Составление сметы затрат на производство
Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-хозяйственной деятельности. Она определяет общую сумму издержек по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием и др. направлениям расходов. В смету включаются все затраты основного и вспомогательного производств, связанные с изготовлением и продажей продукции, товаров и услуг, а также содержанием административно-управленческого персонала, выполнение различных работ и услуг, в том числе и не входящих в основную производственную деятельность предприятия.
Планирование видов затрат осуществляется в денежном выражении на предусмотренные в годовых проектах производственную программу, цели и задачи, выбранные экономические ресурсы и технологические средства их выполнения.
В смету включаются следующие элементы затрат:
1. сырьё и основные материалы (за вычетом возвратных отходов);
2. вспомогательные материалы;
3. топливо со стороны;
4. энергия со стороны;
5. зарплата промышленного производственного персонала;
6. начисления на зарплату;
7. амортизация;
8. прочие расходы.
Затраты на сырьё и материалы устанавливаются на основе плана годовой потребности материальных ресурсов. В смету включаются лишь те затраты, которые в течение планового периода будут израсходованы и подлежат списанию на производство продукции. В стоимость также включаются суммарные затраты не только на изготовление основной продукции, но и на выполнение других работ и услуг в соответствии с планами их реализации, а также на реконструкцию и расширение различных подразделений предприятия и выпуска продукции.
К статье «Вспомогательные материалы» относится стоимость покупных материалов, расходуемых в процессе выработки продукции для обеспечения нормального технологического процесса или на другие производственные и хозяйственные нужды, а также запасных частей.
Стоимость топлива в смете затрат планируется безотносительно к его использованию в технологических процессах или хозяйственно-сбытовых службах. Общие затраты устанавливаются без учета изменения остатков топлива.
В статью «Энергия со стороны» включаются затраты на приобретение всех видов энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха и др.), расходуемой на технологические и другие хозяйственные нужды. Если предприятие помимо электроэнергии, получаемой со стороны, использует для своих нужд и электроэнергию, вырабатываемую силами и средствами самого предприятия, то затраты на её производство в статье сметы не указываются, а отражаются в других соответствующих статьях сметы. Это же условие относится и к сумме затрат на топливо.
В статье «Зарплате» указываются основная и дополнительная зарплата всего промышленно–производственного персонала предприятия как списочного, так и несписочного состава, персонала непромышленных хозяйств. Зарплата всех категорий персонала определяется по действующим тарифным ставкам и окладам с учетом сложности и трудоёмкости выполняемых работ, численности и квалификации работников.
На общий фонд зарплаты промышленно–производственного персонала планируются начисления на социальные нужды по действующим в данный период ставкам, которые в 2004 г составляли 35,6%.
Общий размер амортизационных отчислений зависит от существующих норм амортизации, срока службы основных фондов и их первоначальной стоимости.
Прочие денежные расходы включают затраты не предусмотренные в предыдущих статьях сметы производства. По каждой из статей прочих расходов необходимо обосновать величину соответствующих затрат по существующим нормам или опытным данным.
Смета составляется по экономически однородным элементам, каждый из которых содержит всю совокупность соответствующих денежных средств независимо от того, где и на какие цели они будут израсходованы в планируемом году. Она служит основой для разработки финансового плана предприятия, расчета потребностей предприятия в оборотных средствах, а также определения структуры себестоимости продукции, характеризующей соотношение отдельных видов затрат в общей сумме расходов предприятия.
Калькуляция себестоимости
Составной частью плана по себестоимости продукции являются плановые калькуляции, на основе которых определяются затраты на производство и реализацию отдельных видов продукции, подлежащих выработке предприятием в планируемом году. Для калькулирования себестоимости продукции используется группировка затрат предприятия по калькуляционным статьям, каждая из которых характеризует не только целевое назначение затрат, но и место их образование.
В современном производстве плановая калькуляция себестоимости единицы продукции содержит следующие статьи затрат:
1. сырье и материалы;
2. возвратные отходы (вычитаются из стоимости сырья);
3. покупные полуфабрикаты;
4. топливо на технологические цели;
5. энергия на технологические цели;
6. итого материальных затрат;
7. основная зарплата производственных рабочих;
8. дополнительная зарплата;
9. отчисления на социальные нужды;
10. общепроизводственные расходы:
а) расходы на подготовку производства и освоение новых изделий;
б) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
в) цеховые расходы;
г) потери от брака.
11. цеховая себестоимость;
12. общехозяйственные расходы;
13. производственная себестоимость;
14. внепроизводственные расходы (коммерческие);
15. полная себестоимость.
Разработка плановых калькуляций себестоимости отдельных видов продукции предполагает использование прогрессивных норм расхода таких производственных ресурсов, как сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, трудовые затраты. Необходимы также нормативы общепроизводственных, общехозяйственных, внепроизводственных расходов.
Полная (плановая) себестоимость единицы продукции определяется суммированием прямых и косвенных затрат по формуле
где С - себестоимость изделия;
М – прямые затраты на материально-топливо–энергетические ресурсы;
Зо – основная зарплата;
Зд - дополнительная зарплата;
В - процент отчислений на социальные нужды;
К3 - процент доплат к зарплате по тарифу;
К1 - процент общепроизводственных расходов;
К2 - процент общехозяйственных расходов;
К4 - процент внепроизводственных расходов.
На основе плановых калькуляций отдельных изделий разрабатывается план себестоимости выпускаемой продукции. В общем виде ее можно определить по формуле:
;
где Сn – себестоимость изделия;
Nг -годовой объем производства продукции;
n – количество видов выпускаемой продукции.
При разработке плана себестоимости продукции нужно выявить резервы снижения издержек производства за счет влияния технико-экономических факторов. Учитываются как внешние, так и внутренние факторы, а именно:
1) изменение объема производства и структуры производственной программы;
2) повышение технического уровня производства;
3) повышение уровня организации производства и труда;
4) улучшение качества продукции;
5) изменение природных условий;
6) народнохозяйственные и отраслевые факторы
Расчет себестоимости по технико-экономическим факторам ведется следующим образом:
1. Определяют затраты на 1 рубль товарной продукции в базисном году:
,
где Зб – затраты на 1 р. товарной продукции в базисном году;
Сб – издержки производства;
ТПб - объем товарной продукции в стоимостном выражении.
2. Устанавливают себестоимость товарной продукции планового года в ценах и условиях базисного года:
Спл б= Зб∙ Тпл,
3.Вычисляют годовую сумму изменений затрат (понижающих и повышающих), включаемых в себестоимость продукции под воздействием технико-экономических факторов SЭ.
4. Из себестоимости товарной продукции, исчисленной по уровню затрат базисного года (Сплб) вычитают общую сумму экономии, рассчитанную по факторам (SЭ), и определяют себестоимость товарной продукции в условиях производства и реализации планируемого года (С пл).
С пл = Сплб - SЭ
5. Подсчитывают уровень затрат на 1 рубль товарной продукции планируемого года (Зпл). Для этого себестоимость товарной продукции планируемого года (Спл) делят на ее объем в оптовых ценах предприятия:
6. Определяют снижение затрат в процентах на один рубль товарной продукции (со знаком минус) по сравнению с уровнем их в базисном году:
ТЕМА 11. Финансовое планирование
Планирование прибыли на предприятии
Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль или совокупный доход. Главная задача каждого предприятия заключается в организации производственно-финансовой деятельности с целью удовлетворения потребности населения в своей продукции и получение наибольшей прибыли. В свободных экономических отношениях любой субъект рынка может выступать в качестве продавца или покупателя. Продавец или производитель стремится реализовать свою продукцию или услугу, а покупатель или потребитель — удовлетворить свой спрос на необходимый продукт. Развитие новых рыночных отношений требует усиления роли финансов в функционировании производственных предприятий и фирм.
Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование производственных фондов и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности. Задачей каждого предприятия является планирование и использование финансовых ресурсов в целях повышения своей платежеспособности и рыночной устойчивости. Финансы предприятий служат важным звеном в рыночной экономической системе, поскольку именно на этом уровне создаются основные денежные ресурсы страны. Они являются в условиях рынка не только важнейшей экономической категорией, но и одновременно выступают плановым регулятором производственно-коммерческой деятельности, расширения самостоятельности и свободы фирм на рынках товаров и услуг. Основой финансового механизма каждого предприятия служит система взаимодействия таких общеэкономических процессов, методов, и расчетов, как организация, планирование и стимулирование рационального использования денежных средств в процессе производства товаров и услуг.
В финансовом отношении каждая производственная корпорация или фирма выполняет две основные функции: потребляет экономические ресурсы и делает возможным потребление готовой продукции. На каждом предприятии существует сложная система производственно-технических, социально-трудовых и финансово-экономических отношений между подразделениями и категориями персонала. В конечном счете финансовые внутрифирменные отношения в условиях рынка предполагают осуществление следующих денежных обменных процессов:
1) обмен денег на труд наемных работников;
2) обмен денег на товары и услуги поставщиков;
3) обмен товаров и услуг на деньги потребителей;
4) обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, получаемые сейчас от инвесторов и арендодателей;
5) обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позднее от должников;
6) обмен денег на товары, услуги и государственные требования.
С финансово-экономических позиций произведенное предприятием или фирмой богатство является разницей между производством и потреблением, между результатами и затратами. Следовательно, доход предприятия или прибыль фирмы является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственно-коммерческой деятельности корпорации и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли фирмы является определяющей конечной целью стратегического, тактического и текущего внутрифирменного планирования. В связи с этим представляется весьма важным рассмотреть на микроэкономическом уровне основные организационно-экономические возможности или теоретические положения максимизации прибыли на промышленном предприятии.
В современной рыночной экономике среди главных источников получения больших доходов первые места по праву занимают труд, капитал и организация. Существует множество организационных форм человеческой деятельности, когда источником возникновения прибыли является единственный фактор производства — труд людей. Например, многие российские предприниматели («челноки») покупают заграничные товары с целью их немедленной перепродажи на отечественном рынке. Труд здесь вкладывается в приобретение товара, его доставку на рынок и в организацию его скорейшей продажи путем рекламирования и расхваливания, а прибыль образуется за счет разности в ценах первоначальной покупки и последующего сбыта.
Однако производственная деятельность предприятий и фирм, осуществляемая с целью получения прибыли, основывается обычно на привлечении многочисленных экономических ресурсов или факторов производства, прежде всего, труда и капитала, а также таких комплексных рыночных категорий, как организация производства и рабочее время. С экономических позиций действуют только два фактора производства — природа и человек. Капитал и организация являются результатом труда человека. Из этого вытекает, что настоящая прибыль, доход или избыток возникают при условии взаимодействия труда и капитала и сохранения основными факторами производства, в особенности капиталом, их первоначальной стоимости. Это в свою очередь предполагает необходимость четкого различия между валовой и чистой прибылью. Первая – определяет величину общего (совокупного) дохода предприятия без учета обесценивания капитала. Вторая – представляет собой валовой доход за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на восстановление израсходованных средств производства. Следует также различать показатели валового и предельного дохода, относящиеся к конечным общеэкономическим нормативам или стандартам.
Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на соответствующее количество продукции, запланированное к реализации. Предельный доход есть дополнительный или добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции.
В теории рыночной экономики существуют известные принципы планирования объема производства продукции, при котором любая фирма будет получать максимальную прибыль или минимальные убытки. Первый основан на сравнении валового дохода и валовых издержек, второй — предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода являются универсальными и могут быть применены не только в чисто конкурентных условиях, но и во всех других рыночных структурах. При фиксированной рыночной цене перед каждым конкурентным производителем стоят три взаимосвязанных планово-управленческих вопроса:
1) следует ли планировать производство данного продукта на предстоящий период;
2) какое количество продукции необходимо планировать к выпуску;
3) какая прибыль или убыток будут получены при выполнении плановых работ?
В процессе планирования прибыли на каждом предприятии должны быть найдены экономически обоснованные ответы на все выше поставленные вопросы. На первый вопрос теория внутрифирменного планирования дает такой ответ: фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо максимальную прибыль, либо минимальные убытки, и которые будут находиться в пределах постоянных издержек. На второй вопрос ответ также очевиден: в планируемый краткосрочный период фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки. На третий вопрос ответ состоит в выборе фирмой варианта максимизации прибыли за счет развития производства или минимизации убытков путем своевременного прекращения выпуска данной продукции.
Приведем разработанные в рыночной экономике основные правила или типовые модели производственного поведения фирмы, которые с успехом могут быть использованы на отечественных предприятиях при планировании прибыли от реализации продукции
1. Фирма получает прибыль до тех пор, пока цена превышает средние валовые издержки.
2. Максимальная прибыль достигается, если цена больше минимума средних валовых издержек фирмы.
3. Нулевая прибыль соответствует точке равновесия цены продукции предельным издержкам на ее производство.
4. Фирма будет иметь убыток, если средние валовые издержки становятся выше цены продукции.
5. Наименьшие убытки возникают на фирме, если цена меньше минимума средних валовых издержек, но больше минимума средних переменных издержек.
6. Производство продукции прекращается, если цена стала ниже минимума средних переменных издержек.
Эти рекомендации можно подтвердить аналитическими расчетами максимальных показателей прибыли. Валовая экономическая прибыль определяется разностью соответствующих доходов и издержек по формуле
ВП = ВВ - ВИ,
где ВП — валовая прибыль;
ВВ — валовая выручка;
ВИ — валовые издержки.
Планируемая годовая прибыль предприятия представляет собой конечный результат производственно-финансовой деятельности, включающий доходы от реализации продукции, работ и услуг, основных средств и иного имущества, а также доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму соответствующих расходов по ним.
Прибыль (убыток) от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой в действующих рыночных ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и ее себестоимостью с учетом объема продаж.
Налоговое планирование основано на праве каждого налогоплательщика использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств перед государственными и муниципальными органами управления. Процесс такого планирования включает следующие этапы управленческой и финансовой деятельности экономистов-менеджеров:
1) принятие решения о создании нового предприятия соответствующей организационно-правовой формы;
2) выбор и обоснование наиболее выгодного места расположения создаваемого предприятия;
3) обеспечение текущего налогового планирования на основе использования имеющихся налоговых льгот и передовых методов хозяйствования и механизма финансирования;
4) рациональное размещение активов и прибыли предприятия.
Правильное налоговое планирование предполагает максимально возможное использование всех разрешенных законом льгот, оценку позиции налоговой администрации и основные направления улучшения налоговой и инвестиционной политики государства в текущий и предстоящий период производственно-хозяйственной, финансово-экономической и административно-правовой деятельности. В отечественной предпринимательской практике наиболее распространенным способом сокращения выплаты налоговых отчислений стал выбор формы хозяйствования и вида производственно-финансовой деятельности, а также свободной экономической зоны или рыночной страны, представляющих так называемое налоговое убежище для размещения фирмы. Там обычно действуют меньшие налоговые ставки по сравнению с национальными, льготный налог на прибыль, нулевой налог на проценты, дивиденды и гонорары, беспошлинный ввоз товаров, меньший подоходный налог с физических лиц и т.д. Льготные налоги применяются и в свободных экономических зонах, распространяемые как на иностранных граждан, так и на местных предпринимателей. Кроме того, наши предприниматели могут осуществлять хозяйственную деятельность на основе федерального налогового законодательства через несколько собственных фирм, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость и имеют льготы по налогу на прибыль, и др.
В процессе налогового планирования для каждого предприятия важно использовать различные источники покрытия установленных налогов. В зависимости от назначения действующих налогов предприятие может использовать следующие финансовые источники их покрытия:
- налоги, оплачиваемые за счет себестоимости продукции: земельный налог, транспортный налог, налог на использование автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств;
- налоги, относимые на выручку от реализации продукции: налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные тарифы;
- налоги, покрываемые за счет финансовых результатов: налог на прибыль, налог на имущество предприятия, целевые сборы на содержание милиции, нужды образовательных учреждений;
- налоги, выплачиваемые из чистой прибыли предприятий: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли и др. .
Все планируемые выплаты предприятия отражаются в годовых или квартальных отчетах об использовании финансовых результатов. Кроме установленных государственных форм отчета, предприятия могут применять упрощенные отчетные данные о распределении балансовой прибыли. В их состав включаются следующие показатели о прибыли и убытках предприятия за отчетный год:
1) чистая сумма продажи (после вычета всех скидок и стоимости рекламаций);
2) товарно-материальные запасы на начало года;
3) сырье и материалы;
4) заработная плата;
5) амортизационные отчисления;
6) прочие расходы;
7) за вычетом материальных запасов на конец года;
8) всего сумма издержек;
9) валовая прибыль;
10) проценты;
11) прибыль после выплаты процентов;
12) налоги;
13) чистая прибыль после вычета налогов;
14) за вычетом дивидендов по привилегированным акциям;
15) чистая прибыль держателей обычных акций;
16) за вычетом дивидендов по обычным акциям;
17) резервный капитал;
18) фонды предприятия.
Приведенная система отчетных показателей наиболее полно характеризует динамику основных финансовых операций предприятия, определяет структуру его затрат и результатов, отражает величину чистой прибыли, а также порядок ее распределения и использования в текущем или планируемом финансовом году. За счет чистой прибыли на предприятиях и фирмах формируются фонды. Фонд потребления является источником материального поощрения и социального развития персонала предприятия. Фонд накопления предназначен для создания нового имущества, приобретения основных фондов и оборотных средств, дальнейшего развития предприятия. Резервный фонд служит для покрытия кредиторской задолженности на случай прекращения деятельности фирмы.
Планирование рентабельности производства
Рентабельность производства – один из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятий и фирм, а также конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг. Сравнение эффективности финансовой деятельности предприятий разных масштабов, производственного назначения и форм собственности проводится обычно не в абсолютных, а в относительных показателях. Как известно, абсолютная величина прибыли еще не дает полной качественной характеристики производственной, экономической и финансовой деятельности тех или иных предприятий и фирм, компаний и корпораций. Для экономической оценки конечных результатов деятельности отечественных и зарубежных производственных предприятий широко используются различные показатели рентабельности. Они характеризуют степень прибыльности предприятия, уровень его доходности, т.е. соотношение доходов на единицу расходов.
Показатель рентабельности представляет собой отношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На российских предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях: отдельных изделий и всего производства. Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. В реальных производственных условиях рентабельность различных видов продукции может быть рассчитана по формуле
,
где Ри — рентабельность изделия;
Ци — рыночная цена изделия;
Си — полная себестоимость изделия.
Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов. На предприятиях общая рентабельность производства определяется по следующей формуле:
,
где Ро — общая рентабельность производства;
П — совокупная прибыль предприятия;
Фо — среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия;
Ос — среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.
Показатель рентабельности производства более объективно отражает общий уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных видов продукции, товаров и услуг. Рентабельность производства подразделяется на два вида: общая рентабельность, которая находится отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств, и расчетная, определяемая соотношением чистой прибыли предприятия к этим затратам.