Эконометрическая модель в определении оптимальной стабилизационной политики
Эконометрическая оптимизационная модель на примере простой задачи принятий решений. Уравнение формирования цены сельскохозяйственного продукта от импорта этого товара. Желаемые значения целевых и уравняющих переменных, их оптимальные отклонения. Компромиссное решение поставленной задачи, минимизирующее потери. Использование метода неформального поиска.
Численное определение весовых коэффициентов нежелательных отклонений целевых и управляющих переменных. Расчет весовых коэффициентов на основе эквивалентных отклонений целевой и управляющей переменных. Априорное задание равновеликих весовых коэффициентов, их нахождение на основе решения оптимизационной модели. Эконометрическая оценка весовых коэффициентов при наличии благоприятной структуры модели, а также на основе результатов опроса при количественном (кардинальном) и порядковом (ординальном) измерений полезности.
Этапы построения оптимизационных ЭММ прогнозного типа
Понятие экономико-математического моделирования. Сущность экономико-математической модели. Структурная ЭММ: индексация, неизвестные величины, известные величины. Развернутая экономико-математическая задача по различным объектам агропромышленного комплекса. Постановка задачи, выбор экономико-математической модели для типичного предприятия, обоснование исходной информации, занесение данных в матрицу, решение задачи, корректировка оптимального решения, внедрение результатов в производство.
Этапы построения корреляционных моделей
Понятие о корреляционо-регрессионных зависимостях в агропромышленном комплексе. Корреляционные модели (КМ), их виды. Линейные и нелинейные КМ, однофакторные и многофакторные КМ. Основные этапы построения КМ. Выбор результативного и факторных показателей, качественные и количественные признаки. Сбор информации и проверка ее на достоверность. Выбор формы связи между результативным и факторными признаками. Расчет параметров и характеристик КМ. Эконометрические модели в анализе и планирование в АПК.
Классификация экономико-математических моделей
Виды и типы ЭММ, применяемых в агропромышленном комплексе. Оптимизационные модели линейного программирования, их сущность и применение. Модели межотраслевого баланса, их использование. Модели теории игр. Критерии решения статистических игр: Байеса, Лапласа, Вальда, Сэвиджа, Гурвица. Имитационные модели, их виды, сферы применения. Роль эконометрических моделей в АПК. Модели массового обслуживания. Основные характеристики задач МО. Разновидности моделей. Модели управления запасами. Простейшая модель Уилсона. Модели сетевого планирования и управления. Необходимость и целесообразность применения моделей сетевого планирования и управления в АПК.
6.10. ЭММ оптимального развития сельскохозяйственной организации
Постановка экономико-математической задачи: учет земельных, трудовых, кормовых, сырьевых, финансовых ресурсов. Взаимосвязь модели оптимизации программы развития сельхозпредприятия с ЭММ внутрихозяйственного планирования. Сущность поэтапной схемы оптимизации. Основные ограничения модели, краткая характеристика взаимосвязей. Методика обоснования исходной информации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ
Оценка 10 (десять) баллов
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем вопросам билета государственного экзамена, а также по дополнительным вопросам;
– точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
– безупречное владение инструментарием учебных дисциплин, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
– выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
– полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена;
– умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях, по дисциплинам вынесенным на государственный экзамен и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
– использование ссылок на действующее законодательство республики Беларусь;
– свободное владение сельскохозяйственной статистикой и экономической информацией;
– высокий уровень осмысления теоретических и практических вопросов;
– высокий уровень культуры при ответе на вопросы экзаменационного билета.
Оценка 9 (девять) баллов
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем вопросам билета государственного экзамена, а также по дополнительным вопросам;
– точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
– владение инструментарием учебных дисциплин, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
– способность самостоятельно решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
– полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена;
– умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях, по изученным дисциплинам;
– владение сельскохозяйственной статистикой и экономической информацией;
– высокий уровень культуры при ответе на вопросы экзаменационного билета.
Оценка 8 (восемь) баллов
– полные знания по всем вопросам билета государственного экзамена;
– использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
– владение инструментарием учебных дисциплин, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
– усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена;
– умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях, по изученным дисциплинам;
– использование сельскохозяйственной статистикой и экономической информации;
– достаточный уровень культуры при ответе на вопросы экзаменационного билета.
Оценка 7 (семь) баллов
– достаточно полные знания по всем вопросам билета государственного экзамена;
– использование научной терминологии и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
– владение инструментарием учебных дисциплин, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
– усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена;
– использование сельскохозяйственной статистикой и экономической информации;
– достаточный уровень культуры при ответе на вопросы экзаменационного билета
Оценка 6 (шесть) баллов
– достаточно полные знания по всем вопросам билета государственного экзамена;
– использование научной терминологии и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
– способность самостоятельно применять типовые решения в рамках программы государственного экзамена;
– усвоение основной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена;
– фрагментарное использование сельскохозяйственной статистикой и экономической информации;
– достаточный уровень культуры при ответе на вопросы экзаменационного билета.
Оценка 5 (пять) баллов
– достаточные знания в объеме вопросам билета государственного экзамена;
– использование научной терминологии и умение делать выводы;
– усвоение основной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена;
– отсутствие при ответе сельскохозяйственной статистикой и экономической информации;
– недостаточно высокий уровень культуры при ответе на вопросы экзаменационного билета.
Оценка 4 (четыре) балла
– минимально достаточный объем знаний в рамках вопросов билета государственного экзамена;
– усвоение основной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена;
– отсутствие при ответе сельскохозяйственной статистикой и экономической информации;
– низкий уровень культуры при ответе на вопросы экзаменационного билета.
Оценка 3 (три) балла
– недостаточно полный объем знаний в рамках вопросов билета государственного экзамена;
– знание части основной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена;
– незнание сельскохозяйственной статистикой и экономической информации;
– низкий уровень культуры при ответе на вопросы экзаменационного билета.
Оценка 2 (два) балла
– фрагментарные знания в рамках вопросов билета государственного экзамена;
– наличие в ответах грубых стилистических и логических ошибок;
– отсутствие знаний действующих нормативно-правовоых актов Республики Беларусь;
– незнание сельскохозяйственной статистикой и экономической информации;
– очень низкий уровень культуры при ответе на вопросы экзаменационного билета.
Оценка 1 (один) балл
– отказ от ответа.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА