Описание рынка производства и реализации молока и молочных продуктов.
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в 2016 году роста валового производства молока не наблюдалось. Более того, производство сырого молока во всех категориях хозяйств снизилось до 30,6-30,7 миллиона тонн, 45% из которых было произведено подсобными хозяйствами. Что касается товарного молока, то его по итогам года выпущено около 17,8 миллиона тонн, 80% из которых пришлось на сельскохозяйственные организации. По итогам года выпуск молока в сельхозорганизациях увеличился на 2,2%, или 300 тысяч тонн, и достиг 15 миллионов тонн. Исходя из этого эксперты прогнозируют 2,1%-ый прирост объема отгрузки молока в промышленную переработку – до 14,2 миллиона тонн. Также ожидается, что молочная продуктивность коров в 2016 году вырастет на 4% и составит рекордные 5800 кг в год, а поголовье коров сократится на 1%.
Объем производства сливочного масла и сухого молока, по прогнозу аналитиков, сократится на 4,5-5% — до 245 и 118 тысяч тонн соответственно. Сыров будет выпущено лишь на 2% больше, а именно 594 тысячи тонн (в 2015 году рост составил 17%). Прирост производства цельномолочной продукции составит 1,5% (11,9 миллиона тонн).
За 11 месяцев 2016 года ввоз СОМ и СЦМ из стран, не входящих в ЕАЭС, увеличился в 8 раз и превысил 32 тысячи тонн. Список стран, экспортирующих сухое молоко в РФ, пополнился Ираном, Турцией, Швейцарией, Коста-Рикой, Парагваем, Азербайджаном и Молдовой. В целом импортные поставки СОМ, СЦМ и сухой сыворотки в 2016 году составили 338 тысяч тонн (+30%), сливочного масла и молочного жира – 95 тысяч тонн (на уровне 2015 года), сыра – 200 тысяч тонн (+14).
Главным экспортером молочных продуктов в РФ остается Беларусь. На долю этой станы в общем объеме импорта сливочного масла в РФ пришлось 82%, сыра – 87%, сухого молока и сухой сыворотки – 85%, цельномолочной продукции – 99%.
В 2016 году традиционного снижения цен на сырое молоко и большинство молочных продуктов в летний период практически не наблюдалось. Однако с конца лета сырое молоко начало резко дорожать, в результате чего цены достигли 25,5 рублей с НДС, что на 14% выше уровня 2014 и 2015 годов. Рост розничных цен на молочную продукцию по итогам 2016 года превысил общий уровень продовольственной инфляции и составил 9%, причем по отдельным позициям, например, сливочному маслу, цены выросли на 18%. Это стало причиной сокращения потребления молочной продукции на 1-2% по сравнению с прошлым годом.
Несомненно, 2017 год будет нелегким для молочной отрасли. Не известно, будут ли запущены закупочные и товарные интервенции на рынке молока и молочной продукции, а если и будут запущены, то какой эффект это даст.
С одной стороны, высокие цены на сырое молоко, в случае их сохранения в обозримой перспективе, повышают привлекательность инвестирования в молочное скотоводство. С другой стороны, молочная отрасль, как никакая другая, нуждается в понятных правилах игры на фоне высокой государственной поддержки, а главное, в их стабильности, которую, надеемся, сможет внести новый механизм субсидирования, вступающий в силу с 2017 года.
Инициатор проекта планирует реализовывать молоко и телятину, рассматривает рынок сбыта на территории республики Бурятия в непосредственной близости от фермы с поставкой продукции для ЗАО «Молочный завод».
Основными каналами дистрибуции являются магазины, супермаркеты, розничные магазины (включая собственные или собственные секции, прилавки, собственные торговые точки на мелкооптовых рынках и ярмарках, передвижные автоприлавки). Частные производители молока и молочной продукции реализуют ее оптом крупным перерабатывающим предприятиям, а также реализуют самостоятельно через розничные точки в магазинах и на продовольственных рынках. Большую роль в сбыте продукции крупных производителей играет реклама. В настоящее время ведущие производители стерилизованного молока достаточно активно используют практически все виды рекламы - на телевидении и радио, в прессе, осуществляют наружную рекламу, рекламу на транспорте и даже прямую почтовую рекламу. Показательно, что у основных фирм производителей часть рекламного бюджета используется для осуществления конкретных маркетинговых исследований в целях повышения эффективности их рекламных усилий.
Описание потребителей.
В настоящее время покупатели приобретают преимущественно стерилизованное молоко в магазинах. Молоко из частных подсобных хозяйств покупают на мелкооптовых рынках и ярмарках выходного дня. По данным проведенного опроса потребителей по заказу ОАО "Лиaнoзoвcкий молочный комбинат" рынки и ярмарки занимают прочное лидирующее место при выборе наиболее качественных и натуральных продуктов.
Место реализации продукции | Предпочтение по местам покупок продуктов (%) |
Мелкооптовый рынок, ярмарка | |
Продовольственный магазин | |
Универсам, супермаркет | |
Киоск, лоток, палатка на улице, в переходе | |
Специализированный продовольственный магазин | |
Другое |
Описание продукции.
Планируется получать и реализовывать 4 вида продукции: молоко жирностью 3,5%, творог жирностью от 9% до 20% , сметану жирностью 15-20% и телятину. Поскольку сырое молоко имеет небольшой срок хранения (3 дня), то инициатор проекта планирует его реализовывать оптом на молочный завод в количестве 50 л, 1 раз в 2 дня, доставляя собственным транспортом. Сметана имеет срок хранения около 20 суток, творог, в зависимости от жирности и температуры хранения, имеет срок хранения от 3-х до 20 суток. Эту продукцию планируется реализовывать на рынке в Бичурском р-е, так же как и телятину. Требования к качеству молока регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", опубликованным 20 июня 2008 г.