Тема 1. Понятие организации. Характеристика внутренней и внешней среды.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине «Теория управления»
Выполнил:
Студент группы _______________
______________________________
(Ф.И.О.)
Проверил:
к.э.н., доцент Исмайлова Т.Ю.
ученая степень, ученое звание, должность (Ф.И.О.)
Оценка _______ _______________
(подпись)
«_____»________20___г.
Липецк, 2017
Тема 1. Понятие организации. Характеристика внутренней и внешней среды.
Кейс
Алексей Нечипоренко в течение четырех лет работал в Киевском представительстве одного из западных инвестиционных банков. Последствия кризиса докатились и до Киева – в январе 2010 -го компания приняла решение закрыть свое представительство на Украине. Алексей получил компенсацию в размере 30 тыс. дол. и начал обдумывать их прибыльное вложение.
Свой выбор, начинающий предприниматель остановил на сфере общественного питания, решив создать сеть пунктов, торгующих варениками, прохладительными напитками и пивом. Каждый пункт, по замыслу Алексея, должен был представлять собой палатку с кухонным оборудованием и три столика для еды. Планировалось иметь ограниченный ассортимент (четыре вида вареников, минеральная вода, кока-кола, один сорт пива), использовать одноразовую посуду, разместить палатки около университета, зоопарка, на Крещатке и рядом с республиканским стадионом. Палатки должны были работать с 11 часов утра до 12 часов ночи и обслуживаться одним продавцом. Необходимое для одной палатки оборудование стоило 7 тыс. дол. Алексей предполагал нанять 8 продавцов (по два на палатку, заработная плата – эквивалент 1 дол. в час), одного экспедитора (заработная плата – эквивалент 250 дол. в месяц), одного повара для изготовления полуфабрикатов (заработная плата – эквивалент 150 дол. в месяц). Сам Нечипоренко собирался выполнять обязанности бухгалтера. Он оценивал, что прямые издержки будут составлять около 50% выручки, налоги еще 30%, и рассчитывал начать получать чистую прибыль в конце первого года работы. По его планам каждая палатка должна была обслуживать 200 клиентов в день со средней ценой заказа – эквивалент 3 дол.
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте внешнюю среду, в которой предполагает работать Алексей. Какие возможности она предоставляет, какие таит опасности?
2. Насколько вписывается в эту среду стратегия Алексея? Учитывает ли она его сильные стороны? Какие и каким образом?
Задание 1. Управленческий анализ организации
1. Полное наименование организации. Краткая история организации.
2.Торговая марка или логотип (торговая марка - это оригинально оформленный отличительный знак, который предприятие, организация вправе помещать на реализуемых изделиях, например, оригинальное название, сочетание цифр, букв, слов и т.д. Логотип - это специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы).
3.Организационно-правовая форма организации.
4.Основные продукты и (или) услуги, выпускаемые (предоставляемые) данной организацией, их краткая характеристика.
5.Схема организационной структуры организации, факторы, ее определяющие.
6. Характеристика типа производства (Под типом организации производства понимается комплексная характеристика особенностей организации и технического уровня промышленного производства. На тип организации оказывает влияние ряд факторов: уровень специализации, масштабность производства, сложность и устойчивость изготовляемой номенклатуры изделий).
7. Элементы внутренней среды (персонал, корпоративная культура, стратегия и т.д.).
8. Анализ внешней среды (конкуренты, партнеры, взаимодействие с органами власти и т.д.).
Тема 2. Функции менеджмента: общие и частные
Задание 1. Составьте схему классификации функций управления по следующим признакам:
1) по этапам (стадиям) процесса управления;
2) по сферам (вид деятельности);
3) по виду объекта управления;
4) по степени централизации;
5) по характеру участия в подготовке и принятии решения;
6) по степени сложности, повторяемости, самостоятельности выполняемых работ;
7) по виду процессов;
8) по типу и масштабу производства;
9) по виду специализации;
10) по фазам производственного процесса.
Чем отличаются общие функции от конкретных?
Задание 2.
Решите следующие ситуации.
1. Дайте объяснения следующим явлениям:
а) ряд функций управления на предприятии необходимо выполнять, но их не выполняет ни одно из существующих подразделений;
б) некоторые функции управления выполняются параллельно разными подразделениями.
2. Объясните логическую последовательность и взаимосвязь следующих функций управления: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль.
3. Какая зависимость существует между понятиями "задача управления" и "функция управления".
4. Определите изменения, которые могут произойти в функциях управления под влиянием следующих факторов:
а) увеличение объема и усложнение технологии производства;
б) повышение уровня механизации, автоматизации и компьютеризации производства.
5. Расположите в логической последовательности следующие виды действий, которые необходимо произвести в отношении функций управления (с начального вида до конечного): закрепление функций; выявление функций; регламентация функций; распределение функций; группировка функций; выполнение функций.
6. Расположите в логической последовательности следующие понятия (функции управления; функции работника аппарата управления; функции субъекта управления).
Тема 3. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
Задания для практической работы в группах:
1. Сформулируйте миссию вашей организации.
2. Определите ряд стратегических целей, связанных с миссией вашей организации. Постройте “дерево” целей, определив их иерархию.
3. Перечислите факторы внешней среды, которые влияют на выбор стратегии Вашей организации. Проранжируйте их.
4. Какое влияние оказывают конкретные изменения факторов внешней
среды современной России на стратегию вашей фирмы, какие возможности и угрозы
они несут.
5. Составьте перечень ресурсов, необходимых вашей организации для достижения целей.
6. Составьте список сильных и слабых сторон вашей фирмы.
7. Определите и обоснуйте, какой тип стратегии функционирования наиболее подходит для вашей фирмы.
8. Вашей фирме необходимо составить бизнес план, какие разделы вы в него включите?
9. Разработайте исполнительное резюме бизнес-плана вашей фирмы.
10. Вашей фирме необходимо провести маркетинговые исследования с целью определения удовлетворенности потребителей выпускаемым вашей фирмой продуктом (оказываемой услугой). Спланируйте процесс подготовки и проведения этого мероприятия. Помните, что план включает, по крайней мере, три компоненты:
• точные цели;
• конкретные действия;
• назначение ресурсов.
Дополнительные сведения:
1. При оценке стратегии фирмы необходимо ответить на вопросы:
• Совместима ли стратегия с возможностями, предоставляемыми внешней средой?
• Предотвращает ли стратегия угрозы, идущие из внешней среды?
• Совместима ли стратегия с возможностями и потенциалом фирмы?
• Является ли данная стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?
• Какова степень риска реализации стратегии? Допустима ли она?
2. Перечень вероятных сильных и слабых сторон фирмы, а также возможностей и угроз.
Сильные стороны фирмы:
• высокая компетентность персонала;
• лидирующая доля в рынке;
• четко определенная миссия и стратегия фирмы;
• рост заказчиков;
• хорошая репутация на рынке;
• увеличение сегментов рынка;
• преимущество в качестве;
• преимущества в цене;
• прибыль выше средней;
• технологические и инновационные возможности выше средних;
• высокий темп роста продаж;
• надежные источники финансирования;
• низкая себестоимость;
• отсутствие сезонного колебания продаж;
• модернизация производства.
Слабые стороны фирмы:
• необходимость значительных инвестиций;
• высокие издержки производства;
• убыточность;
• отсутствие оборотных средств;
• отсутствие наличных денег;
• высокие долги.
Возможности:
• выход на новые рынки или сегменты рынка;
• увеличение масштабов производства;
• расширение ассортимента выпускаемого продукта;
• добавление сопутствующих продуктов;
• возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
• государственная поддержка отрасли;
• научно-технические изобретения, дающие возможность проведения инноваций;
• возникновение новых потребностей;
• ослабление рыночных позиций конкурента;
• открытие новых видов ресурсов;
• появление дополнительных источников инвестирования.
Угрозы:
• возможность появления новых конкурентов;
• замедление роста рынка;
• возрастающее конкурентное давление;
• появление на рынке товаров-субститутов;
• скупка патентов фирмой конкурентом;
• неблагоприятные демографические изменения;
• финансовые кризисы;
• ухудшение экологической обстановки.
Кейс-стади
В проектно-конструкторском бюро фирмы работают 6 человек.
Алексей Максимович - средних лет мужчина, грузный, меланхоличный, тяжелый на подъем, увлекается шахматами, обладает аналитическим складом ума.
Юрий Борисович - молодой человек, симпатичный, коммуникабельный, честолюбивый, занимается в самодеятельной театральной студии.
Люда – незамужняя девушка, ничем не увлекается, имеет три любимых занятия: разглядывать журнал мод, наблюдать происходящие за окном, обсуждать с подругами фирменные новости и события.
Мария - молодая женщина, исполнительная, трудолюбивая, имеет семью и маленького, часто болеющего ребенка.
Валера – худощавый молодой человек, отличный инженер, но педантичен и чрезмерно самолюбив, страдает хроническим заболеванием; в настоящее время в отпуске.
Шестой человек – менеджер бюро, это Вы.
Вас вызвал главный менеджер проектно-конструкторского отдела и объявил, что фирма заключила договор на разработку проекта, успешное выполнение которого принесет фирме неплохую прибыль. Проект, как отметил главный менеджер, технически сложный, имеет большой объем чертежных работ, должен быть выполнен за счет сверхурочной работы. И, кроме того, на заключительном этапе необходимо согласование проекта с заказчиком и в связи с этим предстоит длительная командировка в г. Тьму-Таракань. Если бюро справится с работой, его сотрудников ждет хорошее вознаграждение. Однако сумму вознаграждения главный менеджер не сообщил.
Ваше задание:
1.Определить основные проблемы. Принять необходимые в этой ситуации управленческие решения, в частности решение по распределению работ между сотрудниками;
2.Провести анализ потребностей каждого сотрудника: определить его индивидуальные потребности, оценить степень влияния каждой потребности по пятибалльной шкале, сгруппировать потребности как источник мотивов, определить сумму баллов по каждой группе мотивов и определить доминирующую потребность.
На основании этого разработать стиль поведения по отношению к каждому сотруднику при распределении работ. Использовать при этом теоретический материал: классификацию стимулов, различные варианты концепций мотивации, способов мотивации. Разрешается “приписывать” героям кейс-стади какие-то дополнительные сведения, связанные с личной жизнью, событиями, связанными с прошлым периодом работы, но не идущие в разрез с его характеристикой.
3-й этап. Работа в группах 15 - 20 минут.
4-й этап. Презентация результатов работы представителями групп.
5-й этап. Пленарная дискуссия.
6-й этап. Ролевая игра.
Сценарий ролевой игры:
Преамбула событий.
Фирма, действующие лица, управленческие проблемы - те же.
В результате развития событий и благодаря высокопрофессиональной работе Менеджера, разработавшего индивидуальный стиль поведения по отношению к каждому сотруднику бюро, удалось справиться с проектными работами. Следующий пункт договора включал 2-месячную командировку на фирму заказчика с целью передачи информации по проекту, обучения и консультирования работников фирмы.
Менеджер проектного подразделения планировал командировать для выполнения данных работ Юрия Борисовича, но ряд обстоятельств помешал данному решению. Тогда Менеджер решает направить в командировку Люду.
2. Для проведения ролевой игры каждая группа выбирает двух человек – одного на роль Менеджера, другого на роль Люды.
Организуется место действия - стол, два стула.
3. Задача Менеджера уговорить Люду, используя для этого различные стимулы, провести два месяца в г.Тьму-Таракань.
Задача Люды суметь отказаться от поездки, аргументируя свой отказ.
4. После проведения игры поочередно каждой группой провести пленарную дискуссию: обсудить результаты ролевой игры и сделать выводы.
Используя положения теории ожидания Виктора Врума, рассчитать уровень мотивации, предполагаемый Менеджером и фактически значимый для Люды.
Бланк для оценки уровня мотивации
Таблица – Бланк для оценки уровня мотивации
1. Определяющий стимул___________
2. Примерное “ожидание”, то есть оценка вероятного завершения работы при соответствующих затратах труда
Коэффициент “ожидания”=(0,0 до 1,0)
3. Примерная “инструментальность”, то есть оценка вероятности вознаграждения за результаты работы.
Коэффициент “инструментальности”= (0,0 до 1,0)
4. Примерная валентность, то есть ценность вознаграждения
Коэффициент “валентности”=(-1,0 до +1,0)
5. Рассчитанный уровень мотивации: У=О*И*В
Кейс-стади “Трудный день”.
Алексей Иванович - менеджер среднего звена. Он работает начальником сборочного участка небольшого предприятия. Сегодня первый день как он вернулся из отпуска.
Первый звонок был от менеджера по сбыту, который сказал, что последняя партия деталей забракована и из-за этого нарушаются условия договора с постоянным и выгодным для фирмы заказчиком.
Второй звонок был от секретаря-референта директора, которая сообщила, что через час состоится рабочее совещание у директора фирмы, посвященное этому вопросу.
Третий звонок был от жены заместителя Алексея Ивановича, исполнявшего обязанности начальника цеха во время его отпуска; звонившая предупредила Алексея Ивановича, что ее муж заболел и врач выписал ему больничный лист сроком на неделю.
Алексей Иванович откинулся в кресле и задумался...
Задание:
Представьте себя на месте Алексея Ивановича:
1. Определите возникшие проблемы. Проранжируйте (актуальность, масштабность, степень риска) и классифицируйте их (производственные, технические, информационные, экономические, кадровые).
2. Формализуйте каждую проблему - определите разницу между фактическим и желаемым состоянием объекта по его параметрам.
3. Определите “дерево целей” и на основе его “дерево решений”.
4. Проведите анализ принятых решений с различных точек зрения:
• по степени влияния на будущее организации;
• по времени реализации;
• по степени обязательности исполнения;
• по широте охвата;
• по содержанию;
• по какому-либо другому критерию.
5. Изобразите графически алгоритм принятия Вашего окончательного решения. Обоснуйте правильность принятия решения.
Задание. Перемены в «Бэнк оф Америка»
«Бэнк оф Америка» был основан энергичным отважным предпринимателем по имени А.П. Джаннини. В года становления своего банка Джанннни особое внимание уделял человеческим ценностям, и банк хорошо обслуживал клиентов. Он хотел улучшить качество жизни в Америке при помощи предлагаемых его банком услуг, и предложил идею ссуд с определенным сроком погашения. После его смерти в 1949 году «Бэнк оф Америка» получил в наследство устойчивую репутацию внимательного к людям и новаторского учреждения.
В течении 60-х и 70-х годов «Бэнк оф Америка» отстал от темпов развития банковского дела. Направление усилий высшего руководства стало смещаться от заботы о людях в сторону заботы о прибылях. Многие руководители понимали, что «Бэнк оф Америка» уходит от основополагающих ценностей, которые были его силой. В 1983 году были собраны консультанты и аналитики из аппарата банка, чтобы проанализировать состояние организации и определить, что, по мнению сотрудников, является стержневыми убеждениями в организации.
Вопросы
1. Каким, вероятно, был преобладающий метод разрешения конфликтов, прежде чем началась работа по внедрению перемен в организации?
2. Какие внутренние переменные факторы организаций (цели, структура, задача, технология и люди) были изменены в результате мероприятии, описанных в примере?
3. Обсудите метод участия сотрудников «Банк оф Америка» в управлении переменами.
Вариант 1
1.Объект управления – это:
а) производственный коллектив;
б) аппарат управления;
в) деятельность руководителя;
г) организация рабочего места
2.Практика управления возникла:
А) вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена
Б) в XX веке, в ходе индустриализации промышленности
В) вместе с созданием Ф. Тейлором Школы управления
Г) вместе с возникновением системного подхода
3. Прогнозирование, планирование, организация, мотивация, принятие решений и контроль –это
а) функции менеджмента;
б) задачи менеджмента;
в) аспекты менеджмента;
г) принципы менеджмента.
4.Общие функции менеджмента выделила в процессе управления школа .
А) научного управления (рационалистическая)
Б) классическая (административная)
В) психологии и человеческих отношений
Г) науки управления (количественная)
5. Процесс стимулирования самого себя и других на достижении индивидуальных и общих целей организации - это
А) обучение
Б) мотивация
В) организация
Г) координация
6. Власть, при которой подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его насущную потребность.
А) законная
Б) экспертная
В) основанная на вознаграждении
Г) эталонная
7. То, из-за чего возникает конфликт - это:
а) мотивы конфликта;
б) позиции конфликтующих сторон;
в) предмет конфликта;
г) стороны конфликта;
8. Основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля в(во)
А) методах
Б) объеме
В) времени осуществления
Г) принципах
9 .... это конкретное конечное состояние или искомый результат, который
хотела бы достичь организация:
а) миссия;
б) видение;
в) стратегия;
г) цель.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине «Теория управления»
Выполнил:
Студент группы _______________
______________________________
(Ф.И.О.)
Проверил:
к.э.н., доцент Исмайлова Т.Ю.
ученая степень, ученое звание, должность (Ф.И.О.)
Оценка _______ _______________
(подпись)
«_____»________20___г.
Липецк, 2017
Тема 1. Понятие организации. Характеристика внутренней и внешней среды.
Кейс
Алексей Нечипоренко в течение четырех лет работал в Киевском представительстве одного из западных инвестиционных банков. Последствия кризиса докатились и до Киева – в январе 2010 -го компания приняла решение закрыть свое представительство на Украине. Алексей получил компенсацию в размере 30 тыс. дол. и начал обдумывать их прибыльное вложение.
Свой выбор, начинающий предприниматель остановил на сфере общественного питания, решив создать сеть пунктов, торгующих варениками, прохладительными напитками и пивом. Каждый пункт, по замыслу Алексея, должен был представлять собой палатку с кухонным оборудованием и три столика для еды. Планировалось иметь ограниченный ассортимент (четыре вида вареников, минеральная вода, кока-кола, один сорт пива), использовать одноразовую посуду, разместить палатки около университета, зоопарка, на Крещатке и рядом с республиканским стадионом. Палатки должны были работать с 11 часов утра до 12 часов ночи и обслуживаться одним продавцом. Необходимое для одной палатки оборудование стоило 7 тыс. дол. Алексей предполагал нанять 8 продавцов (по два на палатку, заработная плата – эквивалент 1 дол. в час), одного экспедитора (заработная плата – эквивалент 250 дол. в месяц), одного повара для изготовления полуфабрикатов (заработная плата – эквивалент 150 дол. в месяц). Сам Нечипоренко собирался выполнять обязанности бухгалтера. Он оценивал, что прямые издержки будут составлять около 50% выручки, налоги еще 30%, и рассчитывал начать получать чистую прибыль в конце первого года работы. По его планам каждая палатка должна была обслуживать 200 клиентов в день со средней ценой заказа – эквивалент 3 дол.
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте внешнюю среду, в которой предполагает работать Алексей. Какие возможности она предоставляет, какие таит опасности?
2. Насколько вписывается в эту среду стратегия Алексея? Учитывает ли она его сильные стороны? Какие и каким образом?
Задание 1. Управленческий анализ организации
1. Полное наименование организации. Краткая история организации.
2.Торговая марка или логотип (торговая марка - это оригинально оформленный отличительный знак, который предприятие, организация вправе помещать на реализуемых изделиях, например, оригинальное название, сочетание цифр, букв, слов и т.д. Логотип - это специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы).
3.Организационно-правовая форма организации.
4.Основные продукты и (или) услуги, выпускаемые (предоставляемые) данной организацией, их краткая характеристика.
5.Схема организационной структуры организации, факторы, ее определяющие.
6. Характеристика типа производства (Под типом организации производства понимается комплексная характеристика особенностей организации и технического уровня промышленного производства. На тип организации оказывает влияние ряд факторов: уровень специализации, масштабность производства, сложность и устойчивость изготовляемой номенклатуры изделий).
7. Элементы внутренней среды (персонал, корпоративная культура, стратегия и т.д.).
8. Анализ внешней среды (конкуренты, партнеры, взаимодействие с органами власти и т.д.).