Поглощение и слияние фирм и рыночная власть
Усиление рыночной власти дает фирме возможности для более широкого использования внутренних ресурсов, например, для приобретения других фирм или их частей. Таким образом, помимо реализации на рынке ресурсов, товаров и услуг, на рынке также реализуются и фирмы. Следовательно, на таком рынке происходят слияния и поглощения фирм.
Слияния и поглощения (M&A) - это общее имя для всех сделок, которые объединяет передача корпоративного контроля во всех формах, включая покупку и обмен активами.
Сюда входят сами слияния (соединение компаний в одну), поглощения, приобретение компаний, выкуп акций, "takeover" (враждебное поглощение), рекапитализация, изменение структуры собственности, "обратное слияние" (создание публичной компании без IPO), "spin-off" (выделение и продажа бизнес-единицы) и все другие сделки, которые подразумевают передачу корпоративного контроля из рук одних акционеров другим.
Эти сделки могут быть использованы в различных целях, как в интересах компаний в целом, так и в интересах их совладельцев. Слияния и поглощения могут улучшить положение компании и повысить прибыльность и устойчивость, сделать ваш бизнес более конкурентоспособным и прибыльным.
Основная причина сделок, где компании используют механизмы слияния и поглощения - это конкуренция, которая вынуждает активно искать инвестиционные возможности, эффективно использовать все ресурсы, снижать издержки и искать стратегии противодействия конкурентам. Расширяя свои возможности, компании создают стратегии диверсификации и реструктуризации.
Приобретения и слияния могут осуществляться в виде групп сделок:
1) согласованное слияние – когда фирма А приобретает фирму Б на условиях, которые рекомендованы руководством фирмы Б держателям ее акций;
2) оспариваемое поглощение – реализуется при помощи предложения о покупке акций фирмой А непосредственно у их держателей, минуя руководство данной компании;
3) отторжение – у каждой фирмы имеется определенное количество подразделений. При этом каждая из них стремится организовать их оптимальное количество и качество. С этой целью фирма А продает фирме Б одно из своих подразделений;
4) выкуп управляющими – этот вид сделки схож с предыдущей, за исключением того, что филиал продается не другой фирме, а его управляющим.
Кроме этого, слияния различаются с точки зрения рынков, к которым принадлежат фирмы-участницы. Выделяют горизонтальные слияния, когда обе фирмы действуют на одном и том же продуктовом рынке. Вертикальные слияния происходят тогда, когда фирма приобретает или фирму-поставщика, или фирму-покупателя. В случае, когда между двумя сливающимися фирмами нет ни горизонтальной, ни вертикальной связи, слияние называют конгломеративным. Многие случаи слияний компаний могут включать в себя элементы нескольких перечисленных выше способов.
Теория слияний исходит из того, что руководство активной фирмы эффективно использует собственные ресурсы и так же эффективно планирует их использование на приобретенном предприятии. Мотивом слияния может служить:
1) усилении рыночной власти фирмы, т.к. после слияния увеличится степень рыночной концентрации, и это даст объединенной фирме большую рыночную власть; более крупная фирма способна диктовать отраслевую политику.
Повышенная концентрация на рынке может принести определенный выигрыш, но не всегда. Она может нарушить экономическое равновесие на рынке и привести к «войне» между фирмами.
2) стремление к сокращению рекламных и других расходов на стимулирование сбыта даже если усиление власти не увеличит прибыль, т.к. результат слияния зависит не только от действия двух фирм, но и от реакции других конкурентов на рынке.
3) выигрыш от синергии, недоступный в другом случае, например реализация экономии масштаба. Но это не всегда достижимо в краткосрочном периоде, т.к. слияние может сводиться к простому соединению двух небольших заводов неоптимального размера. Выигрыш должен проявиться в длительном периоде, когда общее производство будет сконцентрировано на меньшем числе заводов и, таким образом, будет реализована экономия.
Слияния фирм приводят к явным выгодам:
1) слияние позволяет приобрести специфический ресурс в виде организованного производителя, имеющего собственный механизм комбинации ресурсов;
2) при слиянии автоматически увеличивается доля данного объединения на рынке. Это означает, что слияние предоставляет иной механизм расширения доли рынка наряду с традиционной конкурентной борьбой;
3) слияние позволяет обойти барьеры входа на рынок. Приобретенная фирма – уже участник данного рынка;
4) слияние резко уменьшает временной лаг начала бизнеса, поскольку для реализации инвестиционной программы требуется значительное время. Здесь же оно минимизируется;
5) степень риска организации бизнеса на купленном предприятии и на проверенном рынке значительно ниже, чем при реализации собственной инвестиционной программы.
Все это приводит к тому, что количество слияний и поглощений во всем мире растет. Последствия глобализации вынуждают компании укрупнять капитал ради более эффективного его использования. Но несмотря на это, проблема их эффективности стоит достаточно остро. Исследования показывают, что :
· 61% слияний не окупает вложенных в них средств (Mergers & Acquisitions Journal, 1998);
· 57% объединившихся компаний отстают в своем развитии от других субъектов рынка (PriceWaterhouse, исследование 300 слияний за 1987-1997).
Цели участников слияний и поглощений
1. Защитные цели, в которых компании ищут возможности своего роста за счет:
· приобретений в своем секторе или в другом, приобретения дополняющих активов;
· усиления позиции на рынке через слияния;
· избавления от конкурентов - путем их покупки и захвата их доли рынка.
2. Инвестиционные цели, где компании, их менеджеры и инвесторы могут преследовать следующие инвестиционные цели:
· размещать свободные средства;
· участвовать в прибыльном бизнесе;
· скупать недооцененные активы;
· использовать управленческие навыки;
· инвестировать излишки наличности;
· приобрести антициклические или балансирующие активы для портфеля.
3. Информационные цели - слияния и поглощения могут улучшить информированность компании:
· о технологиях и затратах поставщиков (Пример: покупка IBM нескольких производителей микропроцессоров);
· о предпочтениях потребителей их продукции. При этом не обязательно покупать поставщика или дилера, обеспечивающего 100% потребности в данных услугах для компании. Например, многие оптовые компании на фармацевтическом рынке имеют несколько аптек, для изучения потребительского спроса и его динамики.
4. Конкурентные цели - сделки слияния и поглощения могут быть использованы как инструмент конкурентной стратегии для создания устойчивого преимущества, чтобы повысить барьеры для входа на рынок для потенциальных конкурентов, с помощью:
· диверсификации, которая дает больший контроль рисков (ценовых, валютных и др.), стабильность и опыт из других производственных сфер, недоступный другим компаниям;
· сокращения времени выхода на данный рынок и получения преимущества первого хода;
· сохранения стабильности и емкости рынка. Приобретение существующей компании дает и нужные производственные мощности, и долю на рынке. Создание же дополнительных мощностей может создать их избыток и снизить уровень цен, что может обесценить инвестиции.
· выхода на рынки других стран.
5. Цели акционеров: отдельные акционеры могут иметь свои интересы и использовать сделки слияния для:
· создания партнерства или привлечения стратегического инвестора в свою компанию;
· выделения части бизнеса в отдельную бизнес-единицу или компанию;
· продажи части акций.