Перепрофилирование существующих предприятий или поиск новых направлений развития общества.

Получение заемных средств в банке.

Поиск инвесторов.

Получение гос.поддержки по данному видц бизнесса.

Разработка стратеги раз-я предприятия.

Задачи бизнес-плана:

- провести объективный анализ ситуации;

- разработать стратегические решения на базе анализа;

-обосновать эффективность привлечения инвестиций;

- обосновать эффективность получения кредита;

- определить степень реальности намеченных результатов;

- обосновать целесообразность реорганизации;

- убедить сотрудников в возможности роста.

Принципы бизнес-планирования :

1) гибкость и адаптация (как в процессе составления бизнес-плана, так и в процессе его реализации);

2) непрерывность и скользящий характер (связь с другими планами по их показателям и времени действия);

3) координация и интеграция (необходимость учета разных аспектов деятельности);

4) итеративность – последовательное приближение к оптимуму, то есть постепенное улучшение исходного варианта;

5) многовариантность;

6) участие различных специалистов и коллективов;

7) реальность и объективность.

См.в тетради

Структура бизнес-плана:

1. Титульный лист, на котором указано следующее:

1.1. Название и адрес предприятия.

1.2. Организационно-правовая форма.

1.3. Учредители, их имена и адреса.

1.4. Суть проекта и его стоимость.

1.5. Указание на степень конфиденциальности.

2. Резюме (в нем кратко излагается содержание основной части).

Основная часть.

3.1. Цель бизнес-планирования: ожидаемые результаты; инвесторы, кредиторы; основные этапы работ по разработке бизнес-плана, по реализации проекта.

3.2. Продукция: потребности, на удовлетворение которых нацелен продукт; планируемые продукты и услуги для их удовлетворения; патентная защищенность продукции, технологии.

3.3. Характеристика рынка: качественное описание целевых сегментов; количественные данные (емкость рынка, ее расчет); состояние конкуренции.

3.4. Маркетинг и сбыт: тип маркетинга (дифференцированный, недифференцированный); стратегии маркетинга; конкуренция и поведение фирмы.,разраб.рекламных мероприятий,план участия в выставок,ярмарках и т.д)

3.5. Инновационный потенциал: возможности развития продукта; научный задел и возможность его создания.

3.6. Организационная структура: владельцы и управляющие (их персональные характеристики); структура управления предприятием.

3.7. Производство и ресурсы: план производства продукции и освоения производственной мощности; сырьевая база и расход сырья; материально-техническая база; энергетическая база и расход энергии; персонал и затраты труда.

3.8. Финансовые показатели: единовременные затраты на проведение самого проекта; затраты на производство и реализацию продукции (переменные и постоянные); источники средств и направления их использования; баланс финансовых результатов; экономическая оценка эффективности.

3.9Оценка эффективности инвестиционного проекта(ставка дисконтирования, дисконтированный денежный поток,чистый дисконтный поток,рентабельность инвестиций, внутренняя норма доходности,срок окупаемости, бухгалтерская рентабельность инвестиций)

3.10 Бюджетная эф-ть проекта- заключается в уплате налогов в бюджеты разных уровней.

3.11. Социальная эф-ть проекта- это число созданных раб.мест сохранимых или модерниз-ых раб.мест с гарантируемыми соц.пакетами.

3.12.Оценка рисков- Главные моменты, связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять также технический прогресс, который способен мгновенно «состарить» любую новинку, увеличение арендной оплаты, увеличение суммы инвестиций, стихийные бедствия и мн.др.

2 вариант ответа:

Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования основных сторон деятельности предприятия; описание функционирования создаваемой или реконструируемой фирмы; рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы. Бизнес-план в отличие от плана предприятия обычно отражает развитие одного конкретного направления его работы на определенном рынке.

Т.о. основная цель разработки б/п это определение стратегии и необходимого количества ресурсов для достижения поставленных целей.

Б/п разрабатывают для получения кредита, привлечения инвестиций, определения стратегических и тактических ориентиров предприятия, для доказательства определенному кругу лиц целесообразности реорганизации работы на существующем предприятии.

Б/п является основным элементом управления предприятия и в этой связи руководство принимает непосредственное участие в его разработке.

Технология разработки б/п включает в себя следующие этапы:

Сначала составляется резюме. В резюме приводится следующая информация:

– суть проекта;

– эффективность проекта;

– сведения о предприятии реализующей проект;

– источники финансирования проекта;

– гарантии возврата инвестиций.

1. Характеристика отрасли. Цель – вызвать со стороны потенциальных инвесторов доверие к будущему предпринимательскому начинанию. Для этого нужно раскрыть перспективные возможности предприятия и продемонстрировать глубокое понимание состояния отрасли, в которой Вы собираетесь успешно работать и конкурировать.

2. Характеристика предприятия. В данном параграфе приводится подробная информация о предприятии (предпринимателе) – инициаторе проекта:

– юридический статус (организационно-правовая форма, дата регистрации, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие) и правовые основы ведения деятельности;

– размер, полнота внесения уставного капитала, основные учредители, их доли, паи, акции;

– местонахождение (юридический, фактический, почтовый адрес), положительные (отрицательные) факторы месторасположения (низкая арендная плата, близость транспортных путей, потребителей и т.д.);

– краткая характеристика материально-технической и производственной базы (зданий, сооружений, оборудования, срок их эксплуатации и т.д.);

– кадровый состав предприятия;

– структура управления предприятием;

– основные сведения о руководящих сотрудниках предприятия (год рождения, образование, опыт предпринимательской деятельности, достижения);

– сфера деятельности предприятия, виды выпускаемой продукции (работ, услуг), объем производства и реализации за предыдущий год с поквартальной разбивкой в стоимостном и натуральном выражении (для непроизводственной сферы – объем реализации продукции, уровень издержек обращения), уровень качества и конкурентоспособность выпускаемой продукции;

– кредитная история предприятия;

– оценка финансового состояния предприятия в настоящее время (бухгалтерский баланс, форма №2, расшифровку сумм дебиторской и кредиторской задолженности, суммы заемных средств с указанием сроков и условий погашения кредита приложить к бизнес-плану);

– перспективы развития предприятия.

Характеристика проекта.

В данном разделе следует отразить следующие моменты:

– главные цели и задачи деятельности предприятия (например, расширение ассортимента, увеличение объема производства, расширение рынков сбыта и т.д.), перечень конкретных мероприятий, которые необходимо реализовать для достижения поставленных целей (возможно определение промежуточных этапов, установление приоритетных целей);

– время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели, указывается в календарном плане;

– указать причины успешности данного проекта, выделить его «изюминку».

4. Описание продукции. Любой предпринимательский проект базируется на производстве или реализации какой-либо продукции, которая будет предложена потребителю. Поэтому в данном разделе необходимо наглядное и убедительное представление планируемого в проекте товара.

В разделе приводится следующая информация:

– наименование товара и его краткое описание, основные характеристики;

– назначение, область применения, перспективность выпуска и конкурентоспособность товара;

– степень готовности товара к производству;

– наличие и необходимость получения лицензии, сертификатов качества и других документов (в приложении желательно копии этих документов);

– безопасность и экологичность товара;

– дизайн, упаковка товара;

– послепродажное обслуживание, гарантии на товар;

– примерная цена товара (работы, услуги), ожидаемая норма прибыли;

– прогноз продаж;

– патенты или авторские права, защищающие данный продукт.

5. Исследование и анализ рынка. Оценка рынка и конкурентоспособности предприятия осуществляется посредством изучения многообразных факторов, оказывающихвлияние на состояние рынка.

В основу методологического подхода для исследования рынка должен быть заложен принцип комплексности, предполагающий выявление системы взаимосвязей между различными факторами.

С этой целью в бизнес-плане выделяются три блока проблем, позволяющие охарактеризовать рынокпредлагаемого товара или услуги (либо на локальном, либо на региональном рынках).

Первый блок – анализспроса на предлагаемый товар или услугу наисследуемом рынке.

Второй блок – определениеипрогнозирование емкостирынка.

Третий блок -исследование условийконкуренции.

Анализ спроса следует начинать с определения емкости рынка и объема рыночного спроса.

Следующим этапом анализа и исследования рынка является сегментация рынка и изучение рынка потребителя. При анализе рынка потребителя необходимо определить, кто является конечным потребителем вашего товара: юридические или физические лица, а затем приступить к сбору информации.

В соответствии с тем, кто является вашим конечным потребителем и выстраивается дальнейший анализ, который в общем виде состоит из двух основных разделов.

В первом разделе проводится укрупненная сегментация рынка потребителя, с тем, чтобы определить круг потенциальных потребителей товара, емкость данного рынка и уровень конкуренции в сегменте.

Во втором разделе проводится детальная сегментация рынка потребителя с целью определения непосредственных потребителей для подписания с ними предварительных договоров о поставке товара.

В результате анализа должен быть известен:

– объем продукции с устойчивым сбытом (заключены договора на поставку товара) на период равный или превышающий срок окупаемости проекта;

– объем продукции с устойчивым сбытом (заключены договора на поставку товара) на период меньший срока окупаемости проекта;

– объем продукции, обеспеченный только разовыми приобретениями (прогнозное количество непосредственных потребителей, договора на поставку товара с которыми не были заключены);

– объем продукции, потребитель на которую не определен (прогнозное количество оставшихся потенциальных потребителей).

Сумма перечисленных выше прогнозных объемов потребляемой продукции должна быть меньше или равна общей емкости рынка сбыта товара.

Третий блок проблем связан с неотъемлемой частью рынка, а именно с исследованием условий конкуренции. Анализ рынка конкурентов можно разделить на две части: общий анализ и детальный анализ.

Общий анализ включает в себя: определение потенциальных конкурентов и оценку уровня конкуренции на предполагаемом к внедрению рынке.

Детальный анализ включает в себя: определение и оценку конкурентоспособности основных конкурентов, их сильнее и слабые стороны разработку основных направлений внедрения разрабатываемого предприятия или продукта на планируемый рынок.

Среди показателей, рассматриваемых при анализе конкурентоспособности, важно отметить такие, как качество товара, ассортимент, доступность, сервис, гарантии, рекламная деятельность, обслуживание потребителей, уровень профессионализма продавцов.

При оценке собранной информации о конкурентах необходимо использовать требования потребителей к товару и их мнения о конкурентах. Для этого рекомендуется провести опрос среди потребителей товаров потенциальных конкурентов.

Следует отметить недостатки и преимущества конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать объем продаж, доходы конкурентов, выявить лидера среди конкурентов по уровню обслуживания, цене, качестве товара.

Сделать вывод, что является основной областью конкуренции (цена, качество, сервис, имидж предприятия и т.д.).

6. План маркетинга. При разработке плана маркетинга учитываются потенциальные возможности предприятия, а именно отработанность технологического цикла, система основных и вспомогательных цехов, система снабжения и сбыта продукции.

Основные разделы плана маркетинга представлены на рисунке. Первым элементом комплекса маркетинга по продукту является товарная политика, под которой понимается политика в отношении разработки и продаж нового товара, широты ассортимента, продаваемых товаров и т.д.

Она включает в себя определение основной товарной стратегии – дифференциация, диверсификация, вертикальная интеграция, узкая специализация, а также маркетинговые характеристики товаров, для чего используются следующие данные:

– планирование ассортиментного ряда выпускаемой продукции;

– анализ товаров-заменителей и аналогов;

– требования к послепродажному обслуживанию, к организации поставок.

Следующим элементом комплекса маркетинга является ценовая политика. Анализ рынка цен начинается с анализа уже сложившихся цен на идентичные, подобные товары или товары заменители (субституты) у конкурентов.

Сбытовая политика является стратегией формирования и развития каналов товародвижения (организация филиалов, оптовых и розничных магазинов, сети посредников по сбыту выпускаемой продукции, складской сети).

Следующим шагом в разработке плана маркетинга является определение коммуникационной политики, под которой понимается стратегия формирования спроса и стимулирования сбыта (план проведения рекламных мероприятий, план участия в выставках, ярмарках, рассылках образцов и т.д.).

Для каждой стратеги развития предприятия нужен свой план маркетинга.

Основная цель их составления:

– определение необходимых средств на проведение рекламных мероприятий;

– приблизительное определение отдачи от этих мероприятий;

– планирование работы директора предприятия на первый год функционирования предприятия.

Для реализации проекта центральное место среди маркетинговых мероприятий займут действия по позиционированию намечаемого к производству товара на рынке и меры по обеспечению их конкурентоспособности.

Кроме того, на этом этапе решается также ряд задач организационно-технического характера, которые должны обеспечить выход на предполагаемый рынок (рекламная кампания, формирование благоприятного общественного мнения).

7.Организационный план. Для реализации предпринимательского начинания важное значение имеет организационное планирование.

В процессе его реализации формируется организационная структура предприятия, направленная на установление четких взаимосвязей между его отдельными подразделениями: определяются количество и размер цехов, из взаимоподчиненность, размеры и организационная структура обслуживающих и управленческих подразделений (маркетинга, материального обеспечения, сбыта и др.), а также администрации.

В данном разделе необходимо ответить на ряд вопросов:

– поддержка и различного вида льготы в организации данного бизнеса;

– команда управления и ведущие специалисты;

– основные партнеры по реализации проекта;

– штатное расписание предприятия;

– режим работы;

–заработная плата и стимулирование работников предприятия;

– контракты, договора и должностные инструкции с работниками.

В начале раздела приводится планируемая организационная структура управления предприятием. В случае если организационная структура за планируемый период времени будет изменена, то необходимо привести следующую организационную структуру или основные направления ее изменения.

Итоговый документ этого раздела плана определяет общую потребность в персонале и средствах на оплату труда.

8. Производственный план. Стратегические и тактические возможности предприятия неразрывно связаны с показателями его производственной мощности. Поэтому хорошо разработанный и отточенный производственный план является основой благополучного функционирования предприятия.

В данном разделе бизнес-проекта необходимо осветить большой спектр различных вопросов:

– месторасположение предприятия и развитие инфраструктуры данного региона;

– обеспеченность земельными площадями;

– альтернативные варианты размещения предприятия;

– обеспеченность производственными площадями и помещениями;

– обеспеченность транспортом, связью, энергетическим и инженерным оборудованием;

– технология, качество и сертификация производства;

– необходимое оборудование, оснастка, инструмент;

– необходимые ресурсы;

– поставщики сырья и материалов;

– циклограмма производства и реализации продукции;

– экологичность и безопасность производства.

Для расчета финансовых потоков следует рассчитать себестоимость выпускаемой продукции. Для этого производятся расчеты:

– сметы затрат на содержание и эксплуатацию оборудования;

– сметы цеховых расходов;

– сметы общезаводских расходов.

На основании вышеприведенных расчетов рассчитывается себестоимость продукции и выручка от реализации.

9. Финансовый план. Венцом разработки бизнес-проекта является финансовый план, который дает количественную оценку всей проведенной работе.

Для обоснования экономической эффективности инвестиционного проекта производятся расчеты следующих показателей: чистый дисконтированный доход (NPV=PV-CI), индекс рентабельности инвестиций (PI=∑PV/CI), срок окупаемости инвестиционного проекта (PP=CI/ЧП);

внутренняя норма прибылиIRR = E1 +(E2-E1)

бухгалтерская рентабельность инвестиций ARR = ЧП / ½ CI

При обосновании эффективности инвестиционного проекта необходимо оценить бюджетную эффективность проекта (поступление налогов от проекта в различные бюджеты) и социальную эффективность (сколько рабочих мест и с какой зар. платой созданы раб. места). В данном разделе необходимо привести график погашения кредита.

Кроме расчета показателей экономической эффективности проекта при заданном объеме производства следует определить точку безубыточности (точку равновесия), то есть объем производства, при котором прибыль равна нулю.

Наши рекомендации