Схема 1. Товар и его свойства.
Вся трудность понимания стоимости как объективирования, воплощения, реализации определенных затрат абстрактного труда в общей совокупности общественных затрат труда постоянно меняется. Различие между видимыми и действительным содержанием обмена товаров можно представить схематически (см. схема. 2).
Схема 2. Сущностное содержание товарообмена.
Из приведенной схемы видно, что за реальным фактом товарообмена скрывается видимое и сущностное содержание.
Альтернативной теорией трудовой теории является теория предельной полезности, разработанная маржиналистами. Основной экономической категорией введенной основоположниками данной концепции в экономическую теорию является «полезность» товара (блага). Полезность товара определяется исходя из субъективной оценки потребителя.
С целью измерения полезности материальных благ используют законы Госсена, согласно которым по мере удовлетворения потребностей человека степень их насыщения растет (общая полезность растет), а величина конкретной полезности снижается, те есть каждое последующее благо имеет более низкую полезность, чем предыдущее. Если количество блага ограничено, его предельный экземпляр удовлетворяет предельную потребность.10
Однако попытки отдельных экономистов (У. Джевонса, А. Маршалла и др.) найти количественный показатель полезности всех товаров были безрезультатными. Итальянский экономист А. Парето предложил относительный показатель, определяющий, насколько один набор товаров является лучшим для потребителя, чем другой. 11
Западные ученые считают, что при сведении стоимости к общественно необходимым затратам не учитывается полезность товара, и всей теории стоимости придается затратный характер. Австрийский экономист Ф. Визер в этой связи утверждал, что при таком понимании стоимости нельзя ни одного дня руководить государством. По мнению западных ученых, в самом простом виде стоимость товара определена его потребительными свойствами, т. е. представляет субъективную оценку полезного эффекта того или иного вида экономического блага, его ценности. Другими словами, стоимость зависит от степени полезного эффекта блага для потребителя. Первым приближением к субъективному пониманию проблемы определения стоимости товара является теория предельной полезности, предложенная представителями так называемой австрийской школы политической экономии К. Менгером, Е. Бем-Баверком, Ф. Визером. 12
Субъективная стоимость блага определяется его предельной полезностью, то есть полезностью предельного (последнего) экземпляра, который удовлетворяет наименее значимую (предельную, последнюю) потребность в нем.
Так, купив видеомагнитофон, покупатель захочет приобрести к нему видеокассеты. Потребность в первой видеокассете будет наибольшей, поэтому для ее приобретения он готов платить даже спекулятивную цену, если кассеты нет в открытой продаже. Потом появляется возможность переписать новые интересные фильмы, и владелец видеомагнитофона снова покупает видеокассеты. Но при этом его потребность в видеокассетах постепенно уменьшается и субъективная оценка покупателем каждой новой приобретенной видеокассеты снижается, а значит, снижается ее предельная полезность, хотя по качеству она ничем не отличается от первой. Покупка, например, 15-й видеокассеты в данном случае является тем «последним экземпляром», который удовлетворяет предельную потребность и обладает предельной полезностью. Последняя и определяет рыночную цену видеокассеты. Отсюда и название — теория предельной полезности.
Предельную полезность в экономике рассматривают как дополнительное благо, которое получает человек от потребления последующей единицы товара после удовлетворения основной потребности в нем. То же самое касается и услуг. Таким образом, цена отдельного товара, в соответствии с данной теорией, непосредственно зависит от степени насыщения потребности в нем. За исходный пункт определения стоимости товара берется субъективная мотивация, субъективная оценка экономического поведения индивидов, а не объективные факторы (как, например, общественно необходимые затраты труда). В рамках этой экономической парадигмы сформулирован закон убывающей предельной полезности, согласно которому, по мере роста количества потребляемого блага, предельная полезность от потребления его каждой дополнительной единицы будет уменьшаться.
Теория трудовой стоимости
В этой теории за основу стоимости принимается количество затраченного труда ее основателями были У Пэтти, А Смит, Д Рикардо В дальнейшем ее разрабатывал К Маркс в работе \"Капитал\", который считал, что стоимость мож жна определить только на основании количества труда, затраченного на производство товара Он применял такой подход при определении количества рабоі кількості праці.</P><P> Во-первых, К Маркс определял двоякий характер труда: она может быть конкретным и абстрактным Конкретная - полезная работа, которая не зависит от экономического устройства общества и является естественно необходимой; визн ределяемая целью, предметом, средствами, характером действий, выполняемых, конечными результатами является конкретно производимые товары или предметы Абстрактная - работа без определения полезности и доц ильности; определяется как затраты рабочей силы человека в физиологическом смысле Во-вторых, на основании двойственности труда К Маркс выводит понятие общественно необходимого труда, т.е. средние затраты времени в определенный период при средней производительности и интенсивности труда рабочего Согласно но этой теории количество затрат труда является основой при определении стоимости товара, а цена - вторичной по ней Эту теорию можно применять также для рыночной экономики, хотя и провозглашалось, что по пит и предложение могут влиять на уровень цены Отсюда вывод: в основе стоимости товара лежит только один фактор - труд наемных работников, а все произведенные товары и продукты являются результатом деятельно ости человека, и при этом измерителем труда является общественно необходимые расходы.
Виды конкуренции
Конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Выделяют следующие функции конкуренции:
· выявление или установление рыночной стоимости товара;
· выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
· регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.