Сбор фактического и эмпирического материала
При написании ВКР теоретического характера помимо анализа источников и исследовательской литературы студент осуществляет сбор фактического материала, который подтверждает или опровергает выдвинутые положения. В качестве фактических данных могут служить материалы опроса специалистов-экспертов (например, при оценке нормативно-методического обеспечения процессов документирования и ДОУ; состояния разработанности вопросов теории и практики ДОУ и т.д.).
Фактическим материалом для ВКР исторической тематики служат, как правило, архивные источники. Изучение архивных дел, отдельных документов и описей дел позволяет выявить разнообразные количественные показатели и статистические данные в рамках определенных хронологических и географических границ, видового разнообразия документов и др.
Для практико-ориентированных ВКР сбор фактического и эмпирического материала осуществляется в период преддипломной практики. Прикладные исследования проводятся на базе конкретной организации и предполагают рационализацию системы ДОУ в целом или отдельных ее участков и процессов. Сбор фактического материала проводится в соответствии с поставленными в исследовании задачами.
В ходе обследования студенты собирают сведения об учреждении, предприятии и направлениях их деятельности; о месте службы ДОУ в организационной структуре предприятия и ее взаимосвязях с другими подразделениями; знакомятся с численным и должностным составом данной службы, ее целях и задачах.
Выявляется и анализируется система локальных организационно-правовых документов (устав, положения, правила, инструкции, регламенты, должностные инструкции), распорядительных и информационно-справочных документов, функционирующих в организации. Если поставлена задача изучить документацию, обеспечивающую производственный процесс, выявляется ее состав и видовое разнообразие, отмечаются особенности документирования.
В ходе обследования управленческих систем документации определяются основные, наиболее значительные и многочисленные группы документов. Выясняется их тематика, соответствие содержания и оформления требованиям нормативных документов.
Обследование предполагает сбор информации по всему технологическому циклу движения документов, начиная с их создания или получения до отправления, завершения и передачи на архивное хранение. Особое внимание обращается на использование автоматизированных технологий в работе с документами.
Таким образом, эмпирическое познание предполагает изучение практики ДОУ и ее результатов с помощью различных методов. Выполняя производственные задания, студент может проводить наблюдения за отдельными технологическими операциями, фиксируя факты и само содержание процесса.
Например, для анализа и фиксации движения документов в организациях широкое распространение получили графические оперограммы, табличные маршрутно-технологические карты, в которых поэтапно отражаются операции, проводимые с документами. Включение в текст ВКР этих сведений и схем дает наглядное представление о рационализации маршрутов документов, видах работ по документированию управленческих процессов, этапах обработки управленческой информации и документов.
Рекомендуется использовать метод фотографии рабочего дня, самофотографии рабочего времени на выполнение отдельных работ по ДОУ. Можно использовать метод письменного или устного опроса сотрудников службы ДОУ, управленческого персонала для получения исходного материала по конкретному вопросу. При анализе количественных показателей документооборота или других видов работ возможно использование метода сравнения.
Результаты эмпирического изучения явления или процесса выражаются в получении конкретных фактов, правил, норм, опыта. Для аргументированного обоснования сущности изучаемых явлений целесообразно иметь образцы документов, блок-схемы, классификаторы, статистические сводки, тексты анкет, диаграммы, таблицы, графики и другие подготовленные материалы.
Фактический материал позволит сопоставить данные, проанализировать и обобщить деятельность определенного учреждения или организации по ДОУ. Этот материал значительно расширяет источниковедческую базу ВКР.
Обследование состояния ДОУ в организации требует глубоких знаний и профессиональных навыков. Осуществить методику подобного исследования можно на основе подробных рекомендаций, изложенных в работах Т. В. Кузнецовой, И. А. Подольской, Л. Н. Солянкиной (см. список литературы в помощь подготовке ВКР).
Собранный эмпирический материал и другая разнообразная фактографическая информация систематизируются, и на их основе создается банк собственных данных. Эту исходную информацию лучше хранить отдельными файлами в ПК или в виде папок-досье по отдельным вопросам темы. В папку-досье можно поместить ксерокопии статей и другие подготовительные материалы. Их нужно сохранять во избежание возможной потери рукописи, случайного удаления компьютерного файла и искажения текста.
Разработка структуры работы
Прежде чем перейти к изложению содержания ВКР, необходимо четко обозначить ее структуру. Структура является формой организации научного материала, которая отражает логику исследования, обеспечивает единство и взаимосвязь всех элементов содержания.
Структура, т.е. композиция работы должна содержать следующие части:
· введение;
· главы и параграфы основной части;
· заключение;
· научно-справочный аппарат.
Введение – это вступительная часть работы, содержащая обоснование выбора темы, оценку современного состояния решаемой проблемы, основания и исходные данные для разработки темы. Введение имеет четко регламентируемую и логически обоснованную структуру.
Во введении (8–10 страниц),прежде всего,обосновывается актуальностьвыбранной темы, которая должна быть раскрыта с теоретической и практической точки зрения. Теоретическая значимость предполагает научный, информационный и методический аспекты, а практическая – новизну документальной и эмпирической базы работы. Она может быть определена как важность, злободневность по сравнению с другими темами и событиями. Описание актуальности темы свидетельствует о том, насколько правильно понимает студент свою тему и оценивает ее с точки зрения значимости для теории и практики.
Далее определяется объект и предмет исследования. Оба эти параметра соотносятся между собой как общее и частное. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Для прикладного исследования объектами могут быть
процессы документирования, документационного обеспечения деятельности организации, процесс управления документами,
автоматизации делопроизводства, технологии работы с документами и др.
Для теоретических и исторических работ в качестве объекта могут быть заявлены взаимодействия, связи, эволюция и другие стороны в сфере ДОУ и архивоведения (исторические, правовые, организационно-методические, управленческие процессы).
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта (информация, документы, формуляр документа, системы документации, отдельные виды и разновидности документов, службы ДОУ).
Обозначив объект и предмет исследования необходимо определить степень изученности (разработанности) темы, т.е. осуществить глубокий анализ используемой литературы с точки зрения ее значимости для избранной темы.
Выявленная и отобранная по теме ВКР литература, классифицируется и рассматривается по группам (типам). Последовательно дается характеристика законодательных и нормативно-правовых актов, научных, учебных, справочных изданий, неопубликованных (в том числе архивных) источников. При анализе конкретных работ необходимо указание на принадлежность их к определенной группе и определение наиболее важных положений, имеющих отношение к содержанию глав ВКР. Не допускается формальное перечисление источников.
В работах теоретического и исторического характера анализ источников может быть рассмотрен в первой главе ВКР.
Прикладные (проблемно-ориентированные) работы в степени разработанности темы содержат сведения о важнейших публикациях, касающиеся опыта организаций по рассматриваемому вопросу. Например, при исследовании проблем автоматизации делопроизводственных процессов необходимо сослаться на отраженную в литературе практику внедрения автоматизированных технологий в разных учреждениях. Как правило, статьи, раскрывающие опыт работы, публикуются в журналах «Делопроизводство», «Отечественные архивы», «Вестник архивиста» и в других изданиях.
Обзор источников является обязательным элементом введения, так как он демонстрирует уровень ориентации выпускника в специальной литературе, его умение выделять главное, оценивая степень изученности темы.
В обзоре перечисляются инициалы и фамилии авторов тех работ, которые внесли существенный вклад в разработку данной проблемы, темы, вопроса. После указания фамилии автора в квадратных скобках делается ссылка на его работу, включенную в список использованных источников.
Таким образом, в степени разработанности важно отметить, кто из авторов работал над проблемой, насколько она освещена, что в ней остается нераскрытым и нерешенным, и в каком аспекте, направлении студент попытается рассмотреть и решить эту проблему.
Обозначив актуальность темы и степень ее разработанности, необходимо сформулировать цель ВКР и ее задачи. Цельработы, как правило, связана с тем, какой результат намерен получить выпускник в ходе научного исследования. Например, рассмотреть отражение темы в законодательных актах или в специальной литературе; изучить историю формирования отдельной системы документации или конкретного вида документа; исследовать видовое разнообразие организационно-правовых, распорядительных, информационно-справочных, кадровых и других систем документации организации; обобщить опыт учреждений по внедрению автоматизированных систем ДОУ; проанализировать направления деятельности служб ДОУ и разработать модель этой службы.
В соответствии с указанной целью определяются и задачи исследования (4–6 задач). Например, если целью ВКР является анализ состояния документирования деятельности общества с ограниченной ответственностью «КВАРЦ» в Пермском крае, то в качестве задач можно сформулировать следующие: рассмотреть тенденции развития ООО в России и Пермском крае; охарактеризовать нормативно-правовое регулирование деятельности ООО; выявить и проанализировать видовой состав документов, функционирующих на предприятии; выработать рекомендации по совершенствованию документирования управленческой и производственной деятельности.
Задачи исследования представляют собой конкретные последовательные этапы решения проблемы и указываются в форме перечисления: изучить, выявить, рассмотреть, описать, проанализировать, сравнить, выявить, установить, разработать, спроектировать и т. д.
Во введении необходимо обозначить методы исследования, использованные при сборе фактического материала и его обработке. Метод – это система правил и приемов, с помощью которых достигается познание действительности. Это могут быть общенаучные методы, которые применяются во всех отраслях, но имеют свою специфику в документоведении и ДОУ.
К общенаучным методам относятся: а) теоретические методы (анализ и синтез явлений и процессов, обобщение, систематизация и классификация информации); б) эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, описание, изучение документации); в) исторический метод, предполагающий рассмотрение явления на фоне конкретного исторического процесса; г) системный метод, позволяющий рассматривать объект или явление в системе, во взаимосвязи с другими; д) метод моделирования, позволяющий изучить объект путем создания его копии (модели) и исследовать со всех сторон.
В документоведении и ДОУ широко применяются количественные методы, метод классификации, унификации и стандартизации, хронометраж и фотография рабочего дня, и др.
Выпускник должен хорошо разбираться в методологической базе исследования, понимать и излагать суть каждого метода применительно к процессам и этапам подготовки ВКР. Исследовательский инструментарий отражается не только во введении, но и просматривается в тексте работы. Перечисление методов без комментария не допускается.
Обязательным элементом введения является указание базы исследования, структурного подразделения предприятия, учреждения или организации, где проводилось исследование.
Для теоретических и исторических тем ВКР определяются хронологические и географические рамки исследования, т.е. рассматриваемый исторический период и его территориальные границы.
Далее необходимо отразить новизну и практическую значимость выполненной работы. К элементам новизны могут быть отнесены: задачи, впервые поставленные в ВКР; новая постановка известных проблем или задач; новое применение известного решения или метода; новые результаты и показатели. Практическая значимость заключается в возможности решения на основе полученных результатов той или иной прикладной задачи; использования полученных данных в учебном процессе для подготовки специалистов.
После раскрытия новизны и практической значимости излагается структура работы, т.е. перечисляются главы и параграфы, обосновывается последовательность их расположения. В конце введения указываются следующие данные: объем ВКР (в страницах), количество приложений, рисунков, таблиц, схем, а также объем списка использованных источников (количество библиографических записей).
В основной части текста ВКР содержатся главные результаты проведенного исследования. Это могут быть теоретические, исторические, организационно-методические аспекты обозначенной темы, описание работы и т.д.
Весь материал рекомендуется распределить по главам и параграфам в соответствии с планом работы, демонстрируя умение логично, кратко и аргументированно излагать выявленный и изученный материал.
Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Нецелесообразно сокращать или расширять объем смысловой информации, которая заключена в названиях глав и параграфов. Не следует в заголовок включать общие или узкоспециальные понятия, сокращенные слова и аббревиатуры. Нежелательны чрезмерно длинные заголовки, состоящие из лишних слов. В то же время они не могут быть слишком краткими (из одного-двух слов), так как в этом случае теряется смысл заключенной в них информации.
Каждый параграф и глава содержат краткие выводы, которые подводят итоги рассматриваемого вопроса или аспекта темы.
Завершается ВКР заключением, представляющим собой изложение полученных результатов и их соотношение с общей целью и поставленными задачами. В нем суммируются теоретические и практические выводы, а также те предложения, которые выпускник сформулировал в результате своего исследования.
В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, возможность использования результатов работы, дальнейшие перспективы исследования темы. В заключении не следует повторять содержание введения и основной части. В нем не приводятся новые фактические данные или теоретические положения, о которых не говорилось в главах. Написанное кратко в виде тезисов, заключение отвечает на вопросы: для чего проводилось исследование, к каким выводам пришел автор, и какие рекомендации он может дать для решения проблемы. Таким образом, в заключении представляют ответы на задачи, поставленные во введении.
Научно-справочный аппарат ВКР (титульный лист, содержание, список обозначений и сокращений, список использованных источников и приложения) должен отвечать требованиям ГОСТов 7.80–2000, 7.32–2001, 7.82–2001, 7.1–2003, 7.0.5–2008, 7.0.12–2011 и будет рассмотрен в разделе «Оформление выпускной квалификационной работы».
Изложение содержания работы
Формирование текста ВКР представляет собой сложный процесс. Внимательно анализируя структуру работы, студент вникает в смысл каждой главы и параграфа. После этого он просматривает собранный и законспектированный материал. Это необходимо сделать для того, чтобы сложилось целостное представление об изучаемом вопросе.
Текстовая часть работы будет легче излагаться, если студент воспользуется системой ориентиров. В каждом параграфе необходимо наметить аспекты, пункты, которые будут содействовать детализации материала. Это своеобразная схема, развернутый план изложения текста в параграфе, обеспечивающая последовательность изложения сведений. Схема построения текста может быть расширена за счет тезисов, раскрывающих основные положения каждого пункта параграфа. Чем больше будет составлено таких тезисов, тем зримее вырисовываются смысловые контуры параграфа.
Черновой вариант текста впоследствии дополняется и исправляется. Его целесообразнее переписывать, а по ходу записей вносить уточнения, заполнять пробелы. С первой попытки, как правило, никому не удается подготовить окончательный вариант текста, поэтому подготовленные варианты параграфов и глав приходится переписывать несколько раз, доводя стиль изложения текста до совершенства.
Чтобы логично и понятно изложить информацию, полученную при работе со всеми источниками, полезно ввести «внутреннего оппонента». Этому оппоненту нужно доступно рассказать о собранном материале и убедить его в правильности изложения своих мыслей.
Текст основной части работы должен быть точным, ясным, кратким, логичным. Его характеризуют полнота, объективность, конкретность и достоверность информации. Смысловая точность обеспечивает научную и практическую ценность заключенной в тексте информации. Поэтому необходимо правильно выбирать слова и выражения, чтобы не искажать смысл написанного и исключить двоякое толкование фразы.
Одним из качеств научного изложения материала является ясность,т.е. умение писать доходчиво, чтобы текст воспринимался без затруднений. Стремление некоторых студентов придать тексту наукообразие, усложненность обычно не приводит к положительному результату. Причиной неясности может стать и неправильный порядок слов в предложении.
Обязательным условием качества изложения материала является краткость, позволяющая избежать ненужных повторов, излишней детализации, многословия. Каждое слово и предложение должно нести точную смысловую нагрузку. Поэтому важнейшим требованием при написании текста является самостоятельностьсуждений и изложения материала. Не допускается сплошное заимствование фрагментов текста из разных документов. Текст излагается своими словами и предложениями.
Существуют полезные рекомендации, помогающие при изложении текста.
Прежде всего, необходимо соблюдать логику изложения материала, которая обеспечивается четким делением его на отдельные, логически соподчиненные части. Простейшим композиционным приемом для объединения нескольких предложений является абзац.
Абзацы применяются для того, чтобы мысли, заложенные в тексте, выступали более зримо, а их изложение носило завершенный характер. Благодаря абзацам текст подразделяется на небольшие смысловые блоки, тем самым облегчается его чтение и осмысление. В каждом абзаце следует выдерживать последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и может составлять от трех до пяти.
Выпускную квалификационную работу пишут литературным языком, а язык и стиль изложения должен соответствовать традициям, принятым в научной письменной речи. Ее особенность состоит в том, что не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа («я считаю», «я наблюдала»). Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно и его заменять такими оборотами как «на наш взгляд», «по мнению автора работы», «по нашему мнению». Эти же мысли лучше выражать в безличной форме, например: «изучение опыта работы свидетельствует о том, что…», «на основе анализа можно утверждать…», «проведенные исследования подтвердили…».
При описании фактов, явлений и процессов в тексте работы следует использовать безличные и неопределенно-личные
предложения.
Стилевой чертой научной речи является объективность изложения. Поэтому в тексте часто присутствуют вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный («конечно», «разумеется», «действительно»), как предполагаемый («видимо», «надо полагать»), как возможный («вероятно», «возможно»).
Одним из условий объективности изложения материала является указание на то, кем была высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение, каков источник сообщения. В этом случае в тексте можно использовать такие обороты и словосочетания, как «по мнению…», «по данным …», «по сведению…», «по сообщению…».
Для выражения логических связей в тексте рекомендуется использовать специальные функционально-синтаксические средства связи, например:
а) последовательность развития мысли достигается употреблением таких фраз, как: прежде всего, вначале, затем, далее, во-первых, во-вторых, итак, значит, наконец и др.;
б) сопоставление и противоречивые отношения могут быть обозначены словами типа: однако, в то время как, между тем, тем не менее, наоборот, аналогично;
в) причинно-следственные отношения обеспечиваются использованием слов: следовательно, тем самым, поэтому, благодаря этому, в соответствии с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же;
г) при переходе от одной мысли к другой можно употреблять фразы: прежде чем перейти к рассмотрению…, рассмотрим, остановимся на…, необходимо рассмотреть, необходимо остановиться и др.;
д) при использовании ссылок на предыдущую и последующую информацию возможно использование фраз: как было сказано (отмечено, показано), как отмечалось (указывалось), как видно; рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, описанный, названный и др.;
е) для подведения итогов целесообразно употреблять словосочетания типа: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все вышеизложенное позволяет сделать вывод, подводя итоги сказанному, следует констатировать и т.д.
Используя рекомендуемые приемы написания текста, и применяя их на практике, студент сможет овладеть культурой письменной научной речи.
Редактирование текста
Перед тем как оформить окончательный вариант текста выпускной квалификационной работы, его нужно отредактировать. Редактирование – это творческий процесс обработки рукописи, включающий в себя анализ текста, уточнение и проверку представленных в нем сведений и исправление ошибок. При редактировании стиль изложения материала проверяется на соответствие его требованиям, предъявляемым к написанию научных работ.
Научный стиль предназначенный для передачи точной и объективной информации, не предполагает эмоциональности и отличается ясностью, логичностью и доказательностью изложения. Научный текст насыщен специальной терминологией. Для него характерно употребление единственного числа вместо множественного, существительных вместо глаголов и применение, в основном, сложных предложений.
Как правило, процесс редактирования включает три этапа. На первом этапе проводится общее ознакомление со всей работой. Студент прочитывает текст работы и осмысливает его с точки зрения структуры и содержания работы, ее соответствия сформулированной цели и задачам.
При чтении делаются пометки на полях. Если текст нуждается в значительном редактировании, замечания лучше записывать на отдельном листе бумаги с указанием конкретных страниц, в которые позднее вносятся изменения, исправления и добавления. В процессе чтения проверяется последовательность изложения текста, соразмерность частей, разделение на абзацы. В случае необходимости устраняются фразы и целые предложения, затрудняющие его восприятие. Исправляются грамматические, орфографические, стилистические и смысловые ошибки.
На следующем этапе проверяются фактические данные (написание имен, фамилий, дат, цифр, статистических показателей) и достоверность включенных сведений. Для этого необходимо весь фактический материал сверить с имеющимися справочными пособиями и теми записями, которые первоначально были сделаны при изучении первоисточников. Выявленные неточности в цитатах, высказываниях или фактических сведениях исправляются.
После проверки руководителем рукописи ВКР студент устраняет сделанные им замечания по содержанию и оформлению работы.
Последний этап связан с повторным чтением и исправлением ошибок, допущенных при окончательном наборе текста, оформлении приложений и списка использованных источников.
Окончательно отредактированная и оформленная работа сдается на кафедру для рецензирования.
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
4.1. Общие требования
ВКР оформляется в виде текста, подготовленного на персональном компьютере с помощью текстового редактора и отпечатанного на принтере на одной стороне листа белой бумаги одного сорта формата А4 (210×297 мм) с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, правое –15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
Основной текст набирается шрифтом Times New Roman 14 кегля через полтора интервала, выравнивается по ширине с автоматическим переносом. Текст должен иметь книжную ориентацию, альбомная ориентация допускается только для таблиц и схем приложений. Основной цвет шрифта – черный.
Абзацный отступ устанавливается автоматически, равен 1,25 см и должен быть одинаковым по всему тексту.
Страницы ВКР нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту, включая приложения. Номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки. Титульный лист учитывается в общей нумерации страниц, но номер страницы на нем не ставится. На следующей за ним странице ставится цифра «2» и так далее до конца. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. ВКР должна быть сброшюрована или переплетена.
Составные части ВКР располагаются в следующем порядке:
· титульный лист;
· содержание;
· список сокращений и условных обозначений;
· введение;
· основная часть текста (главы и параграфы);
· заключение;
· список использованных источников;
· приложения.
Названия всех перечисленных выше элементов выпускной квалификационной работы выделяются полужирным шрифтом.
Оформление титульного листа
Титульный лист является первой страницей работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа (прил. 4). На титульном листе приводятся следующие сведения:
· название министерства, полное наименование института, факультета и выпускающей кафедры;
· подпись студента-дипломника;
· индекс ББК;
· название выпускной квалификационной работы;
· сведения о виде представленной к защите работы;
· шифр, направление и профиль подготовки, по которой выполнена дипломная работа, квалификация выпускника;
· сведения об исполнителе (полностью Ф.И.О. студента, номер группы);
· сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень и звание);
· информация о допуске к защите с указанием даты и подписи заведующего кафедрой;
· место и год выполнения.
Название выпускной квалификационной работы набирается прописными (заглавными) буквами полужирным шрифтом.
Оформление содержания
Содержание (оглавление) отражает последовательность изложения работы и представляет собой перечень основных частей ВКР с указанием страниц их размещения. Оно включает введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников и наименование приложений, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы (прил. 5).
Заголовки в содержании должны точно повторять заголовки в тексте. Не допускается сокращать или давать заголовки в другой формулировке. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3–5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания (оглавления).
Оформление списка сокращений
И условных обозначений
Все принятые в ВКР сокращения, условные обозначения, символы, единицы, и специфические термины подлежат объяснению в специальном перечне, который необходимо представить в виде отдельного списка, помещенного после содержания, начиная с новой страницы.
Список располагают столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят аббревиатуры и сокращения, встречающиеся в тексте, а справа – их расшифровку (прил. 6).
Если сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины повторяются в работе менее трех раз, отдельный список не составляют, а расшифровку дают непосредственно в тексте при первом упоминании.
Оформление текста работы
Введение, основная часть (главы), заключение и другие структурные части работы печатаются с новой страницы. Они должны иметь заголовки, которые оформляются строчными буквами по центру симметрично тексту без подчеркиваний и сокращений слов. Точка в конце заголовка не ставится. Если в заголовке имеется два предложения, то их разделяют точкой. Переносы в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком и текстом должно составлять 2 полуторных интервала. Заголовки глав следует оформлять 16 кеглем, заголовки параграфов – 14 кеглем, выделять полужирным шрифтом и располагать по центру страницы. В тексте возможно использование курсива для выделения особо значимых смысловых частей.
Основная часть текста выпускной квалификационной работы должна иметь не менее 2–3-х глав, каждая из которых включает как минимум два параграфа. Главы имеют порядковые номера, которые обозначаются арабскими цифрами без слова «глава» и оформляются с абзацного отступа. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа или подпараграфа, разделенного точкой. В конце номера параграфа или подпараграфа в тексте ставится точка, например:
1. Экспертиза ценности управленческих документов: