Бюджетно-налоговая политика: цели, виды, инструменты, эффективность.
Фискальная политика – это бюджетно-налоговая политика, направленная на регулирование совокупного спроса посредством изменения налогообложения и государственных расходов. Фискальная политика предусматривает решение следующих целей: изменение реального объема национального производства и занятости; контроль над инфляцией, ускорение экономического роста.
Фискальная политика подразделяется на стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика, или фискальная экспансия, в периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.
Сдерживающая фискальная политика, или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.
Фискальная политика включает: налоговую систему, государственные расходы, систему государственных займов. При этом используются два основных метода воздействия на экономику:
· система автоматических встроенных стабилизаторов;
· дискреционная фискальная политика.
Бюджетный дефицит и его финансирование.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью.
1) расходы = доходы (это сбалансированный бюджет (сальдо = 0)) – лучший вариант;
2) расходы ‹доходы (доходы – расходы› 0 – положительное сальдо (профицит));
3) расходы › доходы (дефицит). Качество дефицита бывает:
1) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества;
2) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
3) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Методы снижения бюджетного дефицита
1. Расходы = const, доходы растут.
2. Доходы = const, расходы падают.
3. Доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).
Пути финансирования бюджетного дефицита:
1) эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально-экономические последствия;
2) государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки, у которых имеются свободные денежные средства;
3) иностранные займы. Их предоставляет МВФ;
4) использование национального богатства. Увеличение ставок налогов является не методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения.
Государственный долг.
Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.