Анализ чувствительности прибыли к изменению структуры доходов и расходов организации
Одновременно с определением уровня безубыточности обычно проводят и анализ чувствительности прибыли к изменению отдельных показателей, участвующих в формировании финансового результата. Методику проведения такого анализа рассмотрим при решении задачи 7.
Задача 7 (продолжение)
Производственное предприятие “Заря” выпускает пельмени.
Управленческая проблема 2 – определение параметра (показателя), изменение которого приведет к максимально благоприятному изменению прибыли.
Рассмотрим чувствительность прибыли к изменению основных параметров на 1 %.
Пусть удельные переменные затраты z увеличились на 1 %. Таким образом, z¢ = 1,01 * z.
Каким будет уровень прибыли при планируемом объеме выпуска?
;
.
Видим, что рост удельных переменных затрат на 1 % привел к снижению прибыли на 8,7 %. Аналогично можно показать, что при снижении z на 1 % прибыль увеличится на 8,7 %.
б) Какова будет новая точка безубыточности при более высоком уровне удельных переменных затрат (z¢ = 1,01 * z)? Какой объем выпуска позволит полностью покрыть этот новый уровень затрат?
.
Точка безубыточности при новом уровне затрат оказывается на 1,4 % выше, чем при нормативном z = 39 ден. ед./кг, и это означает, что при более высоком уровне переменных затрат на единицу продукции предприятие будет получать прибыль только после того, как произведет продукции на 1,4 % больше, чем при плановом уровне затрат.
в) При каком уровне выпуска предприятие сможет получить прежнюю величину прибыли?
Предприятию придется выпустить на 3 435 кг продукции больше, чтобы достичь того же уровня прибыли за квартал, что и при нормативном значении удельных переменных затрат.
1) Пусть на 1% изменились постоянные расходы FC.
а) Уровень прибыли при плановом выпуске Q = 20 000 кг составит
;
.
Следовательно, при увеличении постоянных расходов на 1 % прибыль уменьшилась на 5,3 %.
б) Точка безубыточности при новом уровне постоянных затрат
в) При новом уровне постоянных затрат желаемого уровня прибыли (p = 90 000 ден. ед.) предприятие может достичь лишь увеличив выпуск до
2) Рассмотрим теперь случай увеличения цены p на 1 %.
а) уровень прибыли пли плановом выпуске
Это значит, что при плановом объеме выпуска увеличение цены реализации на 1 % приведет к росту прибыли на 15 %.
б) Точка безубыточности при новом уровне цены реализации
в) целевого уровня прибыли в 90000 ден. ед. можно достичь при
3) Покажем теперь, как будет изменяться прибыль при изменении объемов производства Q на 1 % относительно планового уровня.
Все эти результаты можно свести в таблицу:
Dz = ± 1 % | DFC = ± 1 % | Dp = ± 1 % | DQ = ± 1 % | |
D Q* | ± 1,4 % | ± 1,0 % | - ± 2,3 % | - |
D p | - ± 8,7 % | - ± 5,3 % | ± 15 % | ± 6,3 % |
Проведенный анализ показывает, что прибыль предприятия “Заря” наиболее чувствительна к изменению цены (увеличение или уменьшение цены реализации на 1 % приводит к росту или падению прибыли на 15 %). Далее по степени влияния на уровень прибыли следуют удельные переменные затраты (± 8,7 % в ответ на изменение ±1 % от z) и объем производства (± 6,3 %). Наименее слабое влияние на прибыль предприятия “Заря” оказывает изменение постоянных расходов (однопроцентное колебание их уровня приводит к изменению величины прибыли на 5,3 %).
Помимо уровня выпуска, позволяющего покрыть все затраты, анализ безубыточности и чувствительности позволяет также определить параметр, при изменении которого на 1 % прибыль изменяется (растет или уменьшается) наиболее значительно. Эта составляющая затрат или доходов является наиболее перспективным направлением совершенствования деятельности предприятия. В рассмотренном нами примере 7 прибыль предприятия оказалась наиболее чувствительна к изменению цены: небольшое (на 1 %) ее увеличение приводит к росту прибыли на 15 %. Поэтому руководству данного предприятия стоит уделить наибольшее внимание вопросам ценообразования и сбытовой политики, поскольку это дает наибольший эффект.
Одновременно с этим следует помнить и об обратной стороне медали: высокая чувствительность величины прибыли к изменению цены может негативно отразиться на положении предприятия в случае неудачной рыночной ситуации и снижения рыночных цен. Особенно опасно это в высококонкурентных отраслях, прежде всего в розничной торговле и производстве продуктов питания. В этих отраслях цена является параметром, который диктуется рынком. Предприятие имеет минимальные возможности ее регулирования (если, конечно, предприятие – не монополист). В этом случае резервы повышения финансовой результативности следует искать в снижении затрат либо росте выпуска.
Пример анализа безубыточности, который мы рассмотрели, достаточно нагляден и прост по форме, поскольку относится к однопродуктовому производству. На таких предприятиях точку безубыточности и уровень чувствительности финансовых результатов к изменению наиболее важных факторов производства рассчитать достаточно легко. Это позволяет давать однозначные рекомендации для принятия управленческих решений, касающихся производственной деятельности предприятия. Однако, организации, выпускающие единственный вид продукции, встречаются достаточно редко; в реальном бизнесе самыми распространенными являются многопродуктовые производства.