Лекция 2. ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО МИКРОЭКОНОМИКИ
Сущность предприятия
Экономика любой страны предстает как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги. При всем многообразии производимой продукции (услуг) каждым предприятием, можно выделить те общие признаки, которые свойственны всем им.
Прежде всего, – каждое предприятие – это совокупность определенных средств производства. Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции, имеет свои особенности, специфику и технологии, т.е. способы изготовления продукции.
Непременным и существенным признаком предприятия является совокупность работников, объединенных общим процессом труда. В процессе труда между работниками возникает целая гамма отношений, которые называются «производственными отношениями». Они включают:
- организационные отношения, обусловленные особенностями технологии производства и разделением труда в рамках данного предприятия;
- связи, которые обусловлены и вытекают из отношений собственности насредства производства (отношения распределения, управления и потребления);
- связи, в которые вступает каждое предприятие с другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности.
Названные признаки не существуют отдельно друг от друга. Именно их совокупность и единство придают определенность и целостность предприятию, как особому, отдельному звену хозяйственной системы.
Таким образом, предприятие – это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ.
Предприятие - это совокупность производств, характеризующаяся как профильным, так и не профильным выпуском продукции (работ, услуг).
Цель производственной деятельности предприятия носит двойственный характер. Получить от реализации произведенной продукции прибыль, сделать ее как можно большей, - такова непосредственная цель и побудительный мотив деятельности предприятия. Но получить прибыль, можно лишь производя нужную для потребителей продукцию, т.е. товары, пользующиеся спросом. Поэтому предприятия вынуждены одновременно добиваться и другой цели – полнее и наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей.
В настоящее время в оборот активно входит понятие «фирма».
Фирма – это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного субъекта.
Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать следующие принципы:
- Экономичность – достижение необходимых результатов при минимальных затратах;
- Финансовая устойчивость - предприятие на каждый момент времени может произвести необходимые платежи;
- Получение прибыли - производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность.
Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция.
Внешняя среда предприятия - это, прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия. Внешняя среда непосредственно определяет эффективность работы предприятия.
Классификация предприятий.
Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предприятия обычно классифицируются.
Основными признаками классификации предприятий являются следующие: отраслевой признак и вид хозяйственной деятельности, форма собственности, характер правового режима собственности, преобладающий производственный фактор, принадлежность капитала и контроль над ним, организационно-правовая форма, вид производимой продукции.
1. Классификация по виду и характеру деятельности.
Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга принадлежностью к той или иной отрасли экономике страны - промышленности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, снабжению и сбыту, финансовой сфере, науке и образованию, здравоохранению, культуре и т.д.
Деление предприятий по отраслям происходит по назначению выпускаемой продукции, характеру технической базы и технологического процесса:
- производственные;
- строительные;
- торговые;
- транспортно-экспедиторские;
- научно-производственные и др.
Промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров, обычно это те предприятия, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции.
Торговые предприятия занимаются в основном осуществлением операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо существовать независимо от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции.
Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.
2. Классификация по формам собственности.
В основе юридического статуса предприятия лежит форма собственности. По формам собственности различают
- государственные;
- муниципальные;
- частные;
- смешанные.
Во всех странах с рыночной экономикой большинство предприятий находится в частной собственности.
Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний, либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренности между участниками объединения. В зависимости от формы объединения предприятие может быть юридически самостоятельным и само решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или быть лишено хозяйственной и юридической самостоятельности, и тогда решение вопросов зависит от материнского предприятия.
Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. В чисто государственных предприятия государству принадлежит обычно весь акционерный капитал. В смешанных государственно-частных компаниях государство может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.
Большая часть государственных предприятий сосредоточена в добывающих отраслях.
3. Классификация по характеру правового режима собственности:
- индивидуальные;
- коллективные:
- с общей долевой собственностью
- с общей совместной собственностью.
4. Классификация по принадлежности капитала и контролю за ним:
- национальные;
- иностранные;
- смешанные.
5.Классификация в зависимости от пределов ответственности:
- с полной ответственностью;
- с ограниченной ответственностью.
6. Классификация по виду производимой продукции:
- предприятия по производству товаров;
- предприятия по оказанию услуг.
7. Классификация по организационно-правовой форме:
- хозяйственные товарищества;
- хозяйственные общества;
- производственный кооператив;
- унитарное предприятие.
8. По сферам деятельности. В этом аспекте выделяют предприятия, действующие в сфере материального - производства и его крупных подразделениях (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и строительство).
Другую группу составляет нематериальное производство, отличительным признаком которого является создание особых продуктов – услуг.
Большая группа предприятий занимается посреднической деятельностью. Задача предприятий-посредников – установление взаимовыгодных контактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Профессиональное посредничество сокращает совокупные издержки, повышает прибыль предпринимателей, уменьшает затраты потребителей на поиск нужных им товаров, т.е. выгодно всем участникам хозяйственных отношений.
Важные функции выполняют предприятия сферы обслуживания; такие показатели, как количество предприятий в этой сфере, численность занятых в ней работников, территориальное размещение, служат косвенным, но убедительным свидетельством уровня развития материального производства. Ведь чем меньшими затратами труда и ресурсов удовлетворяются материальные потребности людей в обществе, тем, следовательно, больше труда и ресурсов оно может направить на удовлетворение нематериальных потребностей. Состояние сферы обслуживания, объем потребляемых услуг является одной из важнейших характеристик качества и уровня жизни населения. В большинстве развитых стран в этой сфере общественного производства занято более половины экономически активного населения.
9. По количеству производимой продукции предприятия различаются как многопрофильные, производящие разные товары, и специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число товаров
10. По размерам предприятия подразделяются на: крупные, средние и мелкие. Чаще всего размер предприятия определяется через численность занятых на нем работников. Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и меняться по отраслям производства.
Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками - объемом продаж, активами, полученной прибылью.
Крупные предприятия за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеют ряд преимуществ. В частности, для изготовления продукции в больших объемах применяются оборудование и технология, обладающие, как правило, значительно более высокими экономическими и техническими показателями, чем для изготовления небольших партий. Для малого предприятия новейшая высокопроизводительная техника, как правило, оказывается недоступной. Фактически без государственной поддержки малое предпринимательство, особенно в производственной области, в настоящее время не в состоянии выжить и развиваться.
Рыночная среда, в которую погружены и в которой действуют предприятия, преобразует все компоненты предприятия, обусловливает необходимость их денежной оценки и соизмерения с результатами, рыночных принципов использования. Результаты деятельности предприятия также выступают в денежной форме. Даже внутренние ресурсы предприятия по необходимости получают стоимостную оценку через альтернативную стоимость.
Рыночные принципы деятельности – рациональность, экономичность и эффективность, - находят на уровне предприятия первичную сферу своего осуществления.
Наконец, конкуренция – этот двигатель рыночного развития, - именно в предприятии обретает свой главный субъект.