политики налогообложения, кредитования и ценообразования; - изменение внешнеторговой политики и др.

Источник: [8, с. 223].

Учет факторов риска конкретного рынка определяется для каждого оцениваемого продукта на основе маркетинговых исследований. Для этого всевозможные опасные изменения на рынке распределяются по степени весомости их влияния на конкурентоспособность оцениваемой продукции (сумма всех весов по важности равняется 1). После этого для каждого фактора риска определяется степень вероятности его появления, которая имеет значения в диапазоне от 0 до 1. Перемножив по каждому фактору риска оба коэффициента (весомость и вероятность их появления), определяем показатель риска для каждого из факторов. Затем, сложив полученные показатели, определяем общую оценку риска в целом по конкретному рынку:

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru (1.3)

где Р – общая оценка риска в целом по рынку, доли единицы;

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – вероятность появления i-го фактора риска;

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – весомость i-го фактора риска;

n – количество факторов риска.

Рынок, который имеет наибольшее значение общего риска, является наиболее неподходящим и опасным для реализации продукции [8, с. 222-223].

Общую оценку риска по конкретному рынку можно использовать для уточнения оценки уровня конкурентоспособности продукции, сбыт которой ориентирован на данный рынок:

Fрынок=1+Rрынок, (1.4)

где Fрынок – показатель (коэффициент) уточнения оценки уровня конкурентоспособности продукции для конкретного рынка.

Макроэкономические факторы риска являются основными показателями для оценки развитости конкурентной среды. Их учет предполагает определение:

1) основных макроэкономических факторов, характеризующих конкурентную среду;

2) реальных их значений;

3) требуемых значений;

4) единичных показателей, которые с учетом коэффициентов важности позволяют рассчитать один комплексный показатель, представляющий собой совокупную оценку развитости макроэкономической конкурентной среды по формуле (1.5):

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru , (1.5)

где теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – совокупная оценка макроэкономической конкурентной среды;

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – реальное значение i-го макроэкономического фактора риска, характеризующего конкурентную среду;

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – требуемое значение i-го макроэкономического фактора риска, характеризующего конкурентную среду;

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – вес важности i-го макроэкономического фактора риска;

n – количество макроэкономических факторов риска.

Определив разницу между 1 и полученной совокупной оценкой развитости макроэкономической конкурентной среды ( теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru ) и суммируя ее с 1, определяем показатель корректировки закладываемого уровня конкурентоспособности нового или модернизируемого продукта на риск макроэкономических изменений конкурентной среды:

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru (1.6)

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – коэффициент корректировки уровня конкурентоспособности продукта на риск макроэкономических изменений конкурентной среды [8, с. 223-224].

Рисунок 1.2 - Радар конкурентоспособности продукции

Источник:[8, с. 232].

Конкурентоспособность изделия по методу радара рассчитывается по формуле (1.19):

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru (1.19)

где теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – соответственно площадь радара для конкретного изделия и общая площадь оценочного изделия.

Оценка конкурентоспособности продукции на основе радара позволяет объединить разномерные показатели в один интегральный показатель – коэффициент конкурентоспособности. Достоинством данного метода является его наглядность. При помощи радара можно легко найти слабые стороны оцениваемого изделия. Однако этот метод имеет и недостатки: модель не учитывает конкретные требования рынка, все разномерные показатели имеет одинаковую значимость, что не соответствует практике.

Экспертные методы определения конкурентоспособности основаны на использовании опыта и интуиции специа­листов-экспертов. Для оценки уровня конкурентоспособности данные методы используются в тех случаях, когда невоз­можно или очень затруднительно применить методы эмпири­ческого определения значений единичных или комплексных показателей. Например, экспертный метод применяется для оценки продукции легкой и пищевой промышленности при анализе таких потребительских свойств, как мода, аромат, вку­совые качества продукции и т.п.

На практике при оценке конкурентоспособности продукции на­иболее часто используется упрощенный метод балльных оце­нок, где баллы даются экспертами, а общий показатель конку­рентоспособности определяют как среднее арифметическое значение экспертных оценок.

При изучении покупательских предпочтений и конкурен­тоспособности изделий наиболее распространенным методом является социологический,который основан на устном опросе или на материалах анкет-вопросников, конференций, выста­вок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации и т.п. [8, с. 225-233].

Ниже приведены пять наиболее распространенных расчетных методов оценки конкурентоспособности продукции, которые описывает А. И. Ильин в учебном пособии «Экономика предприятия».

1. Критерием для определения конкурентоспособности продукции является цена потребления этой продукции, которая определятся по формуле (1.20):

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru (1.20)

где ЦП – цена потребления;

ЦПР – цена продажная;

ИП – издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы делятся на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины (покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.) и переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание др.

Величину переменных затрат (ИП) можно определить по формуле (1.21):

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru (1.21)

где ЗП – годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;

ИРЕМ – годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;

ИМР – годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;

А – годовая величина амортизации;

ИПР – прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

ТН – нормативный срок службы.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая продукция одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид.

Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все учитываются в стоимостных параметрах (продажной цене и цене потребления).

2. При определении конкурентоспособности продукции учитываются два критерия: себестоимость производства изделия и уровень его качества.

Более конкурентоспособным является то изделие, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравнению с изделием-конкурентом.

При одинаковом уровне качества изделий-конкурентов более конкурентоспособным является то, у кого ниже себестоимость. В этих условиях организации должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации.

3. Метод основан на сопоставлении изделий-конкурентов с учетом их технического уровня и цены реализации.

На первом этапе определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (изделия) по формуле (1.22):

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru (1.22)

где, КП – комплексный показатель уровня качества изделия;

КПЭ – комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;

КПТ – комплексный показатель технического уровня;

КПН – комплексный показатель надежности.

На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и изделия, принятого за базу сравнения:

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru (1.23)

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru (1.24)

где, ПКi, ПКб – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и изделия-эталона;

КПi, КПб – комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и тизделия-эталона;

Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и изделия-эталона.

Если ПКi > ПКб, то сравниваемый продукт является более конкурентоспособным.

Если ПКi < ПКб – менее конкурентоспособным.

Если ПКi = ПКб – конкурентоспособность одинакова.

Наиболее наглядное представление дает относительный показатель конкурентоспособности (ОПК):

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru (1.25)

Если ОПК ≥ 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.

Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемой продукции, а не ее цену потребления, т. е. этот метод не учитывает, насколько хороши эти изделия в эксплуатации.

4. При этом методе уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров.

При этом рассчитываются единичные, сводные и интегральные показатели.

Единичный параметрический индекс характеризует конкурентоспособность оцениваемого изделия при сравнении его с эталоном по одному конкретному показателю, например, мощности, скорости, эстетичности и т. д.

Единичный показатель рассчитывается как процентное отношение (или индекс) величины параметра оцениваемого изделия к величине аналогичного параметра эталона (базового образца):

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru (1.26)

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru (1.27)

где ИЕi – единичный параметрический индекс, определенный по i-му параметру (i =1, 2,…n);

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – значение i-го параметра соответственно оцениваемого изделия и базового образца.

При проведении расчетов конкурентоспособности из формулы (1.26) и (1.27) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя соответствует повышение конкурентоспособности.

Сводный параметрический индекс (групповой показатель) характеризует группу однородных свойств изделия. Он определяется по совокупности единичных показателей, методом средней взвешенной величины:

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru , (1.28)

где ИСi – сводный параметрический индекс, рассчитанный по q – ой группе параметров;

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – вес i-го параметра;

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – номер группы параметров.

При расчете сводного параметрического индекса значительную проблему составляет выбор весовых коэффициентов, поскольку разные потребители оценивают различные параметры товара неоднозначно. Например, одни отдают предпочтение дизайну, другие – эргономическим характеристикам. Здесь не обойтись без субъективизма, который можно снизить за счет проведения тщательных маркетинговых исследований.

Интегральный индекс (ИИ)

теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru (1.29)

де Ип – сводный параметрический индекс по потребительским параметрам;

Э, теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого изделия и эталона за срок службы;

З, теоретические основы конкурентоспособности продукции - student2.ru – полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого изделия и эталона.

Если Ии > 1, то конкурентоспособность оцениваемого изделия выше чем изделия-аналога.

Если Ии = 1, то конкурентоспособность оцениваемого изделия аналогична сравниваемому изделию;

если Ии < 1, то конкурентоспособность оцениваемого изделия уступает изделию-аналогу.

В практических расчетах конкурентоспособности промышленной продукции в качестве суммарного полезного эффекта может применяться показатель по техническим параметрам (сводный параметрический индекс), а в качестве полных затрат – групповой показатель по экономическим параметрам [13, с. 260-265].

ВВЕДЕНИЕ

Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция товаропроизводителей.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок свободной конкуренции, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки.

В условиях формирующегося рынка преобладает стихийное начало конкуренции, сопровождающееся разрушительными процессами - банкротствами, кризисами и т.п. В условиях сформированного рынка конкуренция становится организованной.

Конкуренция имеет важное значение в механизме рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно - технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.

Переход от командно-административной к рыночной модели управления экономикой поставил предприятия в сложное положение. Хотя с одной стороны предприятия получили полную свободу, с другой стороны они оказались не готовы к принятию рыночной действительности. Рынок погрузил предприятия в условия жесткой конкуренции, которая привела к тому, что многие из них, стабильно работающие в условиях социалистической экономики, в рыночных условиях оказались нежизнеспособными.

В странах бывшего Советского Союза в связи с приватизацией государственных предприятий и развитием фондового рынка оценка потенциала предприятия приобрела большое значение. Наличие множества предприятий, в которые можно вложить свободные денежные и другие средства, затрудняет выбор потенциальных инвесторов. Последнее десятилетие Республика Беларусь находится в системном кризисе. Не преодолены в полной мере негативные тенденции, выражающиеся в дефиците внешней торговли, сокращении валютных резервов, значительном количестве убыточных предприятий, неблагоприятном инвестиционном климате, малом притоке иностранных инвестиций. Принимать решение о вложении средств в конкретное предприятие инвестор может только на основе результатов комплексного анализа, каковым является оценка его потенциала, которая может дать наиболее реальную информацию о состоянии и перспективах предприятия.

Основными направлениями применения результатов оценки потенциала на предприятии является выработка стратегии поведения его на рынке. По результатам анализа менеджеры могут сделать выводы о положении предприятия относительно конкурентов. Анализ выявляет сильные и слабые стороны в работе предприятия, а также качественно характеризует имеющиеся у него ресурсы. На основе результатов полученных в ходе оценки потенциала может быть разработана программа реформирования предприятия и составлены краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития.

Развитие экономической системы любого государства связано с нахождением наиболее оптимального пути использования имеющихся ресурсов. Каждое предприятие следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания рынка, внутренней поддержки и возможностей. Если в стране отсутствует конкурентная среда, если предприятие не ориентированно на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится. Большинство крупных белорусских предприятий не перестроили свою работу, а усилия производственного менеджмента зачастую концентрируются не на финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач.

Тема данной курсовой работы весьма актуальна, поскольку только конкурентоспособная организация способна эффективно функционировать в рыночной экономике. Следует отметить особую актуальность проблем конкурентоспособности для белорусских предприятий - для существует необходимость производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу.

Целью данной курсовой работы является определение конкурентоспособности организации и изучение методов ее оценки.

Объект исследования – ОАО «Витебские ковры».

Предмет исследования – конкурентоспособность продукции ОАО «Витебские ковры».

Цель курсовой работы - провести исследования в организации и дать оценку конкурентоспособности продукции, а так же разработать направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Витебские ковры»

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1) определить составляющие конкурентоспособности продукции;

2) изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности продукции;

3) исследовать конкурентоспособность продукции ОАО «Витебские ковры» с использованием предложенных методов;

4) исследовать конкурентов ОАО «Витебские ковры»;

5) дать оценку конкурентоспособности продукции ОАО «Витебские ковры» на основе проведенных исследований;

6) предложить пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Витебские ковры».

Аналитическая часть курсовой работы основывается на информации литературных источников, бухгалтерских и статистических данных ОАО «Витебские ковры».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

Наши рекомендации