Прибыль и доход. максимизация прибыли
Сопоставляя издержки фирмы с доходом от продажи продукции, можно определить, в каком положении находится фирма: имеет прибыль или несет убытки. Для расчета величины прибыли применяется понятие дохода фирмы.
Сточки зрения фирмы ее доход - это выручка от проданной продукции. Доход фирмы определяется умножением цены товара, сложившейся на рынке, на объем продаж.В условиях совершенной конкуренции, отдельная фирма не имеет власти над ценой и находится в роли ценополучателя.Фирма не может повлиять на рыночную цену. Любое количество товара совершенный конкурент будет продавать по одной и той же цене. Этот принцип лежит в основе формирования общего (валового) дохода фирмы.
Общий (валовой) доход (TR- total revenue)представляет собой общую выручку фирмы, полученную от продажи данного количества товара на рынке. Для подсчета валового дохода фирмы следует объем проданной продукции умножить на рыночную цену товара:
TRQ=Q×P
Если из общего дохода фирмы вычесть величину ее общих (валовых) издержек, то получим прибыльфирмы.
π=TRQ-TCQ
При (TRQ-TCQ)˃0 фирма имеет прибыль. Если (TRQ-TCQ)˂0 - несет убытки. Их можно представить как отрицательную прибыль.
В экономической теории рассматриваются два вида прибыли фирмы -бухгалтерскаяиэкономическая.
Для подсчета бухгалтерской прибыли необходимо из общего (валового) дохода (или общей выручки) вычесть явные издержкифирмы (внешние платежи фирмы по закупке и аренде всего необходимого для производства продукции). Для подсчета экономической прибыли,из величины общего (валового) дохода вычитаются не только явные (бухгалтерские), но и неявные (альтернативные) издержки фирмы: упущенный доход от альтернативного использования собственных средств, а также минимальная прибыль предпринимателя,удерживающая его в отрасли (нормальная прибыль).
Экономическая прибыль= общий доход - бухгалтерские издержки - альтернативные издержки.
Таким образом, бухгалтерская прибыль (общий доход - бухгалтерские издержки) включена в экономическую. Если экономическая прибыль равна нулю,то фирма получает только бухгалтерскую прибыль, предприниматель - вознаграждение за свои предпринимательские способности, а сверхприбыль (или рента) при этом отсутствует [4, с.107].
Поскольку прибыль фирмы образуется как разность между общей выручкой и общими издержками, а ее изменения описываются функцией π(q) = TR(q) - TC(q), то анализ прибыли предполагает понимание показателей выручки (дохода) фирм.
Совокупный доход(TR) -это общая величина дохода (выручки), полученная фирмой от реализации всей своей продукции:
TR = Р Q.
Выручка может анализироваться как с позиции изменения ее общей величины, когда речь идет о совокупной выручке (TR), так и с точки зрения оценки доходности продукции, а также характера ее изменений. Для этого используются показатели средней и предельной выручки.
Средняя выручка илисредний доход(average revenue, AR) - величина дохода, приходящаяся на единицу реализованной продукции, то есть:
AR = TR/Q.
Предельная выручка(предельный доход(marginal revenue, MR) — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска: и определяется как:
MR = Δ(TR)/ΔQ или MR = TR'(Q).
Вместе с тем, анализируя изменения различных форм выручки, следует учитывать то обстоятельство, что цена, по которой фирма может реализовать продукцию, формируется в соответствии с функцией спроса, то есть ее величина представляется как P(q). Из этого видно, что TR = P(q) q.
Так как рыночная цена блага - это функция спроса, то кривая спроса на продукцию фирмы одновременно является кривой ее среднего дохода для каждого данного объема спроса, то есть кривой средней выручки фирмы: AR = TR(q)/q = P(q) q/q. А так как функция спроса - убывающая, то каждая дополнительно проданная единица будет приносить фирме убывающее приращение общего дохода. Поэтому отражающая это приращение предельная выручка будет убывающей: MR = TR/ q. Поскольку речь идет о функциональной зависимости, то предельная выручка рассчитывается как первая производная функции общей выручки: MR = dTR(q)/dq. Учитывая, что функция достигает максимальных значений, когда производная по ней равна нулю, можно сделать вывод о том, что общая выручка максимизируется при нулевых значениях предельной выручки:
MR = 0 => TR = max.
В условиях, когда текущая цена устанавливается рынком, единственным способом увеличения прибыли является сокращение издержек производства и регулирование объема выпуска.
Исходя из существующих в данный момент рыночных и технологических условий, фирма определяет оптимальный объем выпуска, т.е. такой, который, обеспечивает фирме максимально возможную прибыль.
Независимо от того, на каком рынке - конкурентном или неконкурентном - работает компания, существуют два принципа анализа максимизации прибыли. Один из них основан на сопоставлении абсолютных величин выручки и издержек, а другой - на предельном анализе и состоит в сопоставлении предельной выручки и предельных издержек.Подробнее остановимся на предельном анализе максимизации прибыли.
Сопоставление предельной выручки и предельных издержек является примером предельного анализа и опирается на соизмерение предельных выгод (MR) и предельных затрат (МС) как принципа максимизации.
Максимальная величина экономической прибыли (π) будет получена, тогда, когда дополнительно реализованная единица продукции (Δq) не даст приращения прибыли (Δπ), то есть при выполнении условия (Δπ/Δq) = 0. Если прибыль максимизируется при Δπ/Δq = 0, (малый прирост производства оставляет прибыль неизменной), a Δπ/Δq = ΔTR/Δq - ΔTC/Δq, то максимальная прибыль будет получена при выполнении равенства ΔTR/Δq - ΔTC/Δq = 0, то есть при ΔTR/Δq = ΔTC/Δq. Так как ΔTR/Δq = MR, a ΔTC/Δq = МС, то из этого следует, что прибыль максимизируется при условии равенства предельной выручки предельным издержкам производства:
MR=MC=> π = max.
Фирма максимизирует прибыль при таком объеме выпуска, для которого предельная выручка равна предельным издержкам производства.Это правило в экономике называютправилом оптимизации.
Соблюдение этого правила помогает фирме не только максимизировать прибыль, но и минимизировать убытки.
Итак, рационально действующая фирма независимо от положения в отрасли (терпит ли она убытки, получает ли нормальную прибыль или сверхприбыль) должна производить только оптимальный объемпродукции.
Что касается абсолютной величины полученной прибыли, то для каждого данного объема реализации она определяется путем умножения разницы между рыночной ценой P(q) и средними издержками производства AC(q) на объем реализации q:
π (q) = [P(q) – АС(q)] q
Отметим, что приведенное уравнение может использоваться только для нахождения величины прибыли, но оно не служит критерием для определения ее максимума.
Используя знания об издержках, доходах и величине прибыли фирмы, проанализируем положение фирмы в отрасли [7, с.254, 258-259].