Тема 10. Результативность функционирования отраслевых структур

Результативность отраслевых рынков: подходы к исследованию

Результативность деятельности фирм в национальной экономике

Результативность деятельности монополии

Результативность функционирования естественных монополий

-1-

Результативность отраслевых рынков: подходы к исследованию

Что означает результативность отраслевого рынка? Существуют два основных подхода.

Одни ученые считают, что развитие конкурентности рынков – главная цель и важнейших показатель результативности системы товарной организации хозяйствования. Отсюда – антимонопольная направленность мероприятий и стремление поддерживать и сохранять конкурентную среду. Тогда это сводится к стремлению повышения состязательности фирм на отраслевых рынках.

Другие связывают результативность с состязательностью рынков, способных рационально использовать имеющиеся ресурсы. Они являются сторонниками гос. регулирования и предлагают усиление экономической роли государства в части формирования состоятельных рынков. Их противники настаивают на дерегулировании.

Однако, сфера развития отраслевых рынков не является всеобъемлющей: на них имеют место провалы рынка. Так, отраслевые рынки с доминирующей фирмой или естественными монополистами в принципе не станут состоятельными. Поэтому споры ведутся, с одной стороны, по достаточно ограниченной сфере отраслевых рынков. С другой стороны, односложного определения результативности функционирования рынка не достигнуто.

Система факторов, определяющих результативность отраслевых рынков.

Р. Кэйвс и Ф. Шерер рассматривают результативность отраслевого рынка, как многофакторное явление.

Кэйвс выделил четыре направления проявления результативности отраслевого рынка:

1. Экономика должна быть эффективна, распределяя ограниченные ресурсы т.о., чтобы они приносили наибольший возможный реальный доход;

2. Экономика должна быть прогрессивна, пополнять запас факторов производства, улучшать качество и разнообразие товаров, улучшать способы организации факторов производства;

3. В экономике должна достигаться максимальная занятость, но не за счет избыточного повышения общего уровня цен;

4. Экономика должна быть справедливой, распределение реального дохода между ее членами должно удовлетворять их важнейшие потребности и разумные ожидания, в то же время, вознаграждая их производительные усилия.

Ф. Шерер определяет результативность как достижение целей:

А. Решения о том, что, сколько и как производить должны быть эффективны в двух отношениях: ограниченные ресурсы не должны расточаться, решения, что и сколько производить должны соответствовать количественно и качественно требованиям потребителей.

Б. Деятельность производителей должна быть прогрессивной, должны использоваться достижения науки и техники для увеличения выпуска продукции на единицу затрат и обеспечивать потребителей новыми лучшими продуктами. Также должен обеспечиваться долговременный рост реальных доходов на душу населения.

В. Деятельность производителей должна способствовать полному использованию ресурсов, особенно трудовых, или не препятствовать использованию для этих целей микроэкономических инструментов.

Г. Распределение дохода должно быть справедливым. Под справедливостью понимается, что производители не получают доход сверх уровня, необходимого для возмещения затрат по предоставленным услугам. Отсюда и разумность установления цен, т.к. неуправляемая инфляция искажает распределение доходов.

Детализируя понятие результативности, следует обратить внимание, что анализировать ее надо на разных уровнях.

• На международном уровне.

Т.е. с точки зрения мирового хозяйства. Расширение или затухание того или иного отраслевого рынка национальной экономики может изменить экономическую позицию страны. Сравнительный анализ функционирования отраслевых рынков проводится по комплексу показателей: ранжирование в зависимости от воздействия на мировой рынок; тенденции в интенсивности потребления продукции отрасли А и наличии собственных сырьевых ресурсов; сопоставление по странам расходов на инновационную и научно-исследовательские сферы; различие в величине издержек и уровне цен.

Эта комплексная оценка может выступать в качестве первого показателя (Х1) в ряду переменных, оценивающих интегрированное значение результативности отраслевого рынка.

• На национальном уровне.

На национальном уровне результативность исследуется с помощью следующих показателей:

Межотраслевые взаимосвязи.

Проводится мониторинг того, каким образом и как сильно функционирование отраслевого рынка А влияет на развитие других отраслевых рынков для чего важно установить долю выпускаемой данной отраслью продукции в ВВП и ВНП страны, а также степень влияния функционирования данной отрасли на устойчивость развития национальной экономики в целом.

Например, отраслевой рынок А имеет долю в ВНП 6% и обеспечивается сырьем из 4-ех регионов страны. Переработка продукции отрасли ведется в двух регионах. Оборудование для переработки и добычи сырья на 5% производится в одном регионе страны, а 95% закупается в двух зарубежных странах. На первый взгляд, расширение данного рынка – это +: увеличится доля продукции во всемирном хозяйстве и ВНП страны в долгосрочной перспективе, появятся новые рабочие места, увеличатся поступления в бюджет в краткосрочной перспективе. Но одновременно, увеличатся заказы зарубежным производителям оборудования на 95%, а своим – лишь на 5%. Т.е. результативность расширения данного рынка в сравнении с потерями других отраслей не так уж очевидна. Если пойти по другому пути, например, закупить сборочные производства для оборудования и разместить их в двух регионах страны, то изменится межотраслевая структура рынков, расшириться количество регионов, вносящих свой вклад в развитие отрасли А и внутреннего рынка в целом. С этими дополнениями расширение отраслевого рынка было бы более рациональным, а рынок А стал бы «локомотивным» для развития смежных отраслевых рынков.

2. Уровень заработной платы;

3. Условия труда;

4. Эффективность капитальных вложений;

5. Расходы на инновационную и научно-исследовательскую деятельность;

Наши рекомендации