Лекция 2. ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО МИКРОЭКОНОМИКИ

Сущность предприятия

Экономика любой страны предстает как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги. При всем многообразии производимой продукции (услуг) каждым предприятием, можно выделить те общие признаки, которые свойственны всем им.

Прежде всего, – каждое предприятие – это совокупность определенных средств производства. Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции, имеет свои особенности, специфику и технологии, т.е. способы изготовления продукции.

Непременным и существенным признаком предприятия является совокупность работников, объединенных общим процессом труда. В процессе труда между работниками возникает целая гамма отношений, которые называются «производственными отношениями». Они включают:

- организационные отношения, обусловленные особенностями технологии производства и разделением труда в рамках данного предприятия;

- связи, которые обусловлены и вытекают из отношений собственности насредства производства (отношения распределения, управления и потребления);

- связи, в которые вступает каждое предприятие с другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности.

Названные признаки не существуют отдельно друг от друга. Именно их совокупность и единство придают определенность и целостность предприятию, как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Таким образом, предприятие – это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ.

Предприятие - это совокупность производств, характеризующаяся как профильным, так и не профильным выпуском продукции (работ, услуг).

Цель производственной деятельности предприятия носит двойственный характер. Получить от реализации произведенной продукции прибыль, сделать ее как можно большей, - такова непосредственная цель и побудительный мотив деятельности предприятия. Но получить прибыль, можно лишь производя нужную для потребителей продукцию, т.е. товары, пользующиеся спросом. Поэтому предприятия вынуждены одновременно добиваться и другой цели – полнее и наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей.

В настоящее время в оборот активно входит понятие «фирма».

Фирма – это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного субъекта.

Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать следующие принципы:

- Экономичность – достижение необходимых результатов при минимальных затратах;

- Финансовая устойчивость - предприятие на каждый момент времени может произвести необходимые платежи;

- Получение прибыли - производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность.

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция.

Внешняя среда предприятия - это, прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия. Внешняя среда непосредственно определяет эффективность работы предприятия.

Классификация предприятий.

Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предприятия обычно классифицируются.

Основными признаками классификации предприятий являются следующие: отраслевой признак и вид хозяйственной деятельности, форма собственности, характер правового режима собственности, преобладающий производственный фактор, принадлежность капитала и контроль над ним, организационно-правовая форма, вид производимой продукции.

1. Классификация по виду и характеру деятельности.

Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга принадлежностью к той или иной отрасли экономике страны - промышленности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, снабжению и сбыту, финансовой сфере, науке и образованию, здравоохранению, культуре и т.д.

Деление предприятий по отраслям происходит по назначению выпускаемой продукции, характеру технической базы и технологического процесса:

- производственные;

- строительные;

- торговые;

- транспортно-экспедиторские;

- научно-производственные и др.

Промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров, обычно это те предприятия, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции.

Торговые предприятия занимаются в основном осуществлением операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо существовать независимо от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции.

Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.

2. Классификация по формам собственности.

В основе юридического статуса предприятия лежит форма собственности. По формам собственности различают

- государственные;

- муниципальные;

- частные;

- смешанные.

Во всех странах с рыночной экономикой большинство предприятий находится в частной собственности.

Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний, либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренности между участниками объединения. В зависимости от формы объединения предприятие может быть юридически самостоятельным и само решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или быть лишено хозяйственной и юридической самостоятельности, и тогда решение вопросов зависит от материнского предприятия.

Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. В чисто государственных предприятия государству принадлежит обычно весь акционерный капитал. В смешанных государственно-частных компаниях государство может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.

Большая часть государственных предприятий сосредоточена в добывающих отраслях.

3. Классификация по характеру правового режима собственности:

- индивидуальные;

- коллективные:

- с общей долевой собственностью

- с общей совместной собственностью.

4. Классификация по принадлежности капитала и контролю за ним:

- национальные;

- иностранные;

- смешанные.

5.Классификация в зависимости от пределов ответственности:

- с полной ответственностью;

- с ограниченной ответственностью.

6. Классификация по виду производимой продукции:

- предприятия по производству товаров;

- предприятия по оказанию услуг.

7. Классификация по организационно-правовой форме:

- хозяйственные товарищества;

- хозяйственные общества;

- производственный кооператив;

- унитарное предприятие.

8. По сферам деятельности. В этом аспекте выделяют предприятия, действующие в сфере материального - производства и его крупных подразделениях (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и строительство).

Другую группу составляет нематериальное производство, отличительным признаком которого является создание особых продуктов – услуг.

Большая группа предприятий занимается посреднической деятельностью. Задача предприятий-посредников – установление взаимовыгодных контактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Профессиональное посредничество сокращает совокупные издержки, повышает прибыль предпринимателей, уменьшает затраты потребителей на поиск нужных им товаров, т.е. выгодно всем участникам хозяйственных отношений.

Важные функции выполняют предприятия сферы обслуживания; такие показатели, как количество предприятий в этой сфере, численность занятых в ней работников, территориальное размещение, служат косвенным, но убедительным свидетельством уровня развития материального производства. Ведь чем меньшими затратами труда и ресурсов удовлетворяются материальные потребности людей в обществе, тем, следовательно, больше труда и ресурсов оно может направить на удовлетворение нематериальных потребностей. Состояние сферы обслуживания, объем потребляемых услуг является одной из важнейших характеристик качества и уровня жизни населения. В большинстве развитых стран в этой сфере общественного производства занято более половины экономически активного населения.

9. По количеству производимой продукции предприятия различаются как многопрофильные, производящие разные товары, и специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число товаров

10. По размерам предприятия подразделяются на: крупные, средние и мелкие. Чаще всего размер предприятия определяется через численность занятых на нем работников. Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и меняться по отраслям производства.

Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками - объемом продаж, активами, полученной прибылью.

Крупные предприятия за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеют ряд преимуществ. В частности, для изготовления продукции в больших объемах применяются оборудование и технология, обладающие, как правило, значительно более высокими экономическими и техническими показателями, чем для изготовления небольших партий. Для малого предприятия новейшая высокопроизводительная техника, как правило, оказывается недоступной. Фактически без государственной поддержки малое предпринимательство, особенно в производственной области, в настоящее время не в состоянии выжить и развиваться.

Рыночная среда, в которую погружены и в которой действуют предприятия, преобразует все компоненты предприятия, обусловливает необходимость их денежной оценки и соизмерения с результатами, рыночных принципов использования. Результаты деятельности предприятия также выступают в денежной форме. Даже внутренние ресурсы предприятия по необходимости получают стоимостную оценку через альтернативную стоимость.

Рыночные принципы деятельности – рациональность, экономичность и эффективность, - находят на уровне предприятия первичную сферу своего осуществления.

Наконец, конкуренция – этот двигатель рыночного развития, - именно в предприятии обретает свой главный субъект.

Наши рекомендации