Экономика и управление на предприятии
Горки
БГСХА
Программа рассмотрена и одобрена:
методической комиссией экономического факультета
протокол № __ от «___» 05 2014 г.
советом экономического факультета
протокол № __ от «___» 05 2014 г.
научно-методическим советом академии
протокол №___ от «___» 05 2014 г.
Составители: И.В Шафранская, О.П. Кольчевская, Л.В. Пакуш, Р.К. Ленькова, С.А. Константинов, Т.Л. Хроменкова, С.И. Некрашевич
Рецензенты: Р.К. ЛЕНЬКОВА, д.э.н., профессор, кафедры ММЭС АПК УО «БГСХА»
Л.В. ПАКУШ, д.э.н. профессор кафедры экономики и МЭО в АПК
Программа государственного экзамена по специальности 1–25 01 07 Экономика и управление на предприятии /Белорусская государственная сельскохозяйственная академия/ сост. И.В. Шафранская и др. Горки, 2014. 51с.
Программа регламентирует проведение итоговой государственной аттестации выпускников учреждения образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия» специальности 1–25 01 07 Экономика и управление на предприятии.
Для организаторов учебного процесса и внутренних аудиторов вуза по качеству подготовки специалистов.
© Составление. И.В. Шафранская и др., 2014
© Учреждение образования
«Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия», 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании; Правил проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 53 от 29.05.2012 г.; Порядка проведения итоговой аттестации студентов Белорусской государственной сельскохозяйственной академии от 28.04.2014 г. и включает программу государственного экзамена для студентов специальности 1-25 01 07Экономика и управление на предприятии.
Выпускник указанной специальности должен уметь решать следующие профессиональные задачи:
– планирование хозяйственной деятельности организаций различных форм собственности;
– применение методов и инструментов экономического обоснования инвестиционных и инновационных проектов в аграрном секторе экономики;
– управление экономическими процессами и деятельностью субъектов хозяйствования;
– разработка стратегии развития предприятий и организаций АПК;
– использование современных информационных технологий для решения экономических задач;
– оценка результатов хозяйственной деятельности организаций (предприятий) АПК, в том числе экономический анализ процессов в производственной деятельности;
– применение эффективных методов анализа и оценки деятельности субъектов хозяйствования.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:
Организационно-управленческая деятельность:
– обеспечивать устойчивое плановое развитие основных производственных и функциональных подразделений организации (предприятия);
– своевременно обновлять номенклатуру выпускаемой продукции на основе высоких технологий;
– управлять персоналом подразделения организации (предприятия) организационно-распорядительными, экономическими и социально-психологическими методами;
– владеть современной техникой принятия управленческих решений;
– использовать компьютерные информационные технологии в процессе трудовой деятельности;
– осуществлять контроль выполнения заданий, технологических процессов, культуры производства, трудовой, финансовой и технологической дисциплины;
– анализировать хозяйственную деятельность;
– осуществлять организационную, проектно-конструкторскую и технологическую постановку инновационных управленческих и экономических задач;
– проводить деловые совещания и переговоры, переписку с зарубежными партнерами;
– готовить распоряжения, проекты приказов, планов мероприятий и контрактов;
– планировать карьеру персонала;
– разрабатывать рациональную организационную структуру управления организацией (предприятием);
– организовывать модернизацию и производство новых видов продукции.
Планово-экономическая деятельность:
– разрабатывать перспективные, среднесрочные и текущие планы экономического и социального развития организации (предприятия) и его структурных подразделений;
– планировать производство;
– проводить комплексный экономический анализ всех видов деятельности организации (предприятия) и разрабатывать меры по эффективному использованию ресурсов, производственных мощностей с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;
– проводить систематический контроль за соблюдением подразделениями организации (предприятия) плановой дисциплины, ходом выполнения плановых заданий;
– подготавливать данные для периодической отчетности в сроки и по формам, установленным государственными органами статистики и анализа;
– разрабатывать нормы и нормативы затрат и результатов труда адаптированные конкретным производственным условиям;
– определять размеры тарифных ставок и должностных окладов работников на основе ЕТС и проводить расчеты по оплате труда и материальному стимулированию;
– разрабатывать проекты цен на продукцию организации (предприятия), а также планово-расчетных цен на продукцию и услуги структурных подразделений;
– составлять проекты плановых калькуляций на продукцию (работы, услуги) и их структурные элементы, смет затрат на различные виды деятельности организации (предприятия);
– обосновывать мероприятия по совершенствованию и расширению сферы действия коммерческого и внутрихозяйственного расчета;
– рассчитывать экономический эффект от внедрения инновационных проектов;
– разрабатывать нормативы затрат на основные виды сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемые в производстве;
– определять конкурентоспособность товаров, услуг, работ и организации (предприятия) в целом.
Информационно-аналитическая деятельность:
– систематизировать статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности организации (предприятия) и его подразделений;
– изучать результаты работы организации (предприятия) и его структурных подразделений и сопоставлять их с показателями других организаций (предприятий);
– выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию;
– проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;
– обосновывать мероприятия по внедрению передовых методов хозяйствования, методов и приемов труда, улучшению организации и обслуживанию рабочих мест, созданию благоприятных условий труда;
– разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в планы организации (предприятия) и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации;
– изучать и распространять передовой опыт планово-экономи-ческой деятельности и структурных подразделений организации (предприятия);
– уметь создавать и поддерживать в актуальном состоянии информационно-аналитическую базу организации (предприятия) с использованием современных средств и методов обработки данных.
Производственно-хозяйственная деятельность:
– владеть навыками ведения отдельных стадий производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия), включая: исследования и разработки, производство, маркетинг, формирование и использование ресурсов, продвижение товара;
– уметь принимать обоснованные решения;
– разрабатывать оперативные графики освоения новой продукции и осуществлять контроль за их выполнением;
– составлять оперативные задания структурным подразделениям на производство продукции;
– разрабатывать нормативы для оперативно-календарного планирования;
– осуществлять оперативный контроль за ходом производства, за обеспеченностью производства сырьем, материалами, за выполнением работ по внутрипроизводственной кооперации;
– планировать и анализировать производственную мощность, выявлять узкие места, готовить предложения по их устранению, вести учет простоев техники и оборудования;
– разрабатывать и внедрять наиболее эффективные методы оперативно-производственного планирования и текущего учета производства;
– принимать меры к ликвидации простоев в ходе производства, неполадок, аварий;
– проводить анализ производственной деятельности структурных подразделений по выполнению плана производства по объему, номенклатуре и ритмичности производства.
Научно-исследовательская деятельность:
– изучать и анализировать тенденции развития национальной экономики, ее отраслей и предприятий;
– использовать экономические законы и закономерности в управлении инновациями и инвестициями;
– проводить исследования в области методологии и методики планирования, ценообразования, учета и анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия) и его структурных подразделений;
– обосновывать систему показателей и методы оценки экономической эффективности функционирования организации (предприятия), отдельных видов деятельности и структурных подразделений;
– разрабатывать нормативно-технические и методические материалы, регулирующие хозяйственную деятельность организации (предприятия), логистические операции;
– разрабатывать стратегию и тактику осуществления производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия); исследовать механизм экологизации хозяйственных процессов.
Инновационная деятельность:
– осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям;
– определять цели инноваций и способы их достижения;
– работать с научной, технической и патентной литературой;
– разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;
– оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;
– применять методы анализа и организации внедрения инноваций.
Содержание программы
Государственного экзамена
Государственный экзамен по специальности является завершающим этапом как теоретической, так и практической подготовки экономистов-менеджеров. Он проводится с целью обобщения и систематизации знаний, а также проверки (оценки) уровня профессиональной подготовки будущих специалистов за период обучения по следующим дисциплинам:
· микроэкономика;
· экономика организации (предприятия);
· организация, нормирование и оплата труда на сельскохозяйственном предприятии;
· организация производства;
· менеджмент;
· эконометрика и экономико-математические методы и модели;
Экзаменационный билет включает два вопроса и одно практическое задание.
Дисциплина «Микроэкономика»