Х-эффективность и Х-неэффективность.
Измерение издержек потерь от монополии путем измерения DWL основывается на допущении о равенстве издержек монопольного и конкурентного рынков. В действительности они могут различаться как в сторону более высоких, так и более низких издержек монополии.
• Более высокие издержки монополии.
Понятие «Х-неэффективность» ввел в 1966 г. Лебенстайн, чтобы описать техническую (внутреннюю) неэффективность монополии в отличие от неэффективного распределения ресурсов (аллокативной неэффективности). Л. предположил, что первый вид неэффективности может оказаться намного более значимым по сравнению со вторым.
Монопольная власть позволяет фирме получать избыточную (монопольную) прибыль так долго, как долго она будет защищена высокими барьерами входа и, т.о., не испытывать давления со стороны конкурентов в направлении эффективного поведения и минимизации издержек. В такой ситуации фирма может использовать свои ресурсы неэффективно и не производить максимально возможный объем производства исходя их наличных ресурсов. В итоге ее кривая издержек будет расположена выше минимума издержек производства данного уровня выпуска (рисунок 10.2)
Рисунок 10.2. Потери благосостояния от монополии в результате Х-неэффективности:
DPMB – потребительский излишек при монополии; PMACMEB – прибыль монополии; BCF – чистые потери благосостояния; АСМЕFРС – Х-неэффективность монополии.
На рисунке показана отрасль, первоначально совершенно-конкурентная, выпускающая объем продукции QС по цене РС, которая затем монополизируется. Объем выпуска падает до QМ, а цена увеличивается до РМ. излишек потребителя уменьшается с DРСС до DPMB. Т. О., общие потери излишка потребителя составили PMBСРС, из которых BCF – потери «мертвого груза» в результате неэффективного размещения ресурсов, а АСМЕFРС – технические издержки или Х-неэффективность монополии, возникшие вследствие того, что издержки производства в объеме QМ выше при монополии, чем при конкуренции. Оставшаяся часть излишка потребителя - PMВЕАСМ – трансформируется в излишек (прибыль) производителя.
Т.о. измерение общих социальных издержек монополии должно включать как технические издержки из-за неэффективного использования факторов производства в условиях монополии, так и издержки размещения ресурсов из-за снижения объемов выпуска ниже конкурентного.
Лебенстайн и Команор, используя гипотетические данные ценовой эластичности спроса, равной 2, дифференциала издержек в 18% и ценовой разницы в 6% на рынке монополии, подсчитали (1969) общие потери благосостояния. При традиционном способе исчисления на зону ВGE (рисунок 10.2) приходится 0,18% чистого национального продукта. Однако, общие потери из-за неэффективного размещения ресурсов (зона ВСF) насчитывают около 3%, да плюс потери Х-неэффективности (зона АСМЕFРС) в размере 9% ЧНП. Итого совокупный итог общих издержек от деятельности монополии составил 12% ЧНП.
Вывод: если издержки производства в условиях монополии выше, чем в условиях совершенной конкуренции, потери благосостояния общества выше, чем это предполагалось ранее.
Излишек производителя (монопольная прибыль) сокращается в результате Х-неэффективности на ее же величину. Т.е. имеется взаимосвязь между Х-неэффективностью и поведением фирмы, не максимизирующей прибыль. Т.е. издержки фирмы выше минимального уровня, т.к. она приняла решение максимизировать нечто, что не требует минимизации издержек (не прибыль, не продажи). Эта идея была выдвинута Вильямсоном (1963).
В качестве примера он предположил, что менеджеры максимизируют свою собственную полезность, и извлекают ее из руководства большим штатом. Это ведет к увеличению их заработка в иерархической структуре оплаты, повышает статус, престиж, безопасность. В такой фирме будет больший штат, по сравнению с компанией максимизирующей прибыль. Значит она будет выпускать объем производства с большими издержками, а понижение издержек до конкурентного уровня трудно достижимо, раз это затрудняет достижение целей менеджмента.
Такая ситуация может сложиться потому, что в условиях монополии фирма испытывает меньшее давление рынка в направлении повышения эффективности производства и минимизации издержек. А менеджеры имеют больше свободы в достижении целей, отличных от максимизации прибыли.
Рост издержек может наблюдаться и в случае распределения части монопольной прибыли рабочим, которые получают в итоге большую з/плату, чем имели бы в другом случае. Не м.б. максимизированы издержки, если менеджер-владелец фирмы часть прибыли потратит на свой досуг. Хотя это и улучшит уровень благосостояния этих лиц (рабочих и владельца), что можно было бы принять за положительный эффект монопольной власти.
• Х-эффективность.
В условиях монополии издержки производства м.б. даже ниже, чем в условиях конкуренции. Хотя отраслевой объем выпуска при монополии ниже, чем при конкуренции, уровень выпуска монополиста выше, чем каждой фирмы-конкурента. Поэтому при положительном эффекте масштаба монополист может производить продукцию с более низкими издержками и вместо Х-неэффективности возникает Х-эффективность.
Монополия может быть и инновационно более эффективна по сравнению с конкуренцией. Хотя монополии (и доминирующие фирмы) имеют не много стимулов к инновациям за свой счет, они активно используют нововведения других фирм. И если монополия будет развиваться более динамично, применяя эти нововведения, чем конкурентная фирма, это может снизить издержки первой по сравнению со второй.
Отсутствие стимула к инновациям у монополии м.б. связано с отсутствием побудительных мотивов к выпуску широкого разнообразия продуктов. Тогда стандартные методы подсчета потерь благосостояния будут вести к их недооценке, т.к. нет способа подсчитать потери, связанные с недополучением продуктов, производство которых потребители бы приветствовали.
Если издержки при монополии выше, техническая неэффективность должна быть добавлена к неэффективности распределения ресурсов; если же издержки ниже, техническая эффективность сократит общие потери и может в результате трансформироваться при монополии в чистый выигрыш благосостояния.
Рассмотрим графическую иллюстрацию более низких издержек монополии по сравнению с конкурентным рынком (рис. 10.3)
Рисунок 10.3. Изменение благосостояния при Х-эффективности монополии
РМВЕРС – монопольная прибыль; DВРМ – излишек потребителя на рынке монополии; ВСЕ – чистые потери благосостояния; РCЕFАС – Х-эффективность монополии.