Розничная и оптовая торговая сеть, ее структура и функции?
Подторговой сетьюпонимается совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
Розничная торговая сеть — это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Розничные торговые пред-я можно классифиц.по таким критериям(товарная специализация, форма обслуживания, виды и особенности устройства, функциональная особенность, уровень цен, местоположение и т.д)
По предлагаемому ассортименту товаров магазины классифицируются на:
· узкоспециализированные (товары одной группы (подгруппы) массового спроса);
· специализированные (товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса);
· универсальные (основные группы продовольственных или непродовольственных товаров);
· комбинированные (товары различных групп, близких по потребительскому назначению);
· смешанные (продовольственные и непродовольственные товары).
По формам обслуживания:
-структуры с индивидуальным обслуживанием
-по методу самообслуживания
- магазины с консультантами
- торговля по каталогам, почте, через инет.
По видам и особенностей устройства:
-магазины,
-магазины-склады,
- павильоны и палатки,
- передвижные пункты продажи (автомагазин),
- розничные рынки
По функциональным особенностям:
-стационарные, передвижные, сезонные, посплочине,комиссонные.
По характеру местоположение:
-расположение в местах общегородского значения; на транспортных магистралях, в центральном деловом районе, в местах отдыха.т.д
Функции розничной торговой сети:
закупка товаров;
продажа товаров;
транспортировка;
хранение;
принятие риска;
финансовая деятельность;
информирование рынка, получение информации о рынке;
подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Структура розничной сети — это соотношение различных типов предприятий:
• соотношение предприятий, торгующих продовольственными и непродовольственными товарами;
• удельный вес специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий;
• используемые формы продажи и методы обслуживания;
• соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
• продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);
• соотношение торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;
• удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;
• средний размер торговой площади одного магазина.
Оптовая торговля-в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они либо поступают в производственное потреблении, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению.
На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:
- интегрирующую - по обеспечению взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями - по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;
- оценочную - по определению уровня общественно-необходимых затрат труда через ценообразование;
- регулирующую - по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.
На микроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции:
- транспортировка;
- формирование запасов для страхования от изменения спроса на товары;
- сглаживание цен;
- хранение;
- доработка, доведение товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;
- кредитование своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;
- маркетинговые исследования рынка.
Важнейшие принципы оптовой торговли:
1. Наличие рыночных начал реализации ее функционирования (не оптовая торговля создает рынок, а рынок порождает оптовую торговлю и ее развитие).
2. Свобода выбора контрагентов хозяйственных связей.
3. Многоканальность товародвижения.
СТРУКТУРА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ: