Однако фирма может преследовать и другую цель, отличную от максимизации прибыли. Тогда она может и не быть эффективной по издержкам.
• Эффективность распределения ресурсов.
Важным аспектом результативности деятельности фирмы является ответ на вопрос, используют ли фирмы ресурсы, чтобы удовлетворить спрос потребителей (т.е. тех продуктов, которое общество желало бы получить), оптимальным способом, т.к. эффективность по издержкам ничего не говорит о том, насколько фирмы удовлетворяют предпочтения общества. Но эти два объекта взаимосвязаны. Если общество использует все свои ресурсы эффективно, оно максимизирует свой объем выпуска. Если все фирмы эффективны по издержкам, то общество находится на кривой производственных возможностей. Однако, вероятно, фирмы могут производить некоторый объем продукции с минимальными издержками, но общество их оценит невысоко.
Используют ли фирмы ресурсы именно в тех областях, и производят ли именно ту продукцию, которую желали бы потребители (общество), определяет показатель эффективности распределения ресурсов.
И ответ на вопрос, как эффективно общество использует свои ресурсы, связан с ответом на вопрос, в какой отраслевой структуре функционирует фирма.
Рассмотрим рынок совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Каждая фирма на рынке не может повлиять на цену и принимает ее как данную, т.е. является ценополучателем. Фирма преследует цель максимизации прибыли, т.е. стремится к такому объему выпуска, когда предельные издержке равны предельному доходу. Фирма выбирает такой объем выпуска qС при данной цене РС. Т.е. с точки зрения фирмы, ей, как ценополучателю, необходимо производить такой объем выпуска qС в точке, где МС=МR.
А какой объем производства общество хотело бы получить от фирмы?
Кривая спроса отражает решение общества о том, какую ценность имеет каждая единица выпуска. Кривая издержек отражает производственные возможности общества по использованию ресурсов. Если издержки фирмы находятся на этом уровне – они распределяются на ограниченные ресурсы. Если фирма выпускает данный объем выпуска, используя эти ресурсы, тогда они окажутся недоступными для какой-то другой фирмы в другой отрасли. Издержки частных фирм равны издержкам, связанным с осуществлением общегосударственных мероприятий.
Учитывая все вышеперечисленное, общество хотело бы, чтобы фирма производила такую любую единицу продукции, которую общество оценивает, по крайней мере, так же высоко, как и вмененные издержки ресурсов, используемых в производстве.
Следует учесть отсутствие внешних эффектов, отражающих расхождение между частными и общественными выгодами (или между частными и общественными издержками).
Пример – сброс в реки токсичных отходов при производстве продукции. В данном случае возникает несовпадение издержек для общества и издержке для фирмы, выпускающей данный продукт, т.к. издержки общества увеличиваются на величину стоимости, возникающих из-за спроса загрязнения воды, гибели рыб, очистки водоемов и т.д. поэтому частные и общественные издержки равны только в случае, когда внешних эффектов нет.
При отсутствии внешних эффектов кривая спроса представляет стоимость каждой единицы выпуска, определяемую обществом, кривая предельных издержек в процессе производства – дополнительные издержки общества по производству каждой дополнительной единицы продукции и отражает дополнительный объем ресурсов, которые имеют вмененные издержки альтернативного применения. Общество хотело бы получить такой объем продукции фирмы, при котором предельные вмененные издержки меньше, чем явные издержки производства, т.к. с точки зрения общества, оптимальным является такой объем производства, при котором предельные издержки равны предельной стоимости товаров, представленной кривой спроса. Это достигается в точке выпуска qС, т.к. именно здесь предельные издержки равны спросу.
С точки зрения фирмы производство должно осуществляться в точке, где МС=МR. А для общества нужны товары, выпускаемые при условии равенства предельных издержек и спроса. Но в условиях совершенной конкуренции кривая спроса и кривая предельного дохода – совпадают, значит qС – точка, где одновременно происходит максимизация благосостояния (прибыли) фирмы и максимизация благосостояния общества.
Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. В условиях равновесия цена равна РС, а объем выпуска – QC. При данной цене фирмы получают прибыль, т.к. РС больше минимума АС, поэтому при отсутствии барьеров входа новые фирмы будут входить на рынок с целью получение прибыли. По мере их входа кривая предложения будет сдвигаться вправо вниз и равновесная цена понизиться до РЕ. этот процесс будет длиться до тех пор, пока прибыль не достигнет оптимального уровня. Репрезентативная фирма производит объем выпуска в точке qЕ, где предельные издержки равны предельному доходу. Данный объем выпуска позволяет фирме покрыть все издержки, включая временные, т.к. совокупный доход (ТR) равен совокупным издержкам (ТС). В долгосрочном периоде фирма выпускает продукты при условии эффективного распределения ресурсов, когда предельные издержки равны спросу. Она останется в отрасли, т.к. цена ее продукта достаточна для покрытия всех издержек. Другими словами – получает нормальную прибыль. Все ее издержки включены в структуру издержек, в т.ч. нормальная прибыль, которая представлена вмененными издержками.
В условиях совершенной конкуренции прибыль является решающим элементом достижения эффективного размещения ресурсов. Если фирма получает нормальную прибыль и спрос растет – цены увеличиваются. Если цены растут в краткосрочном периоде, фирмы получают прибыль. Эти прибыли привлекают новые ресурсы в отрасль. С ростом ресурсов (и фирм) в отрасли устанавливается равновесие в долгосрочного периода, когда фирмы достигают аллокативной эффективности, выпуская продукцию в точке равенства предельных издержек спросу. Следовательно, прибыль фирмы, как результат ее деятельности, в краткосрочном периоде можно рассматривать как вектор ее действия в направлении удовлетворения спроса потребителей.