Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли
Возможность входа на товарный рынок продавцов из других регионов (или других стран) существенно снижает рыночную концентрацию, сокращает долю, занимаемую на рынке местными (отечественными) продавцами. Напротив, слабая включенность рынка в межрегиональный (международный) обмен усиливает концентрацию на рынке и увеличивает долю, занимаемую на нем местными (отечественными) продавцами, со всеми вытекающими отсюда последствиями для покупателей.
Степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле можно оценить по доле импортной (ввезенной) продукции в общем, объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке. Этот показатель является отправной точкой для оценки состояния товарного рынка при решении вопросов, связанных с защитными мерами для отечественных товаропроизводителей. Существуют различные оценки угрожающей доли импорта («агрессивного» импорта) для национального рынка - от 10 до 35% по различным группам товаров.
Структуру разобрали. Переходим к изучению поведения фирм.
Тема 2. Фирма в теории отраслевого рынка
Фирма как субъект отраслевого рынка
Активная фирма на отраслевом рынке. Рыночная власть фирмы
Концепции фирм
Цели фирмы
-1-
Фирма как субъект отраслевого рынка
В данной теме мы начинаем изучение второго блока Гарвардской парадигмы. Фирма является одним из существенных элементов структуры рынка. Традиционно под фирмой понимается коммерческая организация, как правило, представляющая собой юридическое лицо. В узком смысле фирма – это имя, под которым юридически полноправный предприниматель (единоличный или коллективный) ведет свои дела. В широком смысле фирма – основная хозяйственная единица экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме.
Фирма – обособленный агент рынка, который обладает производственной и финансовой свободами, зарегистрирован как юридическое лицо, имеющее банковский счет и прочие атрибуты регистрации.
Основные черты фирмы.
1) Обособленность.
Фирма, как обособленный агент рынка выполняет функцию перераспределения ресурсов. Механизм перераспределения ресурсов может быть собственно рыночным и механизмом фирмы.
Предположим, человек для удовлетворения спроса ищет работников и организации, которые поставят ему сырье и комплектующие. Это вряд ли можно назвать фирмой, если даже человек найдет помещение, где можно осуществлять сборку, хранить материалы и готовую продукцию, организацию, которая будет осуществлять реализацию. То, что он сделал – это рыночный механизм, координирующий предложение и спрос.
Фирменным же это механизм становится тогда, когда контракт с людьми, выполняющими перечисленные виды работ, предполагает признание за менеджером права на получение от работников согласия в определенной мере подчиняться координатору производства.
Согласие работников на делегирование своих прав менеджеру фиксирует переход рыночного механизма в механизм перераспределения ресурсов, свойственный фирме.
Таким образом, второй существенной чертой фирмы, кроме обособления, является
2) наличие нового, отличного от рыночного, механизма, предполагающего использование властных полномочий.
Исходя из этого,
Фирма представляет собой институт альтернативного распределения ресурсов между конкурирующими вариантами наряду с рыночным механизмом перераспределения ресурсов.
Другой существенной чертой фирмы является также то, что
3) фирма представляет собой относительно крупную хозяйственную единицу с нетривиальной организационной системой управления. Иначе говоря, фирмой сложно считать кустарное производство с одним ремесленником.
4. Концентрация производителей и эффект масштаба.
Концентрация производителей на отраслевых рынках приводит к росту размеров фирм. В анализе отраслевых рынков принято считать, что размер фирм и их число в отрасли связаны с уровнем отдачи от масштабов производства. Крупным фирмам удается производить и продавать продукцию с менее высокими средними издержками, чем это могут позволить небольшие предприятия.
Например, они могут сократить перерывы в работе (за счет сокращения времени наладки оборудования, роста опыта работников, рациональной организации производства). С ростом масштабов производства снижаются затраты на единицу продукции в связи с тем, что хотя накладные расходы в фирме растут, удельный вес затрат на единицу продукции сокращается (оптовая закупка сырья позволяет закупать его по более низким ценам, и использовать более эффективно). Помимо этого, у крупных фирм налажены устойчивые связи со всеми партнерами. На них концентрируются более квалифицированные инженеры, специалисты и рабочие, т.к. имеют возможность получать более высокое вознаграждение и трудиться на современном оборудовании.
Вместе с тем, рост предприятия небезграничен. С течением времени кривые обучения становятся более пологими, рост вознаграждения приостанавливается, география поиска персонала расширяется. Управлять крупным предприятием тяжелее, эффективность управления падает. Т.е. растут все виды расходов.
Это означает, что эффект масштаба имеет свои пределы. Отсюда возникает необходимость оптимального сочетания темпов роста фирмы и изменения издержек производства на единицу продукции. Форма графика функции долгосрочных средних издержек в зависимости от темпов роста производства становится такой, как показано на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. Типичный график функции долгосрочных средних издержек в зависимости от роста объемов производства (LRAC – кривая долгосрочных средних издержек)
До некоторого минимально эффективного объема выпуска (отрезок ОА) эффект масштаба значителен, что проявляется в снижении издержек. Однако в точке В наступают отрицательные последствия от роста масштаба, что проявляется в росте средних издержек.
В реальной жизни плодами от эффекта масштаба могут воспользоваться не все фирмы, а лишь те, которые имеют более рациональный механизм распределения ресурсов. Следовательно, в структуре отраслевого рынка нет однородности фирм.