Тема 4. Совершенная конкуренция (с/р)
Понятие и основные черты совершенной конкуренции
Совершенно – конкурентная фирма в краткосрочном периоде. Спрос и предложение конкурентной фирмы в отрасли.
Поведение совершенно - конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Тема 5. Монополия и ее поведение на отраслевом рынке
Монополия на отраслевом рынке
Естественная монополия
3. Ценообразование и максимизация прибыли в условиях монополии
Ценовая дискриминация
-1-
Монополия на отраслевом рынке
В настоящее время в России особенно остро стоит проблема формирования отраслевых рыночных структур, что и обусловливает важность рассмотрения теоретических аспектов данного процесса. В этой и следующих темах мы рассмотрим особенности поведения активных фирм, характерные черты реализации их стратегий на отраслевых рынках либо в условиях конкурентного окружения, либо (как в данной теме) при монополизации рынка.
Прежде всего, необходимо уделить внимание анализу монополий, особенно естественных, т.к. наблюдается структурообразующее значение этих рынков для экономики России. В условиях преобладания олигополистических рынков анализ стратегического поведения таких фирм также весьма актуален.
Стратегическим принято считать такое поведение активных фирм, когда при выборе варианта своей деятельности им приходиться принимать во внимание возможные ответные действия конкурентов.
Выделяются следующие основные формы стратегического поведения:
- некооперативное – когда крупные фирмы проводят коммерческую политику, не согласованную с другими фирмами отрасли;
- кооперативное – когда фирмы предварительно договариваются о совместных действиях и стремятся не нарушать достигнутых договоренностей.
Стратегическое поведение свойственно только активным фирмам, действующим на несовершенных рынках. В условиях свободной конкуренции число фирм в отрасли велико, а рыночная доля каждой из них незначительна. Поэтому отдельная фирма не способна воздействовать на поведение конкурентов и изменение рыночной структуры. Поведение же крупных активных фирм может оказывать существенное влияние на параметры отраслевого рынка.
Большинство фирм сегодня функционирует на несовершенных рынках и стремится занять лидирующую позицию. Высшей формой рыночного доминирования является чистая монополия.
Монополия – это такая рыночная ситуация, когда на нем функционирует единственный производитель продукции, причем его продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях.
В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Хотя чистая монополия представляет собой достаточно редкое явление, такие примеры существуют. Так компания Intel является крупнейшим мировым производителем полупроводников (выпускает чипы для процессоров Pentium и контролирует более 90% этого рынка), Microsoft – крупнейший мировой производитель программного обеспечения, контролирует более 90% рынка компьютерных программ Windows.
Существование монополий может быть вызвано следующим.
Высокие издержки входа.
Например, единственное предприятие обладает, особой технологией производства товара. Для того, чтобы добиться этого, требуются инвестиции в серьезные исследования и разработки, в результате цена на монопольный товар будет значительно превышать конкурентную цену. При этом количество продукции заметно сократиться по сравнению с конкурентным, а экономическая прибыль будет монопольно высокой:
Pm>Pc; Qm<Qc; Пm>0.
Слияние фирм.
Создать и поддержать монополию на рынке можно путем осуществления стратегии слияния двух или нескольких фирм в одну и последующее ее поведение как монополии. Монопольные предприятия такого типа – «классическая монополия».
3. Естественная монополия.
Концепция естественной монополии была заложена еще Джоном Стюартом Миллем (1848), который обратил внимание на проблему неоправданного дублирования передающих сетей, возможного в общественных секторах, что может привести к растрате ресурсов. Подробности в следующем вопросе.
4. Вмешательство государственных властей:
- национализация предприятия, в результате чего государство становится его собственником (например, в ведущих странах-членах ОПЕК нефтедобывающие предприятия принадлежат государству или контролируются им);
- передача монополии на добычу природных ресурсов предприятию, остающемуся в частной собственности, что сопровождается национализацией проводящих сетей;
- установление государством барьеров входа в отрасль. Во многих странах инновационные фирмы получают легальную защиту, предотвращающую вход на отраслевой рынок на определенный период времени (например, патентное право гарантирует правовую монополию фирме, разработавшей новую технологию или новый продукт, что защищает ее от копирования и конкуренции на рынке данного товара на определенный фиксированный период времени).
Государство может санкционировать и другие ограничения на вход потенциальных конкурентов в отрасль. Например, ограничения в области лицензирования какого-либо вида деятельности, повышение тарифов на импортную продукцию и т.п. В данном случае можно говорить о типе монополии, существующей в силу действующих законодательных актов.
Нижеследующий анализ дать подробнее, т.к. есть вопросы в тесте.
Предприятие-монополист - единственный на рынке производитель (продавец) товаров (услуг), для которых нет близких субститутов в данном месте и в данное время. Т.о. монополист представляет всю отрасль, а кривая спроса отрасли совпадает с кривой спроса на продукцию данного предприятия. Монополист обладает рыночной властью и может устанавливать цену, которая максимизирует его прибыль.
В определенные периоды более важной задачей монополиста м.б. не максимизация прибыли, а захват нового географического рынка или рынка нового продукта. Тогда его целью может стать максимизация оборота или совокупного дохода.
Но обычно монополист выбирает такое сочетание монопольной цены (Pm) и объема выпуска (Qm), которое максимизирует его прибыль (П) и при котором его дополнительная выручка будет равняться предельным издержкам:
MR=MC и maxП = TR-TC = (P-AC)Q.
Однако при этом для монополиста предельный доход (MR) не будет равняться цене, как в случае совершенной конкуренции. Для монополиста он всегда меньше цены: MR<Р.
Рисунок 5.1. Максимизация монопольной прибыли
Для небольшого изменения количества выпускаемой продукции: ∆TR = Р∆Q+Q∆Р; MR = ∆TR/∆Q; ∆TR/∆Q = Р + Q*(dР/dQ) = Р(1 + QdР/Р dQ). В итоге получаем MR = Р(1 + 1/Еd) = Р(1 – 1/|Еd|), где Еd = ∆QР/∆РQ – эластичность спроса по цене.
Кривая предельного дохода лежит ниже кривой рыночного спроса для любого уровня выпуска. Предельная выручка имеет отрицательный наклон, и предельный доход от каждой дополнительной единицы продукции будет меньше цены этой единицы товара (рисунок 5.1).
Предельный доход положителен, если кривая спроса эластична (Еd < -1). Предельный доход (МR) отрицателен, если кривая спроса неэластична (-1 < Еd < 0).
При анализе уровня монопольной власти и монопольной прибыли следует иметь в виду, что если спрос неэластичен, то невозможно достижение условий максимизации прибыли: (Р-МС)/Р = 1/|Еd|. Монополия никогда не производит на участке, где кривая спроса неэластична.
Почему? Ведь логично обратное. Если бы она работала в неэластичной части кривой спроса, то могла бы увеличить свою прибыль путем повышения цен до момента достижения эластичного участка кривой спроса. В пределах неэластичной части кривой спроса повышение монопольной цены на 1% вызывает падение объема продаж менее чем на 1%, отсюда – доходы растут. С сокращением выпуска издержки монополии снижаются, а общие прибыли – растут. Т.о., если монополия производит на неэластичном участке кривой спроса, ей следует придерживаться стратегии повышения цен, получая прибыль до тех пор, пока не достигнет эластичного участка кривой спроса.
Но такое рассуждение приемлемо лишь при рассмотрении вневременной модели. На реальных рынках кривая спроса с течением времени сдвигается. Например, рынок может иметь более неэластичную кривую спроса в краткосрочном периоде, чем в долгосрочном. Это м.б. связано с тем, что в краткосрочном периоде потребителям сложнее быстро переориентироваться на товар-заменитель при росте цен на продукт монополии. Однако, если монополия в краткосрочном периоде, пользуясь преимуществами производства на неэластичном участке кривой спроса, поднимет цены, ее потребители в дальнейшем (в долгосрочном периоде), скорее всего, перейдут на продукт-заменитель.
Пример: в 1970-е в результате монопольного поведения ОПЕК выросли цены на нефть, потребление нефти сначала изменилось незначительно, а потом упало из-за использования странами программ энергосбережения и поиска альтернативных источников энергии.
Хотя монополия чаще всего получает положительную прибыль, это не значит, что каждая фирма, имеющая П>0, является монополией. Известно, что ограниченные ресурсы (земля) позволяют получать ренту. Например, фермер, выращивающий пшеницу на особо плодородных землях, зарабатывает большую прибыль. Получение этой прибыли связано с владением землей и считается рентой. Фермер ведет себя как конкурент (а не монополист), принимая рыночную цену как данность и производя при цене, равной предельным издержкам. Фермер является конкурентным предприятием, и получение прибыли, как факторного дохода, не указывает на монополию. Т.к. объем производства неограничен, а цена равна предельным издержкам, на рынке нет монопольной власти.
Между тем, монополия не всегда получает положительную прибыль. В краткосрочном периоде она может нести убытки, например, если монополия только вышла на рынок и рассчитывает в будущем нарастить выпуск и покрыть убытки.
Монопольное предприятие, сталкиваясь с падением спроса, может продолжать производство, даже получая краткосрочную отрицательную прибыль, если цена продукта выше средних переменных издержек. В долгосрочном же периоде, когда нет необратимых издержек, фирмы не будут продолжать производство, если несут убытки.
Поведение монополии зависит от того, какой продолжительности будет краткосрочный период. Его длительность связана со временем, которое уйдет на износ предприятия и оборудования, и принятием решения об их замене. На отдельных рынках краткосрочный период может длиться достаточно долго. Например, износ ж/д путей длиться десятилетия, поэтому монополия на ж/д м.б. убыточна длительное время, прежде чем примет решение об уходе с рынка.