Размещение монтажных кранов и механизмов
1- Размещение монтажных кранов, подъемников и др. механизмов на строительной площадке осуществляется с учетом требований охраны труда и методов эффективного производства работ
2- Последовательность привязки кранов включает: определение требуемых параметров работы крана; выбор крана; привязку крана и подкрановых путей к строящемуся объекту; установление зоны действия крана; выявление условий работы; введение при необходимости ограничения в зону действия крана.
3- Выбор монтажного крана осуществляется по следующим показателям: требуемая грузоподъемность; требуемый вылет стрелы; требуемая высота подъема крюка;
4- Привязка крана и подкрановых путей к строящемуся объекту включает поперечную и продольную привязку.
Рис. 7
5- Поперечная привязка крана предусматривает безопасное расстояние между строящимся объектом и краном и определяется по формуле В = Rпов +lбез , (1) где В – минимальное расстояние от оси подкрановых путей до наружной грани сооружения, м; Rпов – радиус поворотной платформы или выступающей части крана, м; l без – минимально допустимое расстояние от выступающей части крана до габарита объекта, принимается не менее 0,7 м при высоте объекта до 2 м и 0,4 м при высоте более 2 м.
6- Продольная привязка крана устанавливает крайние стоянки и длину подкрановых путей. Крайние стоянки определяются по максимальному вылету стрелы при обеспечении необходимой грузоподъемности при монтаже торцовых конструкций (элементов).
7- При установке кранов у зданий или сооружений, имеющих подвалы или другие подземные пустоты, к проекту производства работ прикладываются рас- четы несущей способности таких сооружений на крановые нагрузки, выполненные автором проекта.
8- При привязке башенных кранов положение стрелы и расположенного вверху противовеса при их монтаже, демонтаже должны находиться над свободной территорией. В случае невозможности организации площадки для монтажа, демонтажа башенного крана разрабатываются технические решения в составе проекта производства работ.
9- При работе грузоподъемных машин на строительной площадке, согласно РД-11-06 необходимо выделить следующие зоны, опасные для людей: монтажная зона, рабочая зона крана (зона обслуживания краном), зона перемещения груза, опасная зона работы крана, опасная зона подкрановых путей, опасная зона работы подъемника, опасная зона дорог, опасная зона вдоль линий воздушных путей.
10-Монтажную зону составляет пространство с возможным падением груза при установке и закреплении элементов. Минимальное расстояние отлета груза при его падении определяется в соответствии с приложением Г СП 49.13330
11-Рабочая зона или зона обслуживания краном включает пространство, границей которого является окружность, описываемая крюком крана, радиусом, равным максимальному вылету стрелы крана.
12- Зона перемещения груза состоит из пространства, находящегося в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана определяется как R1 = Rmax + 0,5·Lо + Lд , (4) где R1 – радиус зоны перемещения груза, м; Rmax – максимальный рабочий вылет стрелы крана, м; Lо – ширина самой длинномерной конструкции, м; Lд – длина самой длинномерной конструкции.
13-Опасная зона работы крана включает пространство с возможным падением груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при перемещении R = R1 + l р , (5) где R – радиус опасной зоны работы крана, мl р – расстояние, учитывающее возможное рассеивание груза при падении, равное: l р = 7 м при высоте здания до 20 м; l р = 10 м при высоте здания более 20 м.
14- Опасная зона подкрановых путей состоит из полосы отвода земли, на которой расположены подкрановые пути, и зоны безопасности. С одной стороны границей зоны является строящееся здание, а с другой – временное ограждение вдоль пути.
15- Расстояние от ограждения до оси ближнего рельса определяется по фор- муле l 0 = R – 0,5 в + lб ′ , (6) где l о – расстояние от ограждения до оси ближнего рельса, м; в – ширина колеи, м; l б ′– безопасное расстояние от выступающей части крана до ограждения, принимаемое не менее 0,7 м.
16- Опасная зона работы подъемника включает пространство, в пределах которого возможно падение поднимаемого или опускаемого подъемником груза
17- Опасная зона дорог состоит из подъездов и подходов в пределах вышеуказанных зон, где могут находиться люди, не участвующие в совместной с краном работе или осуществляется движение транспорта или работа других механизмов.
18- Опасной зоной вдоль воздушной линии электропередачи (ЛЭП) является пространство, заключенное между двумя вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних под напряжением проводов на расстоянии
19- Внутрипостроечные дороги должны обеспечивать свободный проезд ко всем эксплуатируемым, строящимся и сносимым зданиям и сооружениям, в зону действия монтажных кранов, к площадкам укрупнительной сборки и местам складирования материалов, конструкций и оборудования.