Виды цен, используемых в экономических расчетах

Цена – денежное выражение стоимости товара. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции. В экономических расчетах организации используют различные виды цен.

В зависимости от степени регулируемости цены могут быть свободными (договорными) и регулируемыми.

Значительная часть цен является свободными, складывающимися на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния. Устанавливаются эти цены на основе прямого соглашения (договора) между продавцом и покупателем.

Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство в лице органа уполномоченного контролировать ценообразование может устанавливать жестко фиксированный уровень цены на продукцию.

В зависимости от состава участников товародвижения различают оптовые цены производителя, цены оптовой торговли и розничные цены.

Оптовая цена производителя – цена изготовителя продукции, по которой он продает произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и получая прибыль. Действующая практика налогообложения требует при реализации продукции выделения кроме цены производителя налога на добавленную стоимость, акциза и других платежей, имеющих характер косвенных налогов.

Оптовая цена торговли – цена, по которой покупатель приобретает продукцию у сбытовой (оптовой) компании. В состав этой цены включается оптовая цена производителя, издержки оптовой организации, ее прибыль, а также косвенные налоги. Издержки и прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации составляют величину оптово-сбытовой наценки.

Розничные цены – цены, по которым продукция реализуется в розничной сети конечному потребителю. Включает в себя оптовые цены производителя или оптовой торговли, торговую наценку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли, а также косвенные налоги

Традиционно сложившиеся особенности учета транспортных издержек и рисков, возникающих в процессе товародвижения, предполагают различать цены в зависимости от вида франко или базисных условий поставки. Базисные условия поставки определяются местом сдачи товара продавцом и перехода ответственности за него к другой организации – покупателю или транспортной организации. Действующие в настоящее время базисные условия поставки определяются Правилами Инкотермс 2010 (Incoterms 2010).

При разработке бизнес-планов и других документов прогнозного характера, организации вынуждены использовать цены, сложившиеся на момент разработки соответствующих документов, скорректировав их на предполагаемый уровень инфляции и других ценообразующих факторов. Такие цены называются плановыми.

При оценке динамики изменения объемов продукции в стоимостной форме, необходимо учитывать влияние обоих факторов, формирующих стоимость продукции – изменения физического объема и изменения цен в двух сравниваемых периодах.

Такая задача может быть решена с использованием сопоставимых цен, которые переоценивают продукцию, произведенную либо в базисном, либо отчетном периоде. Использование таких цен позволяет привести продукцию, произведенную в разные периоды к сопоставимому виду и рассчитать индексы изменения физического объема продукции и индекс изменения цены (дефлятор).

В статистике под индексом понимают относительный показатель, который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, пространстве, сравнивает фактические данные с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.) Основным элементом индексного соотношения является индексируемая величина.

Стоимость продукции может быть рассчитана как произведение физического объема и цены единицы продукции.

p – цена (стоимость) единицы товара (продукции);

q – количество (объём) какого-либо продукта (товара) в натуральном выражении;

p *q – стоимость продукции ( в денежном выражении);

Ip – индекс цены, показывает во сколько раз изменилась цена, по сравнению с базисным периодом. Ip= P1 : P0

Виды цен, используемых в экономических расчетах - student2.ru Во сколько раз изменилась стоимость продукции в результате изменения цен

Значение «1» у символа – характеризует значение параметра для отчетного (сравниваемого периода), значение «0» - характеризует значение параметра для базисного ( с которым сравниваем периодом).

Ig - индекс физического объема , показывает во сколько раз изменился физический объем по сравнению с базисным периодом . Ig = g1 : g0

Виды цен, используемых в экономических расчетах - student2.ru Во сколько раз изменилась стоимость продукции в результате изменения объёмов продаж (физического объёма)

Ipg – индекс стоимости продукции - показывает, как изменилась (во сколько раз) стоимость продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Ipg = p1g1 : p0g0 = Ip*Ig

где Виды цен, используемых в экономических расчетах - student2.ru – значения соответствующего показателя в отчётном (текущем) периоде, Виды цен, используемых в экономических расчетах - student2.ru – значения этих показателей в базисном периоде.

Среди основных показателей динамики, наряду с индексами роста ( коэффициентами , показывающими во сколько раз отчетное значение изменилось по сравнению с базисным), используются показатели темпа прироста. Чтобы рассчитать темп прироста надо индекс роста умножить на 100 и от полученного значения вычесть 100. Темп прироста показывает - на сколько процентов изменилось отчетное значение по сравнению с базисным.

Например : цена базисного периода - 100 руб/ед,, цена отчетного периода – 200 руб/ед

Индекс роста цены Ip = 200: 100 = 2 – цена выросла в два раза или приросла на 100% (2*100 -100= +100%)


В экономических расчетах стоимостная оценка продукции, произведенной организацией за определенный период, определяется без косвенных налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов), присутствующих при формировании цены.

Например, чтобы убрать НДС (косвенный налог , составляющий +18%) надо стоимость продукции разделить на 1,18.

Наши рекомендации