Подведение итогов и оценка результатов практики

Итоги педагогической практики подводятся на совещании при директоре профессионального образовательного учреждения и на научно-практической конференции на факультете вуза.

По результатам педагогической практики студенты сдают в установленном порядке зачет с оценкой.

Оценка «отлично» ставится, если студент:

– серьезно относится к работе;

– при подготовке уроков обнаружены знания предмета и методики его преподавания;

– проявил самостоятельность;

– все проведенные им уроки и воспитательные мероприятия получили только отличную и хорошую оценки.

Оценка «хорошо» ставится, если студент:

– добросовестно относится к работе;

– при подготовке уроков обнаружены знания предмета и методики его преподавания;

– проявил самостоятельность;

– большинство уроков и воспитательных мероприятий проведено с оценкой «отлично» и «хорошо».

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:

– добросовестно относится к работе;

– при подготовке уроков требовалось серьезная помощь со стороны преподавателей.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:

– не проявил серьезного отношения к работе;

– обнаружил недостатки в знаниях предмета и методики его преподавания;

– три проведенных им урока получили неудовлетворительную оценку;

– студент имел нарушения учебно-трудовой дисциплины.

Каждый практикант индивидуально отчитывается о проделанной работе, а каждый преподаватель и классный руководитель, под руководством которых непосредственно работал студент, даёт оценку его деятельности (см. прил.). Окончательная оценка выставляется руководителем практики от института после анализа отчетно-методической документации, представленной практикантом.

Общая оценка по практике слагается из четырех компонентов:

1. Оценка за качество проведения учебной работы и её анализ (см. прил.).

2. Оценка за подготовку и проведение работы по внеклассному руководству (см. прил.).

3. Оценка за оформление обязательной документации.

4. Оценка за выполнение задания кафедры по научно-исследователь­ской и курсовой работам.

Заключительным этапом практики является проведение итоговой конференции, на которой ставится общий доклад с анализом положительных сторон и недостатков практики, причин возникновения и путей устра­нения недостатков, а также выступления практикантов с научно-практическими сообщениями.

К конференции готовится выставка лучших работ и отчетная документация, фотоматериалы, наглядные пособия и прочие материалы по каждой учебной группе.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: Учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.

2. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.

3. Осипова, С.И. Актуальные стратегии и тактики подготовки профессиональных кадров в вузе [Электронный ресурс] : монография / С. И. Осипова [и др.]; под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. С. И. Осиповой. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 154 с.

4. Федотов, Б.В. Общая и профессиональная педагогика. Теория обучения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. – Новосибирск, 2011. – 215 с.

5. Методика профессионального обучения : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.И.Кругликов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 320 с.

6. Инкина О.Н. Самообразовательная деятельность студентов вуза: учеб. пособие / О.Н. Инкина, Л.И. Холина; Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. – Новосибирск, 2011. – 157 с.

7. Кругликов Г.И. Воспитательная работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 160 c.

8. Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 192 с.

9. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ МарТ Феникс, 2010. – 352 с.

10. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В.А. Сластенина. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 160 с.

11. Методика профессионального обучения (специальность «Профессиональное обучение»): практикум / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т; сост.: А.Ф. Рушев, О.Н. Инкина, Ю.А. Гуськов. – В 3-х ч. – Новосибирск, 2011. – Ч.1. – 42 с.; Ч.2. – 52 с.; Ч.3. – 58 с.

12. Рушев А.Ф. Методы и формы обучения в профессиональных учебных заведениях: учеб. пособие / А.Ф. Рушев, О.Н. Инкина, Ю.А. Гуськов; Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. – Новосибирск, 2011. – 112 с.

13. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. – М.: Форум Инфра-М, 2010. – 208 с.

14. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 160 c

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА УРОКА

1. Наличие поурочного плана и его выполнение.

2. Выполнение психологических и гигиенических требований в организации урока.

3. Организация контроля и проверки домашней работы на уроке.

4. Знание преподавателем предмета и его умение излагать материал.

5. Позиция преподавателя по отношению к учащимся.

6. Речь, голос, педагогическая культура, такт и внешний вид преподавателя.

7. Выполнение преподавателем задачи обучения на уроке.

8. Умение преподавателя активизировать обучающихся.

9. Объективность оценки знаний обучающихся.

10. Использование наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО) на уроке.

11. Выполнение преподавателем задачи воспитания личности на уроке.

12. Деятельность обучающихся на уроке и ориентировочная характеристика группы.

13. Интерес к уроку, предмету, активность и работоспособность обучающихся на разных этапах урока.

14. Наличие навыков самостоятельной работы на уроке, ее уровень.

15. Умение обучающихся выделить узловые идеи в учебном материале на уроке.

16. Оценка развития речи обучающихся, средний уровень знаний по предмету, выявленный в ходе одного или нескольких уроков.

17. Умение обучающихся правильно и эффективно использовать при ответе учебное оборудование, наглядные пособия и приборы.

18. Правила техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.

19. Степень корректности отношений обучающихся к преподавателю и друг к другу.

Приложение 2

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ
УРОКА. КОНСПЕКТ УРОКА

Конспект урока – это фотография всех действий преподавателя и обучающихся на уроке. Одно из главных мест в подготовке преподавателя к уроку занимает написание поурочного плана – официального документа, отражающего не только узловые вопросы, изучаемые на уроке, но и методику проведения урока. Конспект урока является развернутым и подробно расписанным планом урока.

Основные элементы конспекта урока (примерный план)

1. Дата и номер урока по тематическому плану.

2. Название темы урока.

3. Основная дидактическая или обучающая цель урока (могут быть указаны и дополнительные цели).

4. Тип урока.

5. Метод, используемый на уроке, если это позволяет тип урока.

6. Наглядные пособия, учебное оборудование.

Ход урока

1. Организующий момент (цель – создать рабочую обстановку).

2. Проверка домашнего задания (цель – установление самого факта выполнения домашнего задания).

3. Устный опрос, письменный опрос по карточкам, фронтальный опрос.

Устный опрос с вызовом обучающихся к доске предполагает одновременно коллективную работу со всей группой, когда преподавателем заранее заготовлен ряд вопросов для обучающихся. Причем прежде, чем вызвать к доске одного из обучающихся, преподаватель предупреждает всех о том, что они по окончании ответа будут рецензировать его, дополнять и исправлять на оценку. Этот фактор мобилизует обучающихся, заставляет сосредоточиться и слушать внимательно отвечающего. Такой вид опроса мало эффективен, так как при большом расходе учебного времени обычно учащиеся контролируются недостаточно. Повышает эффективность проверки домашнего задания опрос по карточкам и фронтальный опрос. Для проведения последнего преподаватель должен заранее дома заготовить конкретные грамотно сформулированные узловые вопросы по содержанию проверяемого материала, по которым будет вестись разговор с учащимися.

4. Затем необходимо сделать вывод, обобщение и логический переход от пройденного к новому.

5. Изучение нового материала.

Преподаватели четко формулируют основные вопросы, по которым будет вестись объяснение нового материала. Необходимо указать методы, методические приемы, с помощью которых выдается новый материал, указать виды самостоятельной работы обучающихся, активизирующих средств, в том числе создание проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – вид мыслительной деятельности, связанный с выполнением учащимися задания, которое требует приобретения новых знаний. Проблемной подаче поддается не всякий материал, например, даты, названия, факты и т.д. В учебном процессе непроблемные элементы (информационные вопросы, непоисковые вопросы, репродуктивное мышление) служат средством, материалом для организации проблемного обучения.

Проблема (учебная) – это разновидность задачи, стоящей перед учащимися по приобретению новых знаний, решение которой достигается ими в результате ряда самостоятельных работ, сродни научному поиску. Практически можно выделить 4 этапа в решении учебной проблемы:

1. Возникновение проблемной ситуации, ее формулировка с помощью проблемного вопроса.

2. Использование известных способов решения.

3. Расширение области поиска новых способов решения, нахождение нового отношения или принципа действия.

4. Проверка правильности полученного решения. Решение общей проблемы. Роль преподавателя сводится к руководству процессом решения проблемной ситуации, наблюдению за учащимися.

5. Закрепление изученного материала.

6. Выдача домашнего задания.

7. Окончание урока.

Приложение 3

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Дата, курс, группа (специальность), кто проводит (фамилия, имя, отчество, должность).

2. Тема, ее обоснование, причины выбора темы, форма ее рассмотрения, соответствие темы современным требованиям, воспитательным задачам учебного заведения, возрастным особенностям обучающихся.

3. Воспитательные цели и задачи мероприятия.

4. Подготовительная работа (разработка плана, использование методической литературы, роль и место обучающихся в подготовке мероприятия, распределение поручений, проверка их выполнения в ходе подготовки).

5. Содержание мероприятия (излагается в программе, плане, конспекте или сценарии). Образовательная и воспитательная ценность материала. Какие знания, умения, навыки приобрели учащиеся при подготовке и проведении мероприятия, какое влияние оно оказало на обучающихся?

6. Методы работы с учащимися. Какое оборудование, иллюстрации использовались при проведении мероприятия. Доступность материала, как проявилась самостоятельность и активность обучающихся. Эмоциональная насыщенность мероприятия.

7. Отзывы обучающихся о проведенном мероприятии.

8. Анализ, вывод, заключение. Педагогическая эффективность, положительные стороны и недочёты при проведении мероприятия.

9. Пожелания и предложения по улучшению подготовки и проведения внеклассного мероприятия.

Приложение 4

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

на обучающегося _________________________________________________

(курс, группа, фамилия, имя, отчество, год рождения)

1. Отношение к коллективу группы, потребность быть членом коллектива, авторитет в коллективе, общение с другими людьми.

2. Направленность личности (личная, общественная, деловая). Круг интересов, их глубина, читательские интересы, взгляды, убеждения, стремления, мечты, идеалы, единство знания норм поведения и проявления их в поступках.

3. Самооценка обучающегося (уверенность, скромность, самоуверенность, требовательность к себе и другим, самовоспитание и его проявление в различных видах деятельности).

4. Обучающийся в различных видах деятельности. Отношение к учебе: добросовестное, недобросовестное, учится с интересом, равнодушен, не хочет учиться. Преобладающие оценки, успеваемость и дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков, соотношение учебной и трудовой деятельности. Общественная активность, успехи в общественной работе.

5. Характер, прилежание, активность, инициатива, дисциплинированность и др.

6. Черты характера, проявляющиеся в отношении:

– к группе (переживание успехов и неудач группы, отношение к мероприятиям в группе и т.д.);

– к общественным обязанностям и поручениям (выполняемая работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполненную работу);

– к труду (трудолюбие, добросовестность, исполнительность);

– к себе (самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость);

– к товарищам и взрослым (доброта, отзывчивость, общительность, внушаемость и пр.);

– к вещам (аккуратность, неряшливость, бережливость, небрежность);

– к родителям, детям, животным.

Приложение 5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА
СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

1. Оценка «отлично» ставится, если:

– урок достаточно насыщен материалом, проведен на высоком уровне;

– на уроке применяется сочетание различных форм и методов работы;

– учащиеся привлекаются к активному участию в изучении материала;

– практикант систематически работает со всеми обучающимися;

– наглядные пособия использованы в полной мере;

– студент умело сочетает работу с вызванным к доске обучающимся и работой всей группы;

– вопросы ставятся четко, неточности в ответах обучающихся исправляются;

– оценки за работу обучающихся ставятся верно, соответствующим образом аргументируются;

– цель урока достигнута;

– дисциплина отличная.

2. Оценка «хорошо» ставится, если:

– урок проведен на достаточно высоком методическом уровне;

– наглядные пособия использованы в полной мере;

– обучающиеся достаточно активно работают на уроке;

– практикант систематически работает со всеми категориями обучающихся;

– ошибок в изложении учебного материала нет, имеются некоторые неточности;

– цель урока достигнута;

– дисциплина хорошая.

3. Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

– допущены недочеты в изложении учебного материала;

– ошибок по ходу урока нет;

– цель урока достигнута не полностью;

– имеются недостатки методического характера;

– дисциплина обучающихся удовлетворительная.

4. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

– допускаются ошибки теоретического и методического характера;

– урок не достиг цели;

– материал обучающимися усвоен плохо или совсем не усвоен;

– дисциплина плохая.

Приложение 6

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ

1. Оценка «отлично» ставится, если студент:

– достиг поставленных воспитательных целей;

– провел мероприятие при высокой активности и дисциплинированности группы;

– сумел самокритично оценить использованные методы воспитательного воздействия и выполнил все требования по составлению методической разработки.

2. Оценка «хорошо» ставится, если студент:

– в основном достиг поставленных воспитательных целей, выполнив все требования, предъявляемые к методической разработке, но при проведении или анализе мероприятия допустил отдельные методические просчеты (нечеткость отдельных пожеланий, недостаточная выразительность некоторых фактов, примеров, технические неполадки и др.).

3. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:

– выполнив все требования, предъявляемые к методической разработке, лишь частично реализовал поставленные воспитательные цели;

– недостаточно основательно провел анализ подготовки и хода мероприятия;

– не всегда была обеспечена активность и дисциплинированность обучающихся.

4. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:

– не смог достичь поставленных воспитательных целей;

– не выполнил требований, предъявляемых к методической разработке, провел воспитательное мероприятие на низком уровне.

Приложение 7

САМООЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ
В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКИ

По результатам практики рекомендуется заполнить бланк самооценки собственных затруднений (по 5 балльной шкале: 1 – ничего об этом не знаю; 2 – понимаю значимость умений, но не обладаю знаниями; 3 – обладаю необходи-мыми знаниями, но нет достаточных навыков их осуществления; 4 – владею умениями, но в пределах огранченного круга конкретных ситуаций; 5 – хорошо владею данными умениями, способен применять их в новых ситуациях). Оценки выставляются выборочно по усмотрению студента, по тем разделам, которые были затронуты в процессе практики.

При самооценке собственных затруднений для получения достоверных и обоснованных результатов важно учитывать информацию об уровнях профессиональной деятельности педагога (по Кузьминой Н.В.):

1. репродуктивный – преподаватель умеет другим пересказать то, что знает сам;

2. адаптивный – преподаватель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории слушателей;

3. локально-моделирующий знания – владеет стратегиями формирования у обучающихся системы знаний, умений, отношений по отдельным разделам;

4.системно-моделирующий знания – владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков, умений по курсу в целом;

5.системно-моделирующее творчество – владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования творческой личности, способной к нравственной устойчивости, самоорганизации, самоконтролю, т.е. к саморазвитию в новых неконтролируемых условиях.

Для достижения высших уровней профессионализма преподаватель тратит в среднем 10-15 лет.

Наши рекомендации