Кооперативные модели поведения олигополистов дл отрасли и фирмы

Рассмотрим модель картеля для отрасли и для каждой фирмы.

Пусть картель охватывает все фирмы отрасли. Тогда поскольку картель представляет собой монополию, равновесие в отрасли достигается там, где предельные издержки отраслевого выпуска соответствуют предельной выручке от его продажи (рисунок 6.7, правая часть).

Но цена на рынке установится на уровне Рm. Если цена равна Рm, каждая фирма заинтересована в повышении выпуска до тех пор, пока ее предельные издержки МС не окажутся равными этой цене, то есть до уровня qi (рисунок 6.7, левая часть).

Кооперативные модели поведения олигополистов дл отрасли и фирмы - student2.ru

Рисунок 6.7. Сравнение картеля и рынка совершенной конкуренции

Сравним с условиями свободной конкуренции: цена - Рс, объем выпуска фирмы - qc. Поскольку конкурентная цена ниже картельной (Рс<Рm), а функция предельных издержек фирмы возрастает, картельный объем выпуска фирмы всегда будет меньше конкурентного.

Однако каждая фирма в рамках картеля имеет стимул наращивать выпуск до пределов, превышающих то количество, которое она выпускала бы на рынке совершенной конкуренции. Т.е. в рамках статичной модели картеля каждая фирма-участник оказывается заинтересованной в нарушении картельного соглашения.

Вывод может измениться, если проанализируем влияние решений фирмы не только на сегодняшнюю прибыль, но на весь поток ожидаемой будущей прибыли.

Очевидно, что в долговременной перспективе фирма может быть заинтересована придерживаться установленной для нее квоты. Рассмотрим условия, при которых картельное соглашение является стабильным и нестабильным.

Пусть Пm- прибыль фирмы, придерживающейся картельного соглашения (в условиях установления картелем монопольной цены), Пс – прибыль при свободной конкуренции; H - прибыль фирмы, нарушающей соглашение, Н1 - величина наказания фирмы, нарушившей картельное соглашение (например, в виде резкого падения цены и прибыли из-за противодействия прочих фирм картеля). Тогда

Пm /(1 – ρδ) > (Пс – Н)/(1 – ρδ) + Н1

Фирма будет нарушать картельное соглашение в том случае, когда ее вероятный доход от картельного соглашения будет ниже, чем предполагаемый доход от функционирования в условиях свободной конкуренции с учетом картельного наказания:

PV(E(Пm)) < PV(E(Пc-Н))

Предположим, что фирмы-участники картеля действует по стратегии копирования. Если фирма нарушает соглашение, например, назначая более низкую, чем картельная, цену, она в первый период (период нарушения соглашения) получает прибыль Рс. Но в следующий период ее ловят и наказывают (в виде ограничения продаж, дискриминации со стороны других участников картеля или штрафа, либо в виде сокращения прибыли из-за разрушения картельного соглашения) величиной Н ежегодных вычетов до конца ее существования (то есть для бесконечного периода времени):

Н + Нρδ + Нρ2δ2 + … = Н/(1 – ρδ)

где δ - дисконтирующий множитель; ρ - вероятность повторных продаж фирмы-нарушителя в следующем периоде.

Общая сумма ожидаемой прибыли фирмы-нарушителя соглашения составит:

Пс + (Пс – Н)ρδ + (Пс – Н) ρ2δ2 + … = (Пс – Н)/(1 – ρδ)

Если фирма придерживается соглашения, текущая ценность ее ожидаемой прибыли составит ρδ. Фирме выгодно не нарушать картельного соглашения, если нарушение не приносит ей роста текущей ценности ожидаемой прибыли:

ρδ > (Пс – Пm)/Н.

Итак сохранение картельного соглашения тем выгоднее фирме:

· чем выше вероятность повторных продаж на рынке;

· чем выше величина дисконтирующего множителя;

· чем меньше выигрыш, который фирма может получить в краткосрочном периоде благодаря нарушению картельного соглашения;

· чем больше потери, которые фирма понесет в результате согласованных действий других участников картеля.

Для сохранения картеля его участники должны повысить сумму штрафа, налагаемую на нарушителя, и сделать угрозу штрафа более правдоподобной.

Тема 7. Вертикально интегрированные структуры на отраслевом рынке (с/р)

Виды интеграции на отраслевом рынке

Побудительные мотивы к вертикальной интеграции

Виды вертикальной интеграции

Вертикальные ограничения

-1-

Данная тема посвящена исследованию трансформации природы фирмы и изменению ее роли на отраслевом рынке. При образовании монополии механизм рынка (см. выше) вытесняется внутрифирменными властными отношениями. На олигополистическом рынке с доминирующей фирмой она устанавливает как внерыночный контроль над поведением фирм, так и полный или частичный контроль над собственностью предприятий.



Наши рекомендации