Источники и факторы снижения себестоимости
Источники | Факторы |
Снижение затрат на оплату труда | Применение трудосберегающих технологий, улучшение организации производства |
Снижение материалоемкости продукции | Рациональное и экономное применение материальных ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий |
Сокращение затрат на управление и обслуживание производства | Изменение объема и структуры продукции |
Экономия внепроизводственных расходов | Повышение качества продукции |
Ликвидация непроизводительных потерь и расходов | Совершенствование стимулирования |
Предприятию необходима отлаженная система отнесения затрат на те виды продукции, на выпуск которых они были использованы. Необходимо везде и на всех стадиях производства иметь системы учета и контроля (от поступления сырья и материалов до сдачи готовой продукции в отдел сбыта и ее реализации). Только при таком контроле возможно снижение затрат на производство и реализацию продукции.
3.2. Ценообразование на предприятии
Цена: понятие, виды, функции.
Цена – это денежная оценка стоимости единицы товара.
Субъектами ценообразования выступают: юридические лица и предприниматели; республиканские органы государственного управления; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Роль цены. На микроуровне цена является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. На макроуровне цена формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях.
При расчете цены на продукцию (товар) преследуются следующие цели:
- соблюдение всех введенных государством ограничений (надбавки, нормативы рентабельности, уровни индикативных цен и т.п.);
- определение размера плановой прибыли (убытка) предприятия от проведения конкретной хозяйственной операции.
Классификация цен
Признак | Виды цен |
По степени участия государства в регулировании цен | Фиксированные, Регулируемые, Договорные, Свободные |
В зависимости от обслуживаемого оборота | Отпускная цена предприятия, Оптовая цена, Розничная цена |
В зависимости от экономических особенностей продукции и характера ее обращения | Оптовые цены, Закупочные цены, Цена на продукцию строительства, Розничные цены и тарифы на услуги |
В зависимости от договорных условий совершения сделок | Базисная цена, Биржевая цена, Договорная цена Контрактная цена, Твердая цена, Справочная цена, Демпинг Ценовая дискриминация |
В зависимости от рынка, на который поставляется продукция | Цены для внутреннего рынка, Цены для внешнего рынка, цены на импортируемые товары, цена на экспортируемые товары |
В зависимости от сроков действия | Постоянные (долговременные), Скользящие, Ступенчатые, Сезонные |
Используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии | Планово-расчетные, Учетные, Цены производителей, Потребительские, Текущие, Сопоставимые |
По степени обоснованности | Базисные, Прейскурантные, Фактические |
Основными функциями цены являются:
- учетная - показывает, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление продукции;
- стимулирующая - поощряет или сдерживает производство и потребление различных товаров;
- распределительная – меняет цены под воздействием рыночных факторов;
- балансирующая - устанавливает рыночное равновесие между спросом и предложением, между потребителем и производством;
- функция цены как средства рационального размещения производства – позволяет осуществлять перелив капиталов в производства с более высокой нормой прибыли;
- информационная - предоставляет информацию для принятия производственных решений.
Порядок формирования розничной цены.
Розничная цена– по ней розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из потовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которых ограничен 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером, она исчисляется с учетом оптовой надбавки (т.е. включает в себя оптовую надбавку). На рис. 3.2.1. приведен состав розничной цены.
Состав рыночной цены на продукцию отечественного производства
Плановая себестоимость | Цена производителя | Отпускная цена предприятия-изготовителя | Отпускная цена оптового предприятия | Розничная цена |
Прибыль | ||||
Налог на добавленную стоимость | ||||
Акциз | ||||
Налог на продажу автомобильного топлива | ||||
Налоги с оборота (косвенные) | ||||
Оптовая торговая наценка | ||||
Розничная торговая наценка | ||||
Налог на продажу |
Формирование рыночных цен на продукцию (услуги) проходит несколько этапов:
- постановка задачи ценообразования;
- определение спроса;
- оценка издержек производства;
- анализ цен товаров конкурентов;
- выбор метода установления цен;
- определение цены и правил ее изменения;
- учет государственного регулирования цен.
Существуют различные методы определения цены: затратный, индексный, метод обратного счета и др.
При свободном методе формирования цены (метод обратного счета) исходной для выполнения расчета является цена на рассматриваемый товар, сложившаяся на внутреннем рынке. Зная рыночную и закупочную цены на товар, а также величину ожидаемых затрат (в том числе на таможне), делается расчет предусмотренных законодательством налогов, сборов и отчислений, включаемых в отпускную цену товара, корректируются отдельные виды затрат (например, расходы на рекламу, информационные услуги и др.) и определяется размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Суть затратного метода заключается в том, что при составлении расчета за отправную точку берется закупочная цена товара, к которой добавляются таможенные платежи и другие расходы в размерах, ожидаемых в предстоящем отчетном периоде согласно используемым методикам расчета и нормативам. Затем к сформированной таким образом полной себестоимости единицы товара по принятому нормативу рентабельности добавляются прибыль и предусмотренные законодательством налоги, сборы и отчисления, включаемые в отпускную цену товара.
Принципы ценообразования.
Основными принципами ценообразования являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
Факторы, влияющие на формирование цены.
Цены являются индикатором состояния экономики. В них отражаются экономические, социальные, политические, идеологические и другие факторы.
На уровень цен оказывают влияние следующие экономические факторы:
факторы снижения цен – рост производства, НТП, рост производительности труда, снижение издержек, конкуренция, снижение налогов, развитие прямых связей;
факторы роста цен – спад производства, монополизм предприятий, увеличение массы денег в обращении, нестабильность экономической ситуации, ажиотажный спрос и др.
|
Факторы, определяющие соотношение спроса и предложения на рынке товара.
Государственное регулирование цен: необходимость, формы
Государственное регулирование ценообразования - это воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования».
Объективная необходимость регулирования цен обусловлена многими причинами: защитой свободной конкуренции от монополий, необходимостью изменения цен, устанавливаемых рыночным механизмом, с целью уменьшения неравенства в распределении доходов между отдельными отраслями производства и отдельными группами населения, потребностью в перераспределении ресурсов, когда рыночная экономика не способна выделить необходимые ресурсы для производства товаров, выпуск которых экономически оправдан, а также необходимости стабилизации экономики, обеспечивающей полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен.
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
- отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Целесообразно различать три основные формы государственного воздействия на ценообразование: ограничение на формирование цен в виде их фиксирования, установление предельных цен, рентабельности или каких-либо других ограничительных нормативов; установление налоговых или других платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя или производителя (заказчика или поставщика); государственную поддержку цен и доходов в виде субсидий и дотаций потребителю или производителю (заказчику или поставщику).
Применительно к сфере ценообразования стоит выделять следующие методы государственного регулирования: экономическое регулирование (косвенное) является основой ценового регулирования в практике развитых стран, т.к. в этом случае сохраняется экономическая обоснованность цен. Оно осуществляется путем изменения цен товаров под влиянием спроса и предложения на рынке и условий производства. Регуляторами выступают налоги, условия кредита, размер денежной эмиссии, валютная политика и т.п.; административное (прямое) регулирование цен – предполагает прямое изменение или установление уровня цен (тарифов), порядок их определения, изменения и декларирования посредством законодательных актов.
В то же время государство, уже вследствие того, что оно государство, издает законы и требует их выполнения, имеет возможность регулировать цены на товары, добиваясь при этом определенных целей: изменения размера производства, создания льгот отдельным отраслям производства или предприятиям, регулирования доходов, штрафования, стимулирования и т.д. Поэтому следует перечислить ряд факторов, ограничивающих вмешательство государства в ценообразование: существование неких интересов государства, обособленных от общих интересов экономической системы; государство не в состоянии учесть общественную потребность, что приведет к несоответствию между спросом и предложением по различным группам товаров и т.д.
Основные функции государства в области регулирования ценообразования можно свести к следующим: создание и обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики; контроль над монополиями и их ограничение; поддержка незащищенных слоев населения путем установления пособий, модификации цен, налогообложением и т.д.; корректирование распределения ресурсов с целью улучшения структуры национального продукта; стимулирование экономического роста, контроль за уровнем занятости и инфляции.
Прибыль и рентабельность
Понятие, экономическое содержание прибыли.
Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль. В самом общем виде прибыль - это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и реализацию этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов производственной деятельности предприятия и предпринимателей.
Прибыль предприятия – это часть выручки от реализации продукции, которая остается после вычета из нее налогов, уплачиваемых из выручки, затрат на производство.
В отличие от прибыли доход предприятия представляет собой реализованную вновь созданную стоимость – часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции. Причем, при расчете дохода в состав материальных затрат включаются, помимо расходов на сырье, материалы, топливо, энергию, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, также амортизационные отчисления и прочие затраты, кроме заработной платы. Если из дохода предприятия вычесть заработную плату, то получится прибыль предприятия.
Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта производственной деятельности и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг):
,
где: П – прибыль от продаж; С – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); ВР – выручка от продажи продукции (работ, услуг).
Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли. Все аспекты снабженческой, производственной и сбытовой деятельности предприятия находят свое отражение в показателе прибыли: уровень использования материальных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, объем реализации продукции, уровень цен. Прибыль является основным источником развития предприятия, расширения его производственной базы и источником финансирования социальной сферы. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия. Прибыль используется для расчета доходности активов предприятия, собственных и заемных средств, авансированного капитала и каждой акции.
Таким образом, прибыль как экономическая категория выполняет следующие функции:
- как показатель, характеризующий экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;
- стимулирующую функцию, являясь основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и отчислений, направляется на финансирование расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;
- прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Рост стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли. Чем выше сумма и уровень капитализации, тем больше степени возрастает стоимость ее чистых активов, а соответственно и рыночная стоимость фирмы в целом, определяемая при ее продаже, слиянии, поглощении и т.д.;
- социальную функцию, так как является основным источником формирования доходной части бюджетов всех уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных программ.
Виды и порядок расчета прибыли.
Различают валовую (балансовую) прибыль; налогооблагаемую (расчетную) прибыль; чистуюприбыль, остающуюся после уплаты налогов и отчислений; бухгалтерскую, рассчитываемую как разницу между ценой (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками, и экономическую прибыль, которая учитывает вмененные, альтернативные издержки.
Балансовая прибыль – общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированных в его бухгалтерском балансе. Балансовая прибыль предприятия включает:
где Пр – прибыль от реализации продукции; Пп.р. – прибыль от прочей реализации продукции; Пв (Ув) – прибыль (убыток) от внереализационной деятельности
Прибыль от реализации продукции является основной составляющей балансовой прибыли, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации продукции (услуг).
где ВР – выручка от реализации продукции; НДС – налог на добавленную стоимость; А – акцизы; Сп – полная себестоимость продукции; Нв – налоги, уплачиваемые с выручки от реализации продукции.
В состав прибыли от реализации прочей продукции включается прибыль (убытки) от подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, прибыль от реализации основных фондов и других видов имущества.
В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность предприятия от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг), включая безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности (в том числе основные фонды, товарноматериальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), кроме передачи этих ценностей в пределах одного собственника. Кроме этого сюда относятся доходы от долевого участия в деятельности других организаций, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.).
Налогооблагаемая прибыль – это расчетный показатель, определяемый для целей уплаты налога на прибыль. Согласно существующему законодательству налогооблагаемая прибыль определяется следующим образом:
где: Пнд – прибыль, облагаемая налогом на доходы; Плн – прибыль, подлежащая льготному налогообложению; Ннед – налог на недвижимость.
Налогом на доходы облагаются дивиденды, полученные по ценным бумагам, и приравненные к ним доходы.
С целью косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы, стимулирования производства государство устанавливает налоговые льготы на прибыль, направляемую на определенные виды деятельности. Так, например, не облагается налогом на прибыль:
- прибыль, фактически использованную на мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с республиканской программой;
- прибыль, фактически использованную на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (но не более 50% балансовой прибыли);
- прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;
- прибыль, направленная на содержание находящихся на их балансе детских оздоровительных учреждений, учреждений народного образования, домов престарелых и инвалидов, объектов жилищного фонда, здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и спорта, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений - в соответствии с нормативами затрат по аналогичным учреждениям, содержащимся за счет средств бюджета и некоторые другие расходы, определяемые соответствующим законодательством.
Чистая прибыль – это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты установленных законом налогов, отчислений, обязательных платежей.
Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, распределяется:
- на страховой запас или резервный фонд, формируемый на случай непредвиденных обстоятельств;
- в фонд развития производства, который включает амортизационный фонд и часть чистой прибыли (авансирование мероприятий по расширению, реконструкции и совершенствованию производства, приобретение нового оборудования, внедрение прогрессивной технологии);
- в фонд социального развития производства (строительство и ремонт зданий и сооружений, находящихся на балансе предприятия, детских учреждений, поликлиник, объектов культурно-просветительного и медицинского учреждения и т.д.);
- фонд потребления (материального поощрения работников предприятия, выплата дивидендов акционерам и т.д.)
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры, интересы акционеров и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда своих работников.
Прибыль бухгалтерская – прибыль, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды. Прибыль экономическая – разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки. Обычно экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину некомпенсированных собственных издержек предпринимателя.
Рентабельность: экономический смысл и факторы, влияющие на повышение ее уровня
Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли, который характеризует абсолютный экономический эффект. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но при этом задействуют неравный капитал, имеют различную стоимость производственных фондов. Уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов характеризует относительный показатель эффективности производства, именуемый рентабельностью.
Рентабельность (от нем. rentabel - доходный) в широком смысле означает эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего чистой) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.
Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. В свою очередь прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства и реализации продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, роста цен, повышения качества выпускаемой продукции.
Показатели рентабельности, их назначение.
Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы
Показатели рентабельности | Формула расчета | Назначение |
Рентабельность отдельных видов продукции | Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) производства | |
Рентабельность всей товарной продукции | ||
Рентабельность производства | ||
Рентабельность реализации (продаж) | Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации | |
Рентабельность активов (капитала) | Характеризует отдачу, которая приходится на рубль среднегодовой стоимости соответствующих активов | |
Рентабельность внеоборотных активов | ||
Рентабельность текущих активов | ||
Рентабельность собственного капитала | Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала, равного величине активов за минусом долговых обязательств |
Факторы, влияющие на величину прибыли.
На величину прибыли оказывают влияние следующие факторы
Факторы | Содержание | |
ВНУТРЕННИЕ | ||
Материально-технические | - использование более прогрессивных и экономичных предметов труда; - применение более прогрессивного и производительного технологического оборудования, инструментов и оснастки | |
Организационно-управленческие | - освоение производства новых, более совершенных видов продукции; - проведение модернизации технологических процессов | |
Экономические | - система планирования деятельности предприятия; - механизм экономического стимулирования эффективного использования ресурсов и снижения издержек | |
Социальные | - повышение комфортности условий труда; - повышение квалификации работников | |
Экологические | - выпуск экологически чистой и безопасной продукции; - способы утилизации отходов; - использование безотходных технологий | |
Рыночно-конъюнктурные | - воздействие на формирование вкусов и спроса потребителей; - эффективность рекламы; - способы продвижения продукции на рынок | |
ВНЕШНИЕ | ||
Хозяйственно-правовые | - нормы ценового законодательства; - нормы налогового законодательства; - нормы защиты прав потребителя; - защита прав собственности; - нормы антимонопольного законодательства | |
Государственного регулирования хозяйственных процессов | - условия по ограниченности уровня дохода (индексация цен, регистрация цен и т.д.); - установление минимальных гарантий по заработной плате, индексация доходов и т.д. | |
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОДУКЦИИ
4.1. Научные и организационные основы планирования на предприятии
Сущность, назначение и принципы планирования.
Планирование представляет собой процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса мероприятий, определяющих направления и темпы развития производства, обеспечивающих его соответствие потребностям рынка, и на основе этого увеличение объема продаж и прибыли предприятия.
Планирование является главной функцией управления производством, поскольку успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества планирования, которое включает определение перспективных целей, способов их достижения и соответствующего ресурсного обеспечения.
Основные задачи планирования:
- увеличение объема продаж продукции, прибыли и рентабельности;
- повышение конкурентоспособности продукции;
- снижение издержек;
- создание новых рабочих мест.
Принципы планирования:
Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.
Принцип непрерывности заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.
Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия.
Принцип гибкости предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей.
Принцип точности определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть максимально конкретизированы и детализированы.
Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора лучшего варианта из нескольких возможных на всех этапах планирования.
Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования.
Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.
Методы планирования.
Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда для определения переменных величин.
Сетевой метод применяется при планировании подготовки производства новой продукции. Составляется Сетевой график подготовки производства.
Графические методы могут иметь различные формы: сетевой; линейный, который составляется в осях координат, где x – время работы, y – вид работы. По такому же методу рассматривается точка безубыточности предприятия, где x – объем производства, y – стоимость продукции.
Программно-целевой метод применяется при разработке сложных проектов, где участвуют много исполнителей.
Экономико-математические модели в планировании применяются в различных модификациях. Их смысл состоит в том, что составляется модель из ряда показателей и коэффициентов. Находится переменная планируемая величина (y), как зависимая от других факторов. Зная x1 и x2 на плановый период, можно рассчитать, например, планируемый расход электроэнергии.
Чаще всего применяются комбинации методов, которые должны основываться на системном научном подходе при изучении состояния предприятия, его внешней и внутренней среды.
Виды планирования и их краткая характеристика.
Выделяют два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики предприятия. В ходе данного планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели функционирования.
Оперативно-производственное планирование предполагает последующую детализацию технико-экономических планов предприятия. Оно предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства.
Классификация планирования
Признаки классификации планов | Виды планирования |
1. Цель планирования | - Оперативное, Тактическое, Стратегическое, Нормативное |
2. Уровень управления | - Фирменное, Корпоративное, Заводское и т.д. |
3. Методы обоснования | - Рыночное, Индикативное, Централизованное (директивное) |
4. Содержание планов | - Организационно-технологиченское, Социально-трудовое, Снабженческо-сбытовое - Инвестиционное, Бизнес-планирование и т.д. |
5. Сфера применения | - Межцеховое, Внутрицеховое, Бригадное, Индивидуальное |
6. Время действия | - Краткосрочное, Среднесрочное, Долгосрочное |
7. Стадии разработки | - Предварительное, Уточненное |
8. Степень точности | - Укрупненное, Уточненное |
Планирование производства и реализации продукции
План производства и реализации продукции является важнейшим и определяющим разделом годового плана и служит исходной базой для расчета потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.
Он составляется на основе: данных об изучении спроса на выпускаемую продукцию; плана технического развития предприятия; мероприятий по повышению эффективности производства; договоров на поставку продукции, прогноза изменения спроса; данных об обеспечении предприятия сырьем, материалами; сведений о наличии нереализованной продукции.
План производства составляется: 1) внатуральном выражении (применяются натуральные измерители, выражающие физический объем конкретных видов выпускаемой продукции).2) в стоимостном выражении. Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию.
Стоимостными показателями выпуска продукции являются валовая, товарная и чистая продукция.
Объем валовой продукции (Впр.) включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде.
Товарная продукция включает в себя объем выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции; полуфабрикаты, предназначенные для поставки на сторону; изделия и запчасти для своего капитального строительства и капитального ремонта; услуги вспомогательных цехов на сторону, своему капитальному строительству или непромышленным хозяйствам своего предприятия; инструменты и приспособления собственного производства, необходимые для поставки или зачисленные в основные средства своего предприятия.
Чистая продукция характеризует ту часть стоимости продукции, которая создана трудом работников данного предприятия.
Объем чистой продукции определяется путем вычитания из товарной продукции материальных затрат, а также суммы амортизации основных фондов. Применение данного показателя позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятия по выполнению ряда важнейших качественных показателей – производительности труда, фондоотдаче и др.
План продаж содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок может планироваться как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
По экономической структуре реализованная продукция идентична валовой и т