Понятие государства ,егол признаки и функции
Государство – это, конечно, политическая организация общества, система публичной власти, воплощающей право и силу. А также,государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою публичную власть на территорию всей страны и её население, а также на других лиц, проживающих на её территории, располагает для этого аппаратом принуждения и управления, с помощью нормативно-правовых актов, обязательных для всех велений, и обладает чертами суверенитета.
Возможности решения общих (публичных) дел определяется наличием государственного аппарата управления, правомочием государственных органов принимать законы, общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные законом определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношений, обеспечивать пределы власти над человеком, права и свободы гражданина, условия, при которых он вправе требовать от власти защиты своей жизни и своих же интересов.
Государство – это не просто организация общества, а высшая форма общности, содержанием которой является народ, и через эту форму каждый народ-нация представляет себя в мировом сообществе как единое неделимое целое. [1]
Социальное назначение государства выражается в его целях и функциях.
Цель государства – то желаемое, возможное и необходимое состояние общества, его жизнедеятельности, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция, образ, который требуется создать, воплотить в жизни. Цель государства закрепляется в основном законе (конституции) и определяет функции государства.
Функции государства (это внутренняя и внешняя политика) – главные направления деятельности, виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти и должностных лиц.
Основными функциями государства являются:
· обеспечение, охрана целостности и стабильности общества, его территории;
· создание и обеспечение адекватной правовой системы как совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения;
· создание и обеспечение условий для развития всех сфер жизнедеятельности общества;
· охрана конституционности и правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
· координация, согласование потребностей и интересов социальных слоёв общества, определение приоритетов его развития;
· обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.
В соответствии с функциями государства создаётся структура его органов управления: представительных, исполнительно-распорядительных, судебных, охраны общественного порядка, национальной безопасности, надзорно-контрольных.
Признаки государства:
1. Государство представляет собой единую территорию с организованной политической властью. Это значит: государственная власть распространяется на всю территорию и всё население; существуют государственные границы; государство обладает территориальным верховенством.
2. Территория государства делится, как правило, на административные единицы:
по территориальному признаку и по национальному признаку.
3. Государство - особая форма организации публичной и политической власти, обладающая аппаратом принуждения.
4. Государство организует общественную жизнь на правовых началах.
5. Суверенитет - это свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства от других видов власти, как внутри страны, так и на международной арене.
6. Государство выступает в качестве арбитра примиряющего социальные классы и социальные группы между собой, а также устраняющего экономические противоречия.
7. Имеет свой флаг, герб, гимн.
Обобщая сущностные признаки, можно дать ещё одно определение: государство – способ и форма организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединённых институтом гражданства, системой государственной власти и права.
62. Нормативно-правовые акты: понятие, виды, действие во времени, пространстве и по кругу лиц.
Нормативно правовой акт – документ (акт), принимаемый специально уполномоченным на то органом или должностным лицом и устанавливающий новые, изменяющие или отменяющие старые нормы права (правила общего характера).
Этим они отличаются от актов применения и остальных индивидуальных актов, рассчитанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени.
Нормативные правовые акты могут принимать только те органы государства и должностные лица, которым это право предоставлено законом. При этом каждый из них принимает только акты определенного вида, имеющие свое название, определенную документальную форму и юридическую силу. Все нормативные правовые акты, действующие в нашей стране, образуют систему, в которой каждый акт занимает свое строго определенное место.
Виды:
1. Законы – это принимаемые в особом порядке (высшим представительным, законодательным органом государственной власти либо населением на референдуме) и обладающие высшей юридической силой среди нормативных правовых актов, выражающие государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни. И к таковым;
- Конституция РФ;
- Международные договоры РФ (если ратифицированы);
- Федеральные конституционные законы (их 14 они определены, самой Конституцией РФ);
- Федеральные (обыкновенные) законы. Сюда относятся и кодифицированные законы – это крупные акты, предназначенные комплексно регулировать определенную сферу общественных отношений. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства РФ о нотариате и Гражданский кодекс РФ.
2. Подзаконные нормативные акты – это одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии и на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, или их толкования, или установления первичных норм.
- Указы и распоряжения Президента РФ и могут быть как нормативными, так и ненормативными;
- Постановления и (распоряжения, как правило, ненормативный характер) Правительства РФ;
- НПА министерств и ведомств (инструкции, положения и т. д.);
3. НПА субъектов (там своя, иерархия: законы, акты исполнительных органов власти субъекта федерации). Закон субъекта по предметам ведения субъектафедерации обладает большой юридической силой, чем федеральные законы.
4. НПА органов местного самоуправления;
5. Локальные НПА (организаций, предприятий, общественных объединений).
Важно в этой системе не противоречивость нижестоящего н.п.а. вышестоящему. На страже этого стоят Конституционный Суд РФ, Президент РФ, Прокуратура РФ и суды общей юрисдикции в пределах их полномочий.
Действия Н.П.А.
а) во времени:
Момент начало его действия. Как правило, в самом законе определено время его вступления в силу и до его прекращения. Как правило, новый н. а. отменяет предыдущий н. а.
НПА министерств и ведомств с момента его регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не подлежат применению.
Все н. а. должны быть опубликованы в официальных средствах массовой информации. Законы публикуются: «Российская газета», Собрание законодательства РФ, «Парламентская газета». НПА министерств и ведомств в газете «Российские Вести», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
б) в пространстве:
Они распространяются на всю территорию РФ, или его часть (субъект РФ, за границей, например, посольство).
в) по кругу лиц:
На какие субъекты н.а. распространяются.
63.Государственная служебная и коммерческая тайны: понятие, правовые средства защиты.
1. Государственная тайна. Доступ к государственной тайне
В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Перечень сведений отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. Перечень в зависимости от конкретной ситуации в стране могут вносить определенные изменения и дополнения. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия о защите государственной тайны. В ее состав входят руководители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ.
Большое практическое значение в настоящее время приобретает вопрос о доступе должностных лиц и граждан России к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме.
В зависимости от уровня секретности сведений, составляющих государственную тайну, установлены три формы допуска: первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Проверочные мероприятия по первой и второй формам, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами. Допуск граждан по третьей форме осуществляется руководителем организации, где работает гражданин.
Допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные временные ограничения их прав; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений к которым будет допускаться оформленное лицо.
Закон «О государственной тайне» называет ряд оснований для отказа гражданину в допуске к государственной тайне. Среди них: признание судом гражданина недееспособным, особо опасным рецидивистом, проживание гражданина и его родственников за рубежом, наличие у гражданина судимости и т.п.
Для определенной категории граждан существует особый порядок допуска к государственной тайне. Среди этих граждан члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющим государственную тайну. Эти лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без оформления допуска. Конечно, это не означает, что указанная категория лиц не может быть привлечена к ответственности за нарушение государственной тайны. Наряду с разглашением государственной тайны условно наказуемой является утрата документов, содержащих государственную тайну.
2. Служебная и коммерческая тайны
В ведомственных нормативных актах служебной тайной именуются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Чаще всего к служебной тайне относят сведения, касающиеся: особенностей кадрового состава предприятия (организации); структуры организации управленческого и производственного процесса; финансовой деятельности; состояния материально-технической базы и т.п.
Коммерческая тайна является охраняемым законом правом на засекречивание производственных и иных операций для сокрытия их от конкурентов. Законодательством РФ предусмотрено, что право на коммерческую тайну не может быть использовано для сокрытия правонарушений и нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц.
Современное российское законодательство под коммерческой тайной понимает информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности. Кроме того, подобные сведения должны быть задокументированы, то есть зафиксированы на материальном носителе с соответствующими реквизитами, которые позволяют идентифицировать эти сведения.
Собственник информации имеет право устанавливать режим коммерческой тайны в пределах полномочий, отведенных ему законодательством, то есть самостоятельно определять: критерии отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну; срок действия такого режима; порядок накопления, обработки, хранения, доступа и передачи информации третьим лицам; систему мер, обеспечивающих соблюдение режима коммерческой тайны, и систему средств и методов защиты информации.
Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение с соответствующими лицами соглашений (обязательств) о неразглашении коммерческой тайны. Н-р, если руководитель предприятия не заключит с сотрудниками, допущенными к секретам производства, соглашение о неразглашении коммерческой тайны, он не будет иметь никаких правовых рычагов воздействия на лицо, нарушившее режим коммерческой тайны.
Своеобразно решается вопрос об обязательствах работника в связи с коммерческой тайной после прекращения им трудовых отношений с работодателем. В этой ситуации обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют свою силу в течение двух лет после увольнения работника. Специальной оговоркой в соглашении, возможно, увеличить или уменьшить этот срок. При увольнении работник обязан вернуть работодателю все имеющиеся у него носители коммерческой тайны.
По своему содержанию меры и способы защиты информации могут носить различный характер (правовой, организационный, технический и др.). Их выбор осуществляется самим собственником с учетом возможностей и ценности информации. Но принимаемые меры должны находиться в рамках компетенции собственника и соответствовать законодательству РФ, то есть они не могут являться оперативно - розыскными или иными специальными мерами, которые относятся к компетенции отдельных государственных органов, либо быть по своей сути незаконными.
При всем многообразии форм и видов коммерческой тайны наибольшее практическое значение имеет правильное и полное решение вопросов, связанных с обеспечением банковской тайны. Обычно под этим понятием принято понимать обязанность банка обеспечивать конфиденциальность сведений, касающихся личности и деятельности клиентов, при условии, что эти сведения получены банком в процессе их банковского обслуживания.
Разглашение сведений, охраняемых банковской тайной, может отрицательно повлиять на безопасность или репутацию лица, имеющего банковский вклад или счет.
В законе «О банках и банковской деятельности» определены органы, имеющие право на получение сведений по юридическим лицам и составляющих банковскую тайну. Это: суды и арбитражные суды; Счетная палата РФ, органы Министерства по налогам и сборам; Таможенные органы; органы предварительного следствия.
По сведениям в отношении физических лиц могут получать справки только: сами клиенты, суды, органы предварительного следствия.
Сохранение нотариальной тайны - одна из важнейших обязанностей нотариуса.
Нотариусу запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий. Справки об этих действиях нотариусом выдаются лишь по требованию суда, прокуратуры, органы предварительного следствия, налоговых органов.
В ряде ситуаций, в основном связанных с проверкой деятельности нотариуса вышестоящими должностными лицами и организациями, нотариальная тайна может стать известной более широкому кругу лиц. Эти должностные лица, в частности должностные лица нотариальной палаты, обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны могут нести дисциплинарную или материальную ответственность.
64. Исполнительная власть в Российской Федерации: структура, функции, полномочия.
«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» Функции-1. исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2. правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; 3. социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; 4. обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране; 5. регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.; 6. нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
7. охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ. Полномочия- Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; 2) а)осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; б)разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета и проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ; в)обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ; г)формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ; д)управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с законодательством; е)предлагает органу местного самоуправления, его должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты, а также вправе обратиться в суд; ж)заключает в соответствии с ФЗ договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; з)осуществляет иные полномочия, установленные законодательством. Согласно толкованию, данному Конституционным Судом РФ, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из его председателя, заместителей председателя и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. Она выглядит следующим образом: I. Правительство Российской Федерации.1. Председатель Правительства РФ.2. Первые заместители Председателя Правительства РФ.3. Заместители Председателя Правительства РФ.4. Министры РФ.II. Федеральные органы исполнительной власти.1. Федеральные министерства.2. Государственные комитеты РФ.3. Федеральные комиссии России.4. Федеральные службы России.5. Российские агентства.6. Федеральные надзоры России.7. Иные.