Тема 2. Функции менеджмента: общие и частные

Задание 1. Составьте схему классификации функций управления по следующим признакам:

1) по этапам (стадиям) процесса управления;

2) по сферам (вид деятельности);

3) по виду объекта управления;

4) по степени централизации;

5) по характеру участия в подготовке и принятии решения;

6) по степени сложности, повторяемости, самостоятельности выполняемых работ;

7) по виду процессов;

8) по типу и масштабу производства;

9) по виду специализации;

10) по фазам производственного процесса.

Чем отличаются общие функции от конкретных?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2.

Решите следующие ситуации.

1. Дайте объяснения следующим явлениям:

а) ряд функций управления на предприятии необходимо выполнять, но их не выполняет ни одно из существующих подразделений;

б) некоторые функции управления выполняются параллельно разными подразделениями.

2. Объясните логическую последовательность и взаимосвязь следующих функций управления: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль.

3. Какая зависимость существует между понятиями "задача управления" и "функция управления".

4. Определите изменения, которые могут произойти в функциях управления под влиянием следующих факторов:

а) увеличение объема и усложнение технологии производства;

б) повышение уровня механизации, автоматизации и компьютеризации производства.

5. Расположите в логической последовательности следующие виды действий, которые необходимо произвести в отношении функций управления (с начального вида до конечного): закрепление функций; выявление функций; регламентация функций; распределение функций; группировка функций; выполнение функций.

6. Расположите в логической последовательности следующие понятия (функции управления; функции работника аппарата управления; функции субъекта управления).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 3. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

Задания для практической работы в группах:

1. Сформулируйте миссию вашей организации.

2. Определите ряд стратегических целей, связанных с миссией вашей организации. Постройте “дерево” целей, определив их иерархию.

3. Перечислите факторы внешней среды, которые влияют на выбор стратегии Вашей организации. Проранжируйте их.

4. Какое влияние оказывают конкретные изменения факторов внешней

среды современной России на стратегию вашей фирмы, какие возможности и угрозы

они несут.

5. Составьте перечень ресурсов, необходимых вашей организации для достижения целей.

6. Составьте список сильных и слабых сторон вашей фирмы.

7. Определите и обоснуйте, какой тип стратегии функционирования наиболее подходит для вашей фирмы.

8. Вашей фирме необходимо составить бизнес план, какие разделы вы в него включите?

9. Разработайте исполнительное резюме бизнес-плана вашей фирмы.

10. Вашей фирме необходимо провести маркетинговые исследования с целью определения удовлетворенности потребителей выпускаемым вашей фирмой продуктом (оказываемой услугой). Спланируйте процесс подготовки и проведения этого мероприятия. Помните, что план включает, по крайней мере, три компоненты:

• точные цели;

• конкретные действия;

• назначение ресурсов.

Дополнительные сведения:

1. При оценке стратегии фирмы необходимо ответить на вопросы:

• Совместима ли стратегия с возможностями, предоставляемыми внешней средой?

• Предотвращает ли стратегия угрозы, идущие из внешней среды?

• Совместима ли стратегия с возможностями и потенциалом фирмы?

• Является ли данная стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?

• Какова степень риска реализации стратегии? Допустима ли она?

2. Перечень вероятных сильных и слабых сторон фирмы, а также возможностей и угроз.

Сильные стороны фирмы:

• высокая компетентность персонала;

• лидирующая доля в рынке;

• четко определенная миссия и стратегия фирмы;

• рост заказчиков;

• хорошая репутация на рынке;

• увеличение сегментов рынка;

• преимущество в качестве;

• преимущества в цене;

• прибыль выше средней;

• технологические и инновационные возможности выше средних;

• высокий темп роста продаж;

• надежные источники финансирования;

• низкая себестоимость;

• отсутствие сезонного колебания продаж;

• модернизация производства.

Слабые стороны фирмы:

• необходимость значительных инвестиций;

• высокие издержки производства;

• убыточность;

• отсутствие оборотных средств;

• отсутствие наличных денег;

• высокие долги.

Возможности:

• выход на новые рынки или сегменты рынка;

• увеличение масштабов производства;

• расширение ассортимента выпускаемого продукта;

• добавление сопутствующих продуктов;

• возможность перейти в группу с лучшей стратегией;

• государственная поддержка отрасли;

• научно-технические изобретения, дающие возможность проведения инноваций;

• возникновение новых потребностей;

• ослабление рыночных позиций конкурента;

• открытие новых видов ресурсов;

• появление дополнительных источников инвестирования.

Угрозы:

• возможность появления новых конкурентов;

• замедление роста рынка;

• возрастающее конкурентное давление;

• появление на рынке товаров-субститутов;

• скупка патентов фирмой конкурентом;

• неблагоприятные демографические изменения;

• финансовые кризисы;

• ухудшение экологической обстановки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наши рекомендации