Определение точки безубыточности и порога рентабельности
Главная задача любого бизнеса — заработать деньги. Поэтому, прежде чем претворять в жизнь свое дело, предприниматель должен выполнить правильный расчёт точки безубыточности. Данная точка показывает, в какой момент времени бизнес покрывает свои убытки, начав приносить реальный доход. По своей сути, это обычный расчет эффективности предприятия. Правильное нахождение данной точки показывает инвесторам насколько выгодно заниматься данным проектом, какие риски имеют место быть и когда окупятся вложения. На основе этих данных будет приниматься окончательное решение.
Точка безубыточности — это тот объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.
Рисунок 6. Точка безубыточности.
Простыми словами, точка безубыточности — это объем оказанных услуг или продаж, при котором прибыль равняется нулю. На английском данное понятие звучит как Breakevenpoint, или сокращенно просто BEP. Из курса экономики мы знаем, что прибылью называется разница между TotalRevenu (доходами) и TotalCost (расходами). BEP обычно измеряется в денежном или натуральном выражении. Рассчитав этот показатель, мы сможем понять, какое количество услуг или товаров нам нужно продать, чтобы выйти в ноль.
Естественно, если продажи будут ниже точки безубыточности, то компания будет работать в минус, выше — получать прибыль.
Точка безубыточности — это очень важный показатель для предприятия. Согласно ей можно определить насколько эффективно компания работает, стабильно ли она удерживается на рынке и разумно ли тратит деньги. Если показатель BEP растет, то следует обратить внимание на оптимизацию расходов (при отсутствии изменений в структуре компании). Конечно, точка безубыточности может меняться при расширении или сокращении, при изменении ценовой политики, открытии новых торговых связей, изменения внешних факторов, и др. Но как бы то ни было, точка безубыточности является одним из ключевых показателей бизнеса — именно по нему определяют перспективность работы и вложенных инвестиций.
Верно рассчитав точку безубыточности, можно определить:
- есть ли смысл вкладываться в предприятие и реально ли оно сможет продать столько товаров, чтобы «выйти в ноль».
- определить эффективность работы через некоторое время (в идеале точка безубыточности должна остаться такой же, как и была).
- определить себестоимость продукции. Возможно, будет смысл изменить количество произведенных товаров при падении производства и наоборот.
- привлечь инвесторов со стороны, показав им эффективные бизнес-планы, основанные на исследовании рынка и показателях BEP.
Как я уже писала выше, переменные расходы в основном напрямую зависят от объема производства и продаж. Они изменяются вместе с рынком. К примеру, поступил заказ, который больше обычного объема производства на 50% — предприятию придется закупить больше сырья, станки и люди будут работать в 2 смены, поэтому придется больше заплатить за коммунальные услуги и конечно выплатить премии.
Также обязательно следует учитывать, что переменные затраты при изменении объема производства остаются на том же месте, то есть они считаются условно-постоянными, а точка безубыточности показывает, как быстро компания выйдет на ноль.
Точку можно найти двумя разными способами:
ü По стоимостному выражению.
ü По натуральному выражению.
Другими словами, фирма функционирует полностью на самоокупаемости своих затрат. Точку безубыточности предприятия иногда на практике называют порогом рентабельности.
Цель оценки порога рентабельности в определении минимально допустимого уровня объема производства и продаж. На его основе рассчитывают запас финансовой прочности, необходимый для поддержания устпешного функционирования предприятия. Порог рентабельности оценивают как собственники предприятия при планировании будущих объемов производства и продаж, так и инвесторы при оценке финансового состояния компании. Так же им интересуются кредиторы.
При расчете порога рентабельности также используют два вида затрат (издержек): постоянные и переменные.
Порог рентабельности позволяет оценить критический уровень производства предприятия, при котором его прибыльность равна нулю. Данная аналитическая оценка важна для стратегического управления и разработки стратегий повышения объема продаж и планировании объема производства. В настоящее время на объемы продаж влияет множество различных факторов: это может быть сезонность спроса, резкие изменения стоимости сырья, топлива, энергии, производственные технологии конкурентов, изменения политических направлений и т.д. все вышеперечисленное заставляет предприятие постоянно искать новые возможности для развития. Одним из современных перспективных направлений увеличения объема производства является, конечно, развитие инновационных технологий. Это создает дополнительные конкурентные преимущества на рынке сбыта и помогает фирме успешно и эффективно функционировать в будущем.