Социально-культурных и жилищно-бытовых условий
Работающих и членов их семей
В этом подразделе рассматриваются:
жилищные условия и их улучшение;
развитие коммунально-бытового обслуживания работающих (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, работа транспорта, связи и т. д.);
социальное обеспечение, совершенствование медицинского обслуживания; обеспечение путевками в дома отдыха, санатории, курорты;
оказание помощи многодетным семьям, организация совместного отдыха членов семей; работа детских дошкольных учреждений, пионерских лагерей и др.
В разработке этого подраздела плана должны участвовать все службы предприятия, а также соответствующие службы региона (района, города).
В соответствии с выявленными потребностями, материальными и финансовыми ресурсами разрабатываются мероприятия по улучшению социально-культурных и жилищно-бы-товых условий работников, предусматривающие ввод в действие жилых домов, дошкольных учреждений, пионерских лагерей, культурно-просветительных, лечебных и других учреждений социально-бытового назначения за счет собственных средств предприятия. При этом необходимо учитывать возможное расширение сети этих учреждений в городе (районе) за счет государственных ассигнований и средств других предприятий.
Разработке данного подраздела плана предшествует опрос и выявление мнений по наиболее важным направлениям этого подраздела: жилищные условия; организация общественного питания; организация бытового обслуживания; наличие и работа детских яслей, садов; работа транспорта по доставке работающих к месту работы и обратно; работа библиотек, клубов; распределение жилья, путевок; организация досуга и т. п.
Планирование мероприятий по нравственному
Воспитанию трудящихся и совершенствованию
Руководства коллективом
Этот подраздел состоит из комплекса мероприятий по следующим группам:
развитие общественной активности;
совершенствование воспитательной работы;
развитие молодежи в коллективе;
развитие культурно-массовой работы;
использование свободного времени;
развитие физической культуры и спорта;
улучшение психологических отношений;
совершенствование руководства коллективом.
В плане приводится система показателей, характеризующих достигнутый уровень трудовой и общественной активности членов коллектива и его повышение в результате осуществления мероприятий. В указанную систему входят следующие показатели:
количество работников, участвующих в постоянно действующих производственных совещаниях, общественных бюро, НТО, и других общественных организациях;
количество участников художественной самодеятельности, участников спортивных секций и т. д.
Для повышения общественной активности должно предусматриваться широкое вовлечение трудящихся в управление производством, совершенствование форм и методов участия работающих в планировании и управлении производством, развитие соревнования и нравственного воспитания трудящихся.
Разработка мероприятий по указанным направлениям основывается на анализе численности работников и коллективов, участвовавших в соревновании, рационализаторов, количестве внедренных рацпредложений и их эффективности, а также практики организации работы по повышению трудовой и общественной активности членов коллектива в базисном периоде.
В число мероприятий по совершенствованию воспитательной работы в коллективе включаются предложения и рекомендации по совершенствованию культурно-массовой, физкультурно-спортивной работы, а также улучшению использования свободного времени членов коллектива. В план включаются мероприятия, направленные на рациональное использование внерабочего времени, улучшение работы учреждений бытового обслуживания, расширение сети культурно-просветительных учреждений (клубов, Дворцов культуры, библиотек, стадионов и т. д.), развитие и совершенствование баз и домов отдыха, развитие коллективного садоводства, туризма, улучшение работы клубных учреждений. При этом особое внимание необходимо уделять развитию тех форм культурно-массовой работы, которые в наибольшей степени отражают потребности членов производственного коллектива.
ТЕМА 7. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
И СБЫТА ПРОДУКЦИИ
План производства продукции
План производства определяет основной профиль организации и управленческой деятельности предприятия, главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством, генеральное направление перспективной деятельности предприятия. В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:
- основная цель производственной деятельности фирмы и ее отдельных подразделений на плановый период;
- объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающий ее сбалансированность с годовым объемом производства, равновесии спроса и предложения;
- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений;
- распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям рыночных заказов, а также срокам изготовления и поставки продукции на рынок;
- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
- обоснование методов и форм организации производства запланированной продукции и контроля выполнения планов производства.
Объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой на предприятии продукции в плановом периоде, которая должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители выпуска продукции.
Под номенклатурой понимается перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам.
Объем производства продукции планируется в натуральном и денежном выражении. В натуральном выражении его определяют путем умножения количества дней работы ведущего оборудования в планируемом году на прогрессивные нормы производительности оборудования, установленные для выработки каждого вида продукции. Количество рабочих дней работы оборудования в течение планируемого периода рассчитывается с учетом установленного режима работы предприятия и времени, отводимого для проведения осмотров и ремонтов оборудования в планируемом году.
Плановое задание по выработке продукции будет реально только в том случае, если оно обеспечивается производственной мощностью предприятия. В связи с этим следующим этапом планирования объема производства является выяснение реальной возможности предприятия обеспечить выполнение заданного объема выработки продукции. Обоснование этого начинается с расчета максимально возможной выработки продукции в течение планового периода с учетом прироста мощности и выбытии мощностей в данном периоде.
Среднегодовую мощность определяют путем прибавления к производственной мощности на начало планируемого года среднегодовой вводимой мощности и вычитания среднегодовой выбывающей мощности.
Объем производства продукции в стоимостном выражении планируется в виде товарной и валовой продукции.
Объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия складывается из следующих слагаемых:
ТП = ГП + ПФ + Т + Р,
где ГП – стоимость годовой продукции, предназначенной для реализации;
ПФ – стоимость полуфабрикатов, подлежащих выработке предприятием, а также продукции вспомогательных производств, предназначенных для реализации на сторону;
Т – стоимость тары, которая должна быть изготовлена предприятием для его собственных нужд;
Р – стоимость работ и услуг промышленного характера, которые должны быть выполнены по заказам со стороны или для нужд непромышленных хозяйств данного предприятия, включая стоимость капитального ремонта, модернизации оборудования и транспортных средств предприятия, выполняемых его силами и средствами.
Валовая продукция представляет собой общий объем всех работ, которые должны быть выполнены предприятием в планируемый период.
Объем валовой продукции может быть представлен в виде выражения:
ВП = ТП + НЗПк – НЗПн,
где ТП – объем товарной продукции предприятия в планируемом периоде;
НЗПк и НЗПн – остатки незавершенного производства соответственно на конец и начало планируемого года.
Можно планировать объем производства по чистой продукции (вновь созданной стоимости) для более объективного анализа деятельности предприятия.
ЧП = Пб + ФЗП + ОСН + А,
где Пб – балансовая прибыль;
ФЗП – фонд заработной платы;
ОСН – отчисления на социальные нужды;
А – амортизация основных производственных фондов.
Планирование продаж
Основными задачами планирования продаж являются:
1. определение существующих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции, исследование закономерностей покупательского поведения на соответствующих рынках;
2. критическая оценка продукции предприятия, осуществляемая с позиции покупателя;
3. оценка конкурирующих изделий по различным показателям конкурентоспособности;
4. принятие решений о том, какие изделия следует исключить из-за недостаточной конкурентоспособности и снизившийся рентабельности, а какие — добавить в номенклатуру выпускаемой продукции, в том числе за счет развития других направлений производства, выходящих за рамки сложившейся специализации предприятия;
5. изучение возможностей производства новых или улучшение выпускаемых изделий;
6. прогнозирование возможных объемов продаж продукции, цен, себестоимости и рентабельности;
7. проведение рыночных тестов новой продукции для выяснения её приемлемости потенциальными покупателями;
8. разработка рекомендаций производственных подразделений предприятия относительно потребительских изделий, их цен, упаковки.
С определения объема продаж начинается процесс тактического планирования. Практически вся система внутрифирменного планирования базируется на этом показателе. На основе плана продаж осуществляется планирование производственной программы предприятия, своевременная подготовка сырья и материалов, энергетических ресурсов, оборудования, создание необходимых производственных запасов.
Чтобы не потерпеть поражения в конкурентной борьбе, каждое предприятие должно тщательно прогнозировать потребности рынка и планировать перспективу продаж как минимум на 2–3 года. Заканчивается работа по планированию продаж составлением портфеля заказов. Как правило, он состоит из трех разделов:
- текущих заказов, обеспечивающих ритмичную работу предприятия в данный период;
- среднесрочных заказов со сроком использования 1–2 года;
- перспективных заказов, охватывающих период времени более двух лет.
Текущие заказы должны быть подкреплены договорами, заключенными предприятием с покупателями продукции. Продукция, на которую не заключен договор, может быть изготовлена лишь при наличии твердой уверенности в её сбыте. На среднесрочные и перспективные заказы также желательно заключать договоры поставки. Однако не всегда можно найти клиента, гарантирующего покупку продукции на несколько лет вперед. Особенно если речь идет о новой продукции неизвестной широкому кругу покупателей. Тем не менее, если предприятие не будет осваивать новую продукцию, связанную с риском сбыта, оно не сможет противостоять конкурентам. При формировании портфеля заказов должны учитываться отраслевые особенности и жизненный цикл продукции.
Исследование конъюнктуры рынка в процессе планирования продаж начинается с анализа продаж предшествующего периода. Производится оценка степени выполнения и динамики производства, реализации продукции, определение влияния факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их освоению.
Объем реализованной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема продаж продукции оценивают в стоимостных показателях.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок продукции в целом по предприятию, в разрезе отдельных покупателей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка выполнения договорных обязательств. Особое внимание должно быть уделено анализу причин отказа покупателей от поставки продукции по заключенным договорам, которые следует классифицировать на внешние, не зависящие от предприятия, например неплатежеспособность покупателей, и внутренние, связанные с особенностью продукции и условиями её поставки, например качество и цена продукции, не устраивающих покупателя.
Остаток нереализованной продукции на конец анализируемого периода рассчитывается по формуле:
где, — остатки нереализованной продукции на начало и конец анализируемого периода;
— остатки продукции, отгруженной потребителю, но не оплаченной и находящейся у него на ответственном хранении на начало и конец периода;
ТП — объём товарной продукции, произведенной в данной период;
РП –- объём реализованной продукции за данный период.
При анализе объема продаж важно не только установить количественное значение рассмотренных показателей, но и выявить причинно–следственные связи, позволяющие оценить меру влияния различных факторов на эффективность продаж. Эти факторы сводятся в следующие группы:
- качество и научно-технический уровень продукции (соответствие продукции международным стандартам, объем брака, количество рекламаций и стоимость зарекламируемой продукции, качество используемых сырья и материалов, квалификация работников, нарушение условий хранения, перевозки и погрузки, техническое состояние оборудования);
- ценовая стратегия (соответствие цены качеству продукции, ценовые преимущества по сравнению с товарами конкурентов, уровень издержек, уровень текущего спроса на продукцию, ценовые скидки);
- каналы сбыта (способы транспортировки продукции, методы сбыта, система стимулирования сбыта, профессионализм и специализация посредников, эффективность связи с ними);
- коммуникационная стратегия (эффективность рекламы, пропаганда);
- потребители продукции (количество и концентрация, средняя величина разовой покупки, уровень дохода).
Анализ указанных факторов позволяет выявить проблемы на рынках сбыта продукции.
В зависимости от масштабов проблемы могут быть общими и частными. Первые порождаются нарушением баланса между спросом на продукцию и её предложением в пределах всей территории, на которой предприятие осуществляет сбытовую деятельность. Как правило, общие проблемы связаны с несоответствием между товарным предложением и совокупным платежеспособным спросом населения, нарушением народнохозяйственных пропорций, инфляционными процессами, снижением уровня жизни и миграцией населения, дифференциацией населения в зависимости от уровня доходов. К сожалению, возможности предприятия влиять на разрешение общих проблем весьма ограничены. Тем не менее их анализ позволяет предприятию наметить пути выхода из затруднительной ситуации посредством изменения стратегии, например пути перехода на другие рынки сбыта.
Частные проблемы характеризуются возникновением разрыва между спросом и предложением отдельных видов товаров. В основе этого лежит несоответствие ассортимента и качества предлагаемых товаров и услуг структуре платежеспособного спроса населения на отдельных рынках. Следует иметь в виду, что возникающие на товарных рынках проблемы, как правило, носят комплексный характер, выражающийся во взаимозависимости факторов, определяющих рыночную ситуацию. Это обстоятельство предопределяет необходимость их всестороннего изучения.
Объём реализуемой продукции – это сумма стоимостей выработанной, предназначенной к поставкам и подлежащей оплате в планируемом году готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, выполненных предприятием по заказам со стороны. Кроме того, сюда входит стоимость ремонтных работ, выполняемых предприятием собственными силами и средствами. Объем реализованной продукции определяется по формуле
где, ГПн— готовая продукция на складах предприятия на начало планируемого года, тыс. р.;
ОПн — готовая продукция на начало планируемого года, отгруженная, но неоплаченная покупателем, тыс. р.;
ТП – товарная продукция предприятия, подлежащая выработке в планируемом году, тыс. р.;
ГПк и ОПк — остатки готовой продукции на конец планируемого года, аналогичные по своему содержанию ГПн и ОПн, тыс. р.
Реализованной продукция считается та, за которую на текущий счет предприятия перечислены денежные средства.
ТЕМА 8. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО