Экономическая эффективность отрасли скотоводства
Значимость и роль отрасли в развитии экономики предприятия определяется критериями ее эффективности. Рассмотрим показатели экономической эффективности молочной отрасли в ООО АПК «Тывахолдинг».
Для оценки экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции, используют как натуральные, так и стоимостные показатели. Выше был проведен анализ производства и реализации молока за два года, а также расход кормов на единицу произведенной продукции с использованием натуральных показателей, которые отражают лишь одну сторону достигнутой эффективности.
Таблица 19 – Результаты реализации продукции по предприятию ООО АПК «Тывахолдинг» за 2014 год
Вид продукции | Объем реализуемой продукции, ц. | Полная себестоимость реализованной продукции, т.р. | Средняя себестоимость 1 ц., р. | Выручено от реализации, т.р. | Средняя цена реализации, т.р. | Прибыли, т.р. в расчете на | Рентабельность, % | |
Всего | 1 ц. | |||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продукция животноводства, реализованная в переработанном виде | 2 080 | 8,74 | 1 589 | 6,68 | -491 | -2,06 | -30,90 | |
Молоко | 2 110 | 4 253 | 2,02 | 3 579 | 1,70 | -674 | -0,32 | -18,83 |
Ж.м. КРС | 2 200 | 8,80 | 9,00 | 0,20 | 2,22 | |||
Ж.м. лошади | 7,00 | 6,80 | -2 | -0,20 | -2,94 | |||
Итого | - | 8 603 | - | 7 486 | - | -1 117 | - | -14,92 |
Результаты реализации продукции характеризуются высоким объемом реализуемой продукции, также возможность реализации предприятием за счет дотации продукции по более высокой цене.
Цена реализации одного центнера продукции реализованной в переработанном виде составила 6,68 т.р. За счет увеличения себестоимости 1 ц продукции до 8,74 тыс. руб., объем произведенной продукции составил 238 ц., а выручка от реализации продукции составила 1589 тыс. руб.,, что повлекло за собой получение предприятием по данному виду деятельности убытка в размере 491 тыс. руб., что вызвано высоким значение себестоимости реализации 1 ц. продукции. Также высокие затраты на производство наблюдаются по молоку (рентабельность -18,83%), и по производству мяса лошадей (рентабельность -2,94%), положительная реализация наблюдается только по производству мяса КРС, с рентабельностью в 2,22%.
При этом от реализации продукции животноводства в целом, предприятие за весь анализируемый период получило убыток, составивший 1117 тыс. руб., и рентабельность по данному виду реализации -14,92%.
Таблица 20 – Показатели экономической эффективности производства молока
Показатель | Год | Tроста, % | Tприроста, % | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Поголовье коров, гол. | 129,18 | 29,18 | |||
Продуктивность молока от 1 коровы, ц | 18,4 | 16,54 | 9,4 | 51,09 | -48,91 |
Всего затрат на 1 гол., тыс. руб.. | 39,37 | 28,69 | 19,00 | 48,26 | -51,74 |
Оплата труда работникам отрасли в месяц, руб. | 4,82 | 14,47 | 7,12 | 147,7 | 47,7 |
Себестоимость 1 ц продукции, руб. | 252,36 | 798,46 | 698,46 | ||
Цена реализации 1 ц продукции, руб. | 125,3 | 25,3 | |||
Затраты труда, чел.- ч. | 47,21 | 33,33 | 26,58 | 56,30 | -43,70 |
на 1 голову | |||||
на 1 ц продукции | 2,6 | 2,02 | 2,8 | 107,69 | 7,69 |
Произведено продукции, ц | 66,32 | -33,68 | |||
Реализовано продукции, ц | 50,08 | -49,92 | |||
Уровень товарности,% | 98,48 | 91,39 | 74,37 | 75,52 | -24,48 |
Выручено от реализации продукции, тыс. руб. | 62,75 | -37,25 | |||
Продолжение таблицы 20 | |||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 38,33 | -61,67 | |||
Прибыль от реализации, тыс. руб. | -2297 | -2321 | -674 | 129,34 | +29,34 |
Уровень рентабельности (+), (убыточности(-),% | -40,27 | -58,45 | -18,83 | 146,76 | 46,76 |
Уровень рентабельности производства молока за 2014г увеличился на 46,76%, это произошло за счет снижения затрат на 1 гол и на затраты труда, чел-ч., но при этом значение также отрицательно, так как предприятием получен убыток.
В условиях рыночной экономики важнейшей составной частью коммерческой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей должен стать выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Благодаря этому, они получают возможность не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы.
В настоящее время сложились следующие наиболее крупные каналы реализации товарной продукции сельскохозяйственными предприятиями: для удовлетворения государственных нужд; другим предприятиям и организациям; потребительской кооперации; на колхозном рынке; работникам хозяйства и населению, проживающему в ближайших районах.
При выборе возможных и наиболее эффективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции должны быть учтены следующие факторы: объём реализации, качество продукции, складывающаяся цена реализации, затраты на реализацию, спрос на продукцию и степень насыщения рынка. Предприятию надо не только возместить затраты на производство, но и получить прибыль, необходимую для ведения расширенного воспроизводства.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА