Вопрос 2.Теория издержек производства. Закон убывающей отдачи.
Экономические издержки — это те расходы, которые фирма обязана сделать, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Существует несколько видов издержек.Внешние издержки — это денежные расходы, которые фирма несет «из своего кармана» в пользу «аутсайдеров», поставляющих трудовые услуги, сырье, топливо, транспортные услуги, энергию и т.д. Внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. Однако фирма может использовать определенные ресурсы, принадлежащие ей самой.Внутренние издержки — это издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.Например, заработная плата, рента, вознаграждение за труд предпринимателя. То, что получает предприниматель в рамках предприятия, называется нормальной прибылью. Таким образом, издержки — это платежи — внешние или внутренние, включая в последние и нормальную прибыль, необходимые для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного бизнеса.
Наиболее простой является двухфакторная модель производственной функции Кобба – Дугласа, с помощью которой раскрывается взаимосвязь труда (L) и капитала (К). Эти факторы взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Еще в 1928 году американские ученые — экономист П. Дуглас и математик Ч. Кобб — создали макроэкономическую модель, позволяющую оценить вклад различных факторов производства в увеличении объема производства или национального дохода. Эта функция имеет следующий вид:
Q=AK α *L β ,
где А – производственный коэффициент, показывающий пропорциональность всех функций и изменяется при изменении базовой технологии (через 30-40 лет);
K, L- капитал и труд;
α,β -коэффициенты эластичности объема производства по затратам капитала и труда.
Если α = 0,25, то рост затрат капитала на 1% увеличивает объем производства на 0,25%.
На основе анализа коэффициентов эластичности в производственной функции Кобба - Дугласа можно выделить:
1) пропорционально возрастающую производственную функцию, когда
α+ β=1 ( ).
2) непропорционально – возрастающую
);
3) убывающую
.
Закон убывающей отдачи
Этот закон гласит, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Иначе говоря, если количество рабочих, обслуживающих данное машинное оборудование, будет увеличиваться, то рост объема производства будет происходить все медленнее по мере того, как больше рабочих будет привлекаться к производству. Предельный продукт начинает убывать не потому, что нанятые позднее рабочие оказались менее квалифицированными, а потому, что относительно большее количество занято при той же величине имеющихся капитальных фондов. Виды издержек производства в краткосрочном периоде
В краткосрочном периоде различные виды издержек могут быть отнесены либо к постоянным, либо к переменным.Постоянными (FC) называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменений объема производства.Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы я должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит.К постоянным издержкам, как правило, относятся рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также жалованье высшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы. Согласно определению показатель постоянных издержек остается неизменным при всех уровнях производства, включая нулевой.Переменными (VC) называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства.К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и тому подобные переменные ресурсы. Сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства. Однако следует отметить, что прирост суммы переменных издержек, связанный с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным.
Положительный эффект масштаба предполагает возрастание отдачи используемых ресурсов. Как следствие этого, объем выпуска (Q) растет более быстрыми темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производстваСуществует несколько причин, объясняющих положительный эффект масштаба.Во-первых, крупное массовое производство позволяет использовать большую специализацию ресурсов и разделение труда, что в свою очередь повышает производительность всех применяемых ресурсов;во-вторых, крупные предприятия могут применять более передовую технологию и дорогостоящую автоматизацию производства, недоступное мелким фирмам;в-третьих, осуществлять специализацию управления и максимально полно использовать труд высококвалифицированных специалистов, так что расходы на управленческий персонал будут расти более медленными темпами, чем производство;в-четвертых, эффект может быть связан с технологической спецификой отдельных видов производства (в том числе, как следствие геометрического закона соответствия площади поверхностей и объемов, или сечений). Утроение производительности сборочного конвейера может потребовать лишь одного, а не двух дополнительных контролеров. Если объем выпуска (Q) растет более медленными темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства, то в отрасли имеет место отрицательный эффект, а средние издержки долгосрочного периода увеличиваются. Отрицательный эффект связан:
во-первых, с ограниченными возможностями эффективного управления крупномасштабным производством. По мере расширения предприятия процесс принятия решений все более и более усложняется, нарастает чрезмерные формализация и бумаготворчество, усиливается бюрократизация управленческого персонала, и как результат, постепенно снижается эффективность производства;
во-вторых, с наличием технологических барьеров на пути чрезмерного увеличения размеров предприятия.
Вопрос 3. Конкуренция в рыночной экономике. Модели рынка.
Конкуренция - соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы1 (являются полными товарами-субститутами).
В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.
Перчислим: 1)Малые размерыи многочисленностьсубъектов рынка.
2) Невозможность диктовать цену рынку
3) Отсутствие барьеров(да и просто торговать «без разрешения», приходится иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство Москвы посылает на рынок торговать дешевыми фруктами переодетых ра-
ботников милиции (цель — заставить криминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать их), то борется оно имен но за устранение барьеров входа на рынок.)
4) Совершенная информация
Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:
рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.
Монополистическая конкуренция – это вид несовершенной конкуренции рыночной структуры. Самый распространенный тип рынка, который более напоминает совершенную конкуренцию. Монополистическая конкуренция является не только самой распространенной, но и самой тяжелой изучаемой формой конкуренции.
Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что все фирмы в условиях дифференциации продукции имеют некоторую монопольную власть над своим товаром: она может увеличивать или уменьшать цену на него независимо от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается наличием довольно большого числа производителей аналогичных товаров и значительной свободой входа в отрасль прочих фирм. К примеру, «фанаты» кроссовок фирмы «Reebok» могут заплатить большую цену за ее продукцию, чем за товары прочих фирм, но если разница в ценах весьма значительна, покупатель всегда отыщет на рынке по более низкой цене аналоги менее известных фирм.
Чтобы выжить в долгосрочном периоде на рынке, конкурентной монополистической фирме нужно производить дифференцированную, разнородную продукцию, которая отличается от той, которую предлагают конкуренты. Преимущественно неценовая конкуренция, весьма незначительно может повлиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции является важным для развития.
Олигополия— форма рынка, когда работает несколько предприятий производящих аналогичную продукцию.
Пример: в РБ 4 сахарных завода, 3 завода производящих хим волокно.
олигополии во всём подражают друг другу
Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. Чистая монополия представляет собой такую организацию рынка, в которой полностью отсутствует конкуренция.