Конспект лекций по экономической теории
(отсутствуют графики по ряду лекций)
Тема 1. Экономическая теория как наука.
- История возникновения и развития экономической мысли.
- Предмет экономической науки.
- Общественное производство, его факторы.
- Потребности и ресурсы.
- Кривая производственных возможностей.
- Экономическая система общества и собственность.
- Метод экономической теории.
- История возникновения и развития экономической мысли.
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления. Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хаммурапи, древнеиндийский трактат «Артхашастра», экономические заповеди находятся в Библии.
Если рассматривать экономическую теорию как систему знаний об изучаемом предмете, то эта наука берет свое начало с древнегреческих мыслителей. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонота, Платона можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.
Происхождение слова «экономия» берет свое начало от «ойкономиа» - «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон – и поначалу рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве.
Определяющим направлением экономической мысли XV – XII вв. стал меркантилизм. Сущностью меркантилизма в экономической теории является определение закономерностей в сфере обращения. Критерием экономического богатства считались деньги.
Экономическая мысль XVIII в. во Франции представлена школой физиократов. Термин «физиократы» означает «власть природы». Акцент исследования перенесен непосредственно на производство.
В XVIII в. в Англии возникла классическая политическая экономия, представленная в работе А.Смита « Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выявил экономические законы и их влияние на общественное развитие. Он раскрыл суть закона конкуренции - регулирование «невидимой руки», значение разделения труда для эк. прогресса, суть частного интереса – т.е. законы капиталистического общества.
В XIX в. создана теоретическая концепция, получившая название марксизм, разработали К.Маркс и Ф. Энгельс. В этой концепции было сформулировано уче6ние об общественно-экономических формациях, продолжено исследование трудовой теории стоимости, закон стоимости и т.д.
Во второй половине XIX в. была сформулирована теории предельной полезности и предельной производительности, или маржинализма. Теории маржинализма – это экономический анализ с позиции психологии отдельного субъекта. Субъект руководствуется, прежде всего, собственными оценками выгод и потерь от участия или неучастия в экономическом процессе.
XX в. представлен теориями – кейнсианством и монетаризмом. Суть кейнсианской концепции– макроэкономический подход исследования эк.процессов – национальный доход, инвестиций, потребления, сбережений и т.д. Кейнс доказывал необходимость вмешательства государства в экономику.
Монетаризм – концепция, доказывающая необходимость регулирования экономических процессов исключительно посредством эк. рычагов, в большей степени - изменениями денежной массы. Против вмешательства государства в экономику.
- Предмет экономической теории.
Исторически в качестве предмета экономической теории выступали: богатство; производство; экономические законы; производственные отношения; производство, распределение, обмен, потребление материальных благ; мотивы экономической деятельности и т.д.
Современное представление о предмете экономической теории – это анализ рыночного хозяйства. В центр исследования ставится проблема эффективности – как в условиях ограниченных ресурсов добиться максимальной отдачи от произведенных затрат.
С точки зрения объекта исследования разделы экономической теории можно обозначить как политэкономия – исследования общих экономических закономерностей; микроэкономика – анализ причин, закономерностей и последствий функционировании отдельных субъектов в рыночной экономике. Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет закономерности государственной эк. политики.
- Производство материальных благ – основа жизни человека и общества. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Оно является сферой взаимодействия трех основных факторов: труда человека, предметов труда и средств производства.
Труд – это целесообразная деятельность человека, осуществляемая ради удовлетворения его потребностей. Труд выступает в качестве личного фактора производства. Материальным фактором процесса труда выступают средства производства, т.е. совокупность средств труда и предметов труда.
Предмет труда – это то, на что направлен труд человека. Средства труда – это то, чем человек воздействует на предметы труда (машины, оборудование, приспособления, инструменты и т.д.).
В результате соединения личных и вещественных факторов производства создаются продукты труда или блага.
В своем движении общественный продукт проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.
Производство – процесс создания благ и услуг в определенный период времени.
Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением. Потребление – заключительная фаза использования продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей общества.
- Потребности и ресурсы.
Под потребностями в широком смысле понимают нужду (неудовлетворенность) человека, которую нужно удовлетворить.
В эк. теории потребности классифицируются по различным критериям.
По характеру – это потребности материальные (физиологические), духовные (образование, искусство), социальные (общение).
Различение потребностей на первичные – низшие (физиологические – еда, питье, одежда, жилье) и вторичные – высшие (духовные потребности).
А.Маслоу подразделяет потребности по степени их настоятельности: физиологические (голод, жажда), потребности самосохранения (безопасность, защищенность), социальные потребности (общение), потребности в уважение (признание, статус) и потребности в самоутверждении (саморазвитие и самореализация). Согласно Маслоу, человек стремиться удовлетворить наиболее настоятельную потребность, например, в голоде, а потом переходит к следующей, которая становится движущим мотивом его деятельности.
Подавляющие потребности являются экономическими, т.е. такими, которые удовлетворяются с помощью экономических благ. К этим благам относятся как материальные товары и услуги, так и нематериальные.
На характер, уровень и структуру потребностей влияют разнообразные факторы: природно-климатические, исторические традиции, национальные особенности и др.
Под влиянием социально-экономического прогресса наши потребности постоянно развиваются, усложняются и обогащаются. В этом заключается закон возвышения потребностей.
Экономические ресурсы – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг. Основные – труд, земля, капитал, предпринимательские способности.
Труд как фактор производства охватывает всевозможные способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг.
Земля – все природные, естественные ресурсы: земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы.
Капитал – все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг, и доставке их конечному потребителю. Состоит из: зданий, сооружений, оборудования, инструментов, транспортных средств, средств сбыта, используемых в производстве. Процесс использования капитальных товаров для расширения или совершенствования производства называется инвестированием.
Предпринимательские способности – способность соединять в технологическом процессе труд и капитал и нести ответственность за их использование. Это – способность наиболее эффективно использовать все факторы производства.
- Производственные возможности общества.
Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, общество не в состоянии удовлетворить все потребности. Поэтому стоит проблема выбора: что производить?
Любое общество стремиться эффективно использовать ресурсы – максимальное количество товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов.
Ограниченность ресурсов диктует необходимость выбора оптимума производственных ценностей и самого процесса производства.
Допустим, необходимо произвести только два товара: пушки и масло, представляющие альтернативу гражданского и военного производства.
Альтернативные возможности производства масла и пушек.
Возможности А Б В Г Д Е | Пушки | Масло |
Кривая производственных возможностей показывает значение альтернатив для общества.
1. 1. При абсолютном использовании ресурсов все точки возможных комбинаций находятся на границе производственных возможностей.
2. В варианте неполной загрузки производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства находятся не на кривой, а например, в т. Y.
3. Общество, находящееся на рассматриваемом максимальном уровне производственных возможностей, ввиду отсутствия необходимых ресурсов, не в состоянии одновременно увеличить военное и гражданское производство. Недостижимый вариант.
Кривая производственных возможностей характеризует одновременно и возможный и желаемый выпуск продукции.
Из точек, лежащих на этой кривой и представляющих различные возможные сочетания выпуска альтернативных товаров, мы должны выбрать ту, которая для нас наиболее предпочтительна.
Выбрав точку В мы предпочитаем Xв предметов потребления и Yв количество капитальных товаров. В (Xв;Yв). При переходе из точки В(Xв;Yв) в точку Г(Xг;Yг) мы получим дополнительно X=OXг-OXв пожертвовав для этого Y=OYв-OYг.
Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу называются вмененными или альтернативными затратами, или затратами упущенных возможностей.
Экономист определяет вмененные издержки как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов.
Бухгалтер регистрирует в качестве затрат расход самих ресурсов.
Наблюдается следующая закономерность: при увеличении выпуска одного вида продукции в большей степени увеличиваются затраты ресурсов поскольку происходит вовлечение сравнительно малоэффективных для производства предметов потребления ресурсов. Каждая дополнительная единица выпуска предметов потребления требует все большего сокращения производства капитальных товаров.
- Экономическая система и собственность.
Отношения собственности являются базисными отношениями всей системы общественных отношений. Эта система включает: экономические, социальные, политические, правовые, культурные, национальные, психологические, нравственные, и другие элементы.
Важнейшими подсистемами отношений собственности являются экономическая и юридическая. Подсистема экономических отношений собственности включает в себя отношения присвоения средств производства, рабочей силы, предметов потребления, результатов научной деятельности и т.д. Основные – частная (единоличная, коллективная, акционерная и т.д.) и государственная.
Юридическаясторона этих отношений проявляется в реализации прав собственности Основные – право владения, пользования, управления, на доход, на передачу благ в наследство, на ответственность и т.д.
- Эффективность производства и его показатели.
Важнейшей характеристикой общественного производства является его эффективность. Эффективность производства – соизмерение общественного продукта с затратами на его создание.
Для измерения эффективности производства применяется совокупность показателей: производительность труда, фондоотдача (фондоемкость) – основные производственные фонды, материалоотдача (материалоемкость) – сырье, материалы, топливо, энергия; производительность труда (трудоемкость) – эффективность использования труда.
Общая формула: Э = Р/З
ПТ=П/Т ТЕ=Т/П Фо=П/Ф Фе=Ф/П МО=П/М МЕ=М/П
- Метод экономической теории.
Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.
Важнейшим из них является метод научной абстракции – очищение исследования объекта от случайного, временного и определение постоянных, типичных, характерных черт.
Движение от абстрактного к конкретному – от абстрактных понятий к конкретным проявлениям.
Методы индукции и дедукции. Индукция – движение мысли от частных к общим умозаключениям. Дедукция – движение мысли от общих положений к частным определениям.
Единство исторического и логического. Элементы экономических систем логичны и находятся в постоянном историческом движении.
Экономико-математическое моделирование позволяет определить причины изменений объекта, закономерности процесса изменения его последствий, возможности и издержки влияния.
Экономические эксперименты – поиск методов повышения эффективности.