Системный анализ конкурентной среды фирмы?
Системный анализ-совокупность методов и средств, исследование сложных многоуровневых систем, объектов, процессов, учитывающих взаимосвязи и взаимодействие между элементами.
Конкуренция(согласно закону 135)-состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»
Конкуренция — свойственная товарному производству борьба между предпринимателями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.
«Конкурентная среда — это внешняя среда фирмы, которая определяет характер конкуренции на рынке.
Определение конкурентной среды проводится с помощью диагностики(она бывает):
1) АналитическаЯ
2) Экспертная
3) Модельная(имитационная)
Процесс диагностики заключается:
1. Выявления перечня фирм находящиеся на целевом рынке
2. Сбор исходной информации и проведения инф-и в сапостовимый вид
3. Расчет характеристик отражающих состояния рынка
4. Постороение таблиц рыночных долей, и расчет средней доли приходящееся на 1 фирму
5. Расчет общих харак-к, интенсивности конкренции
6. Оценка степени монополизации рынка
7. Построение конкурент.карты и выявления конкурент-х стратегий
8. Ситуационный анализ и выбор стратегии фирмы на данном рынке(SWOT-АНАЛИЗ)
Для оценки конкурент.среды фирмы чаще всего используют следующ.методы и способы:
1) «Принципы пяти сил М.Портера» соперничество между имеющимися конкурентами внутри отрасли;
- угроза появления продуктов-заменителей;
- угроза появления новых конкурентов;
- способность поставщиков торговаться;
- способность покупателей торговаться [15, с.34].
Угроза появления новых конкурентов |
Соперничество между имеющимися конкурентами |
Способность поставщиков торговаться |
Способность покупателей торговаться |
Угроза появления продуктов-заменителей |
2)SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности и угрозы.
3) Оценка конкурентоспособности предприятия на базе 4Р- Методика оценки конкурентоспособности организации на базе «4Р»основана на сравнительном анализе организации и предприятий- конкурентов по факторам:продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта.
4) определения интегрального показателя конкурентоспособности предприятия:
1) метод по сумме групповых показателей конкурентоспособности предприятия;
2) метод по сумме средневзвешенных арифметических групповых показателей конкурентоспособности предприятия;
3) как среднеарифметическое показателей конкурентоспособности отдельных видов товаров;
4) метод по произведению средневзвешенных геометрических групповых показателей конкурентоспособности предприятия;
5) метод по конкурентной карте рынка.
Таким образом, в ходе анализа конкурентной среды предприятия определяются:
1. главные экономические особенности анализируемой отрасли производства
2. главные движущие силы отрасли и оценка их влияния в будущем.
3. уровень конкуренции в отрасли.
4. компании, имеющие наибольшую и наименьшую конкурентоспособность.
5. возможность дальнейших действий конкурентов и прогноз их направленности.
6. факторы, определяющие успех или провал конкурентной борьбы.
7. степень привлекательности отрасли с точки зрения приемлемого уровня рентабельности.
Знания о деятельности конкурентов позволяют оценить перспективы рыночного успеха, определять приоритеты и быстрее реагировать на действия конкурентов. Анализ конкурентной среды предприятия позволяет обеспечивать сотрудников предприятия информацией, совершенствовать систему обучения и повышения квалификации персонала и в, определенной степени, мотивировать их деятельность.
Значимым результатом анализа для предприятия в целом является возможность выработки стратегии нейтрализации сильных сторон конкурентов и повышение конкурентоспособности и эффективности собственного предприятия.
Завершающим этапом является сравнительный анализ конкурентов. Основная его цель – определение наиболее сильных и слабых конкурентов и выбор стратегии в отношении к определенным конкурентам с целью их нейтрализации.