Тема 11. Безопасность при выполнении

подъемно-транспортных работ

Виды подъемно-транспортных механизмов. Чалочно-захватные приспособления. Периодические испытания. Безопасность эксплуатации лифтов (подъемников). Комплексная механизация погрузки и выгрузки сырья и готовой продукции. Способы и средства обеспечения безаварийной работы транспортеров, шнеков, элеваторов и других механизмов непрерывного транспорта. Пневмотранспорт сыпучих материалов. Безопасность на внутризаводском, железнодорожном (специальные вагоны, цистерны и др.), автомобильном транспорте и электрокарах.

Классификация грузов по массе и опасности. Перемещение грузов вручную. Машины и механизмы, применяемые для транспортировки грузов, и их безопасная эксплуатация. Организация безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин.

Методические указания

Разгрузочно-погрузочные и транспортные операции весьма разнообразны, но в основном машины для осуществления этих работ можно разделить на две группы: транспортирующие и грузоподъемные. Рассматривая безопасность эксплуатации этих механизмов, следует изучить предохранительные устройства и ограничители подъемников, ознакомьтесь с требованиями Госгортехнадзора к их освидетельствованию. Необходимо обратить внимание на обеспечение безопасности процесса пневмотранспортировки сыпучих материалов. Масса и вид перемещаемого груза определяют выбор способа транспортировки: ручной, машинами и механизмами. Опасность груза обусловливает требования к таре и виду транспортирования. Следует обратить внимание на организацию и безопасную эксплуатацию кран-балки, тельфера и другие устройства, наиболее часто применяемые в производстве, а также техническое освидетельствование крана и кран-балки.

При изучении этой темы необходимо ознакомиться с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов: ПБ 10-14–92 / Госгортехнадзор России, утв. 30.12.1992 г. Типовая инструкция по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах.

Литература [132–139].

Вопросы для самопроверки

1. Каковы нормы переноски тяжестей вручную для женщин и мужчин, лиц до 18 лет?

2. Классифицируйте грузы по опасности.

3. Какие средства перемещения тяжести применяются на вашем производстве (применительно к специальности) и как организована их безопасная эксплуатация?

4. Каковы технические средства, обеспечивающие безопасность эксплуатации, и их устройства (ограждения, предохранительные устройства, концевые выключатели, ограничители грузоподъемности, передвижения кранов и т.п.)?

5. Приведите техническое освидетельствование подъемно-транспортных машин и механизмов.

6. Перечислите основные условия безопасности при эксплуатации конвейеров.

7. Перечислите преимущества и недостатки пневматического транспорта.

8. Расскажите о подъемно-транспортных механизмах и мерах, применяемых на вашем предприятии, условиях его безопасной эксплуатации.

9. Приведите приборы и устройства безопасности грузоподъемных механизмов, применяемых на вашем предприятии.

10. Расскажите о способах испытаний тросов, цепей, канатов и других приспособлений подъемно-транспортных механизмов.

Раздел 3. Охрана окружающей среды

Тема 1. Основные понятия, правовые и организационные

вопросы охраны окружающей среды

Основные термины и определения. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Взаимодействие общества и природы. Глобальные проблемы экологии. Правовые аспекты охраны окружающей среды. Система государственных органов экологического управления. Их компетенция. Принципы экологической экспертизы производственных объектов. Экологический паспорт предприятия. Экологическая служба предприятия. Его отчётность по природоохранным мероприятиям. Ответственность предприятия и должностных лиц за нарушение экологического законодательства.

Методические указания

При изучении темы необходимо четко усвоить основные термины и определения. Особое внимание уделить системе органов управления, экологической экспертизе и ответственности за нарушение экологического законодательства.

Литература[143, 145, 146].

Вопросы для самопроверки

1. Что такое биосфера и какие процессы в ней протекают?

2. Приведите схему взаимодействия природы и общества.

3. Каковы глобальные проблемы охраны окружающей среды?

4. Какова система источников природоохранительного права РФ?

6. Какова система государственных органов экологического управления?

7. В чем компетенция Федеральной службы по экологическому надзору?

8. В чем компетенция министерства природных ресурсов?

9. В чем компетенция МЧС России?

Наши рекомендации