Сноровка на миллион долларов
В первые голы существования MatsushitaElectric у меня была привычка каждое утро обращаться к своим сотрудникам. С одной стороны, это помогало мне отточить свои навыки публичных выступлений, а с другой - давало людям возможность узнать, о чем я думаю. В 1934 году на первой такой встрече я сказал:
В самом начале года мне доставляет большое удовольствие видеть, что наша компания делает значительные шаги вперед. Это происходит только благодаря упорному и напряженному груду. Однако с ростом компании растут и обязанности ее мсисджмента. Я, как президент компании, определяю направление движения; то, в какой степени ваши старания могут или тге могут быть использованы компанией, станет хорошим индикатором качества моего руководства. На мне лежит ответственность за то, чтобы ваши усилия не пропали даром. Однако я хочу заверить вас в том, что наша компания работает в соответствии с разумными правилами и движется в верном направлении.
Тем не менее надеюсь, что вы не перестанете и в будущем работать столь же хорошо. Каждый из вас сам себе руководитель. Вы должны всегда помнить о ваших менеджерских целях, делая свое дело. Если вы хорошо делаете свою работу и учитесь чему-то новому, то приобретаете мудрость и можете прийти к новым открытиям, а это не только позволит вам вырасти как личностям, но и поможет росту нашей компании. Я считаю совершенно правильным выражение «Сноровка успешного менеджера стоит миллиона долларов». Если вы действительно хотите приобрести такую сноровку, то поймете, что заработать такие большие деньги не так уж и сложно.
С того момента, как я произнес лгу речь, прошло уже больше пятидесяти лет, но я еще больше убежден в том, что богатство вполне доступно для тех, кто cmoi приобрести сноровку, необходимую для успешного управления. Первая отличительная черта такой сноровки - деловая активность.
Возьмем две кофейни, расположенные в популярном торговом центре. При объективных обстоятельствах каждая из этих кофеен имеет одинаковые шансы на успех или поражение. Однако если в одной из них постоянно толпятся люди, а вторая пустует, вся разница заключается в подходе их управляющих к работе. У одного из них есть сноровка, нужная для продавца, а у другого - нет. 'Го же самое справедливо в отношении любого бизнеса, будь то магазин или компания.
Как можно приобрести подобную сноровку? К сожалению, я не знаю верной технологии. В отличие от процессов управления бизнесом (основным принципам которого можно научить) сноровка появляется только с опытом и открытием в себе новых качеств. Это в чем-то сродни просветлению.
До определенного предела человек может научиться этому сам. Одним из способов выявления и развития этих навыков является практика ежедневных размышлений и оценки того, какие из принятых решений и выполненных действий можно считать успешными, а какие - нет. Когда такой самоанализ станет выполняться автоматически, вы увидите, что делаете все меньше ошибок в суждениях. Л это значит, что вы находитесь на верном пути и имеете шансы приобрести сноровку, достаточную для успеха в бизнесе.
Также важно всегда держать свой ум открытым, не поддаваться влиянию желаний или предубеждений и сохранять способность видеть вещи такими, какие они есть. Сделать ото сложнее, чем сказать. Наше видение во многом определяется образованием, в результате мы замечаем лишь часть картины. Приобретение сноровки, необходимой для успешного управления, требует значительного времени. Тем не менее я считаю, что открытость мышления - свобода от навязанных представлений - является единственным способом формировать здравые суждения и в обычной жизтги, и в бизнесе.
Пища для размышления
Когда я только начинал заниматься собственным бизнесом, то услышал одну историю. В то время она настолько сильно поразила меня, что я не забыл ее и сейчас. Как-то раз, в те времена, когда Япония еще не была одной из богатейших стран мира, нищий зашел в крупную и известную кондитерскую, чтобы купить себе мандзу (японское пирожное, наполненное бобовым джемом). Продавец, пораженный тем, что в его первоклассный магазин зашел бедный человек, поспешно завернул пирожное в бумагу и уже хотел отдать сверток нищему, как появился хозяин магазина и воскликнул: «Подожди минутку, я сам ею обслужу». Сказав ото, он лично вручил сверток бедняку, а когда тот заплатил, вежливо поклонился и сказал: «Большое спасибо, что посетили наш магазин».
Как только клиент вышел, молодой продавец спросил владельца: «Почему вы захотели лично его обслужить? Вы никогда раньше этого не делали. Товары всегда продаю либо я, либо старший продавец».
Владелец ответил: «Я прекрасно понимаю твое недоумение. Но мы должны быть особенно довольны и благодарны именно этому клиенту, и я хотел выразить ему свою благодарность. Разумеется, мы ценим наших обычных клиентов, но этот - особенный».
«Что же в нем особенного?» -спросил молодой человек.
«Почти все наши клиенты - достаточно богатые люди, и для них вполне обычным делом является купить у нас какие-то сладости. Но этот человек так сильно хотел одно из наших пирожных, что потратил, скорее всего, все деньги, которые у него были. Я увидел, как это важно для него, и решил, что должен сам обслужить его. Именно в этом и заключается суть бизнеса».
Это простая, но прекрасная история. Она заставила меня понять, что каждый покупатель заслуживает равною уважения; ценность покупателя никогда нс зависит от размера покупки или важности его как человека. Я думаю, что именно это приносит бизнесменам особое удовольствие, и именно здесь кроются ценности бизнеса.
Доверие со смирением
Что бы вы ни делали, доверие и вера всегда должны быть вашими спутниками. Эти качества важны для повседневной жизни, по, возможно, еще больше они важны при заключении сделок или управлении компанией. Предприятие, у которого нет веры, или компания, к которой нет доверия со стороны других, не сможет сделать другим ничего хорошего. Поэтому инициативный и серьезный менеджер должен постоянно работать над повышением доверия к компании в целом.
Когда вы пытаетесь придерживаться каких либо принципов и убеждаете других последовать за вами, вы не должны навязывать свои представления другим, какими бы важными они вам ни казались. Внедрение принципов должно быть основано на смирении. Доверие без смирения очень близко рсвысокомерию. Подумайте о ваших знакомых, потерпевших неудачу в бизнесе. Не всегда, но часто таким людям недостает смирения, они чересчур упрямы. Напротив, если доверие растет в смиренном человеке постепенно, оно кристаллизуется в четкие и позитивные принципы, которыми, в большинстве случаев, этот человек будет руководствоваться при достижении своих целей.
Если под вашим началом работают другие люди, вам стоит еще сильнее заботиться о том, чтобы смирение ваших подчиненных соответствовало их доверию к вам. Подчиненные могут считать отношение начальника или его действия не вполне конструктивными, но часто никто из них нс указывает руководителю на ошибки в рассуждениях или поведении. Вот почему руководители должны постоянно оценивать отношение к себе со стороны своих подчиненных.
Люди, обладающие смирением, способны признать до стоинства других, а следовательно, могут понять, когда их собственные подчиненные являются более опытными в том или ином вопросе, чем они сами. Если вы считаете, что ваши сотрудники вследствие своего подчиненного положения являются менее опытными или талантливыми, чем вы сами, это означает, что вам недостает смирения. Разумеется, Не все ваши сотрудники являются прекрасными работниками, но ваше собственное смирение позволит вам более явно увидеть их достоинства и понять, что нужно сделать, чтобы продуктивно использовать их потенциал.