Экономическая эффективность отрасли скотоводства

Значимость и роль отрасли в развитии экономики предприятия определяется критериями ее эффективности. Рассмотрим показатели экономической эффективности молочной отрасли в ООО АПК «Тывахолдинг».

Для оценки экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции, используют как натуральные, так и стоимостные показатели. Выше был проведен анализ производства и реализации молока за два года, а также расход кормов на единицу произведенной продукции с использованием натуральных показателей, которые отражают лишь одну сторону достигнутой эффективности.

Таблица 19 – Результаты реализации продукции по предприятию ООО АПК «Тывахолдинг» за 2014 год

Вид продукции Объем реализуемой продукции, ц. Полная себестоимость реализованной продукции, т.р. Средняя себестоимость 1 ц., р. Выручено от реализации, т.р. Средняя цена реализации, т.р. Прибыли, т.р. в расчете на Рентабельность, %
Всего 1 ц.
А 1 2 3 4 5 6 7 8
Продукция животноводства, реализованная в переработанном виде 2 080 8,74 1 589 6,68 -491 -2,06 -30,90
Молоко 2 110 4 253 2,02 3 579 1,70 -674 -0,32 -18,83
Ж.м. КРС 2 200 8,80 9,00 0,20 2,22
Ж.м. лошади 7,00 6,80 -2 -0,20 -2,94
Итого - 8 603 - 7 486 - -1 117 - -14,92

Результаты реализации продукции характеризуются высоким объемом реализуемой продукции, также возможность реализации предприятием за счет дотации продукции по более высокой цене.

Цена реализации одного центнера продукции реализованной в переработанном виде составила 6,68 т.р. За счет увеличения себестоимости 1 ц продукции до 8,74 тыс. руб., объем произведенной продукции составил 238 ц., а выручка от реализации продукции составила 1589 тыс. руб.,, что повлекло за собой получение предприятием по данному виду деятельности убытка в размере 491 тыс. руб., что вызвано высоким значение себестоимости реализации 1 ц. продукции. Также высокие затраты на производство наблюдаются по молоку (рентабельность -18,83%), и по производству мяса лошадей (рентабельность -2,94%), положительная реализация наблюдается только по производству мяса КРС, с рентабельностью в 2,22%.

При этом от реализации продукции животноводства в целом, предприятие за весь анализируемый период получило убыток, составивший 1117 тыс. руб., и рентабельность по данному виду реализации -14,92%.

Таблица 20 – Показатели экономической эффективности производства молока

Показатель Год Tроста, % Tприроста, %
А 1 2 3 4 5
Поголовье коров, гол. 129,18 29,18
Продуктивность молока от 1 коровы, ц 18,4 16,54 9,4 51,09 -48,91
Всего затрат на 1 гол., тыс. руб.. 39,37 28,69 19,00 48,26 -51,74
Оплата труда работникам отрасли в месяц, руб. 4,82 14,47 7,12 147,7 47,7
Себестоимость 1 ц продукции, руб. 252,36 798,46 698,46
Цена реализации 1 ц продукции, руб. 125,3 25,3
Затраты труда, чел.- ч. 47,21 33,33 26,58 56,30 -43,70
на 1 голову
на 1 ц продукции 2,6 2,02 2,8 107,69 7,69
Произведено продукции, ц 66,32 -33,68
Реализовано продукции, ц 50,08 -49,92
Уровень товарности,% 98,48 91,39 74,37 75,52 -24,48
Выручено от реализации продукции, тыс. руб. 62,75 -37,25
Продолжение таблицы 20        
А 1 2 3 4 5
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 38,33 -61,67
Прибыль от реализации, тыс. руб. -2297 -2321 -674 129,34 +29,34
Уровень рентабельности (+), (убыточности(-),% -40,27 -58,45 -18,83 146,76 46,76


Уровень рентабельности производства молока за 2014г увеличился на 46,76%, это произошло за счет снижения затрат на 1 гол и на затраты труда, чел-ч., но при этом значение также отрицательно, так как предприятием получен убыток.

В условиях рыночной экономики важнейшей составной частью коммерческой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей должен стать выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Благодаря этому, они получают возможность не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы.

В настоящее время сложились следующие наиболее крупные каналы реализации товарной продукции сельскохозяйственными предприятиями: для удовлетворения государственных нужд; другим предприятиям и организациям; потребительской кооперации; на колхозном рынке; работникам хозяйства и населению, проживающему в ближайших районах.

При выборе возможных и наиболее эффективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции должны быть учтены следующие факторы: объём реализации, качество продукции, складывающаяся цена реализации, затраты на реализацию, спрос на продукцию и степень насыщения рынка. Предприятию надо не только возместить затраты на производство, но и получить прибыль, необходимую для ведения расширенного воспроизводства.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

Наши рекомендации