Основные методы расчета производственной программы
1. Метод, используемый при сравнительно постоянном контингенте потребителей (заводские, школьные столовые).
Здесь используются нормы среднего количества потребляемых блюд одним посетителем в единицу времени (день, неделя, время, год).
Последовательность расчета:
1. Расчет среднего количества планируемого выпуска блюд на одного человека в день.
где -коэффициент изменения количества потребляемых блюд в среднем на одного человека в плановом периоде;
- реализация блюд в базовом периоде (тысяч блюд);
- численность питающихся в среднем за день в базовом периоде;
- количество дней работы предприятия в базовом периоде.
2. Расчет годового плана выпуска блюд
где ЧПплан ─ среднедневное количество потребителей в плановом периоде, чел;
Дпл ─ количество дней работы предприятия в плановом периоде.
II Метод, используемый на предприятиях с изменяющимся контингентом посетителей
Последовательность расчета:
1. Расчет количества блюд, фактически выпущенных в базисном периоде на одно место в день, производится по формуле:
где - число посадочных мест в базовом периоде.
Расчет годового (квартального, месячного) плана выпуска блюд:
где - коэффициент изменения количества потребляемых блюд в расчете на одно место в день.
III. Метод, основанный на расчете пропускной способности зала и степени ее использования.
1. На основе пропускной способности зала.
Пропускная способность зала ─ это максимальное количество потребителей, обслуживаемых за период (день, месяц). Расчет планового количества блюд рассчитывается по формуле:
или
где - пропускная способность зала;
- время работы предприятия за день;
- время приема пищи одним посетителем, в мин. (в столовых, кафе самообслуживания – 20-30 мин.; буфет, закусочная – 15-20 мин.).
- нормативная площадь зала на одного посетителя (равна 1,9 кв.м.);
- площадь зала;
- коэффициент использования пропускной способности зала.
где - пропускная способность по базовому периоду;
- среднее количество блюд на одного посетителя в плановом периоде;
- количество рабочих дней в плановом периоде.
2. На основе оборачиваемости одного места
Оборачиваемость одного места ─ это число потребителей, приходящееся на одно место на предприятии, за день. Она рассчитывается по формуле:
где - среднедневное количество посетителей в периоде, рассчитывается по пропускной способности;
- число посадочных мест.
Максимальное значение этого показателя можно определить, исходя из максимального количества потребителей, то есть пропускной способности:
Тогда можн6о рассчитать плановый выпуск блюд.
ВБпл=ЧПпл*Дпл*Бпл
Дпл - кол-во раб.дней в плановом периоде
Бпл – среднее количество блюд на 1 посетителя в плановом периоде
- максимальная оборачиваемость 1 места
- коэффициент оборачиваемости 1 места
ЧМпл- количество посадочных мест в плановом периоде
Коэффициент оборачиваемости одного места определяется по формуле:
ОБмфакт- фактическая оборачиваемость 1 места
4. Расчет производственной программы исходя из производственной мощности и степени ее использования.
Расчет планового выпуска блюд за период (год, квартал, месяц).
- производственная мощность кухни за период (штук, блюд);
- продолжительность работы столовой за день, в мин.;
- время простоя оборудования;
- емкость котлов, в литрах;
- коэффициент заполнения котлов;
- средняя продолжительность одной варки, в мин.;
- объем, емкость одного блюда;
- коэффициент использования производственной мощности.
Дпл- число рабочих дней в плановом периоде
N- количество котлов
ВБ факт – количество фактически выпускаемой продукции за период.
В заключении расчетов производственной программы, чтобы перейти от натуральных измерителей к стоимостным, т.е. определить товарооборот по продукции собственного производства.
ВБ нат- производственная программа в натуральных измерителях
- среднегрупповая цена на количество блюд и полуфабрикатов, кулинарных и др. изделий.
Общий валовой товарооборот предприятия питания можно рассчитать методами:
1. скользящей средней;
2. с использованием средних величин изменений товарооборота в стоимостном выражении;
3. исходя из потребности в прибыли.
Механизм экономического обоснования объема и структуры товарооборота предприятия питания включает в себя определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, эффективности действующего законодательства.
Планирование предполагает определение перспективных целей, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Основными стадиями целевого планирования являются. поиск целей;
придание цели количественной определенности; анализ и упорядочение цели; проверка цели на реализуемость; принятие решения; осуществление целей; проверка и уточнение целей.
Масштабы планирования зависят от объекта планирования, типа предприятия питания, организационного построения предприятия питания и временного фактора. Долгосрочное планирование в основном характерно для крупных ресторанов в условиях насыщенного рынка. Текущее оперативное планирование осуществляется на различных предприятиях.
Роль процесса внутрифирменного планирования в условиях кризисного состояния экономики значительно выросла. Внутрифирменное планирование в целом и любого конкретного количественного показателя (в частности, товарооборота) состоит из шести этапов:
1) анализ ситуаций;
2) планирование целей (результатов);
3) планирование средств, необходимых для достижения целей;
4) принятие решений;
5) планирование реализации;
6) контроль (по критерию успеха).
В условиях еще достаточно высокого уровня монополизма и отсутствия (или слабой) конкуренции среди предприятий питания.
Формулировка целей в процессе планирования связывается с созданием основ мотивации и пробуждением заинтересованности работников предприятий в их достижении.
По возможности измерения цели подразделяются на экономические, качественные, стратегические. Суть экономических целей в общем виде формулируется как повышение прибыли на вложенный капитал.
Классификация экономических целей:
результативные (степень использования мощностей предприятия питания; качество обслуживания; доля предприятия на рынке, каналы товародвижения; пропускная способность, качество продукции);
количественные (объем и состав товарооборота; готовность продукции к потреблению; уровень и структура издержек; товаро-оборачиваемость; прибыль, рентабельность, ликвидность);
финансовые (высокая платежеспособность, ликвидность; возможность резервирования прибыли, размеры резервных фондов; соотношение собственных и заемных средств, высокая эффективность их функционирования, структура и объем инвестиционной и финансовой программы).
Качественные цели тесно связаны с экономическими. Если они не определены, то экономические цели могут быть недоступны вообще или достигнуты при больших нерациональных затратах.
В условиях демонополизации предприятий торговли и питания, разгосударствления и приватизации перед хозяйствующими субъектами встают три важнейшие проблемы, которые могут стать целевыми (стратегическими) установками:
1) получение прибыли;
2) завоевание и расширение доли рынка, на котором работает предприятие;
3) завоевание доверия клиентов.
От решения этих проблем зависят объем и темпы роста товарооборота.
Исходя из сути товарооборота, механизм экономического обоснования планового объема и структуры реализации включает в себя определение условий осуществления продаж; контроль за процессом реализации.
В конъюнктурных колебаниях (циклах) различают четыре стадии: депрессию, подъем, бум и спад. Все эти стадии оказывают воздействие на разработку целей, принятие решений, определение плановых показателей, результативность работы предприятия.
Для стадии депрессии характерны самые низкие уровни производства, оборота, цен, спроса на товары, основные фонды, труд и капитал, высокие издержки, безработица, низкая прибыль. При подъеме начинает увеличиваться производство, оборот, прибыль, замедляется рост цен, возрастает склонность к покупкам, увеличивается число рабочих мест. В стадии бума обеспечивается полная загрузка производственных мощностей, растут цены, сверхзанятость, активизируется научно-техническая деятельность. При спаде из-за высоких цен сдерживается реализация всех услуг (товаров), спрос уменьшается, наблюдается спад производства, и все это ведет к кризису.
Следовательно, при планировании объема товарооборота необходимо учитывать стадии конъюнктурных колебаний.
Вторым основополагающим принципом экономического обоснования объема розничного товарооборота является обеспечение необходимой взаимосвязи динамики показателей эффективности работы предприятий общественного питания и форм интенсификации. Динамика взаимосвязи показателей представляет собой норматив эффективности использования ресурсов и затрат.
В таком нормативе на первый план выдвигается получение необходимой массы прибыли, достижение конкретного объема товарооборота и рост физической массы продаж, обеспечение соответствия предлагаемой к реализации продукции спросу населения. С одной стороны, данная стратегия основана на обеспечении сбалансированности товарооборота и прибыли, с другой — товарных ресурсов, товарооборота и спроса населения по объему и структуре, а также на выработке оптимальных пропорций их развития.
Чтобы решать задачи различного уровня сложности и повысить точность расчетов, при разработке прогноза товарооборота используется комплекс простых и сложных методов прогнозирования, поскольку никакой из методов не может в полной мере учесть все параметры и аспекты развития рынка.
План товарооборота общественного питания составляется в определенной последовательности. Основная его часть — реализация продукции собственного производства, разрабатываемая на базе производственной программы (оборота собственной продукции в натуральном исчислении). Поэтому первоначально рассчитывают производственную программу предприятия.
Так как в состав предприятия могут входить хозяйственные единицы, имеющие различную специализацию (кафе быстрого обслуживания), типы (столовая, кафе, ресторан), разный состав обслуживаемого контингента, спрос, то в каждом конкретном случае используются различные методы.
К основным методам расчета производственной программы и обеденной продукции относятся:
используемый при сравнительно постоянном контингенте потребителей;
используемый на предприятиях (структурных подразделениях) с изменяющимися контингентами потребителей;
основанный на расчете пропускной способности зала и степени ее использования;
4. Планирование величины товарных запасов предприятия оптовой торговли
Товарные запасы представляют собой предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения. Это товар, ожидающий часа своей продажи. Как только товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и уже не является товарным запасом. Товарный запас - это количество товаров определенного вида, сорта, находящихся на данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах, на витринах магазина
Оптовые запасы - это товары и готовая продукция, сосредоточенные в местах хранения для последующей поставки торгующим предприятиям и другим потребителям крупными оптовыми партиями в целях последующей реализации их потребителям через розничные торговые сети. К оптовым запасам относятся товары, находящиеся на складах и складских базах производственных предприятий, оптовых торговых предприятий, товарно-сбытовых организаций, а также в пути в процессе их транспортировки. Оптовые запасы являются макроэкономическим показателем количества производственных и товарно-материальных запасов на оптовых складах и в сфере оптовой торговли.
Планирование величины товарных запасов в оптовой торговле.
Нормативный метод.
В оптовой торговле величина товарных запасов в днях рассчитывается:
П / 2 – запас текущего пополнения
П – период полного обновления представительного ассортиментного набора.
Т – количество разновидностей, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем
К – количество разновидностей товара в одной партии
Т / К – коэффициент подсортировки
- нормируемый интервал между очередными поступлениями товара (берется по опыту прошлых лет).
С – страховой запас в днях.
З – запас на время приемки и подготовки товаров к продаже (1-3 дня)
- запасы в пути (транспортный запас), устанавливаются по данным прошлых лет. (время в пути 2-4 дня).
Необходимая величина товарных запасов в сумме по каждой группе товаров определяется умножением норматива в днях на однодневный плановый оборот оптовой торговли.
2. По коэф-ту эластичности от оптового т/оборота.
3. Методом скользящей средней.
47. Сущность и этапы стратегического планирования.
СП отлич-ся от оперативного и тактического планирования:СП опред-ет, что
должно быть сделано, а тактическое и оперативное устанавливает, как это должно быть
сделано с указанием определенных этапов и сроков их выполнения.
СП как процесс отвечает на следующие вопросы:
1. куда мы идем, т.е. должны быть сформулированы цели и задачи п/п на десятилетний период (более 3-х лет). 2. какова окружающая среда, т.е. должна быть проанализирована внешняя среда (определить угрозы и возможности). 3. как достигнуть запланированного, т.е. какие должны быть шаги для достижения целей, и как размести ресурсы. Функции СП:1)Задает перспективные направления развития п/п. Опред-ет основные виды его деятельности. Позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность.2) Устанавливает каждому подразделению четкие и конкретные цели, которые согласуются с общей стратегией.3) Координирует усилия всех функциональных служб п/п.4) Позволяет оценить сильные и слабые стороны п/п с точки зрения конкурентоспособности продукции, возможностей ограничений и изменений окружающей среды.5) Определяет альтернативные действия п/п на длительный срок.6)Создают основу для распределения экономических ресурсов.7)Объединяет основные функции планирования, организации, управления, контроля и оценки работы п/п в единую систему современного управления. Процесс СП включает следующие этапы:1)Определение миссии п/п (или корпоративная миссия, или концепция бизнеса). Характеризует направление в бизнесе, на которое п/п ориентируется исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкретных преимуществ;2)Формулирование целей и задач. Они должны создавать мотивацию работников. В систему целей должны включать 4 типа целей: количественные, качественные, стратегические и тактические. Цели для нижележащих уровней п/п рассматриваются как задачи.3)Анализ и оценка внешней среды предполагает исследование двух е компонентов: макросреды и микросреды (непосредственного окружения);4)Анализ и оценка внутреннего состояния (среды п/п). Он позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать п/п в конкурентной борьбе для достижения своих целей; 5) Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии. Это процесс является основой СП, т.к. в нем предпринимаются решения о том, как п/п будет достигать своих целей и реализовывать миссию.
Кроме того, если рассматривать процесс стратегического менеджмента, то он дополнительно включает этапы: 6) Реализация стратегии по средствам разработки тактического, оперативногс планов, бизнес-плана. 7)Оценка и контроль реализации стратегии. Задачи контроля А) определение системы контролирующих параметров. Б) оценка состояния параметров контролируемого объекта и выяснение причин отклонения от них. В) корректировка показателей плана, хода реализации стратегии или целей. Это главное отличие стратегического контроля от оперативного, при котором цель текущего плана являются незыблемыми. Преимущества СП:1)Единственный способ формального прогнозирования будущих проблем и возможностей 2)Оно обеспечивает руководству средства создания плана на длительный срок 3)Дает основу для принятия решения и способствует при этом снижению риска. 4)Обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей
Недостатки СП: 1)Не дает детального описания будущего, а только качественное описание состояния, к которому должно стремиться п/п, чтобы выжить в конкурентной борьбе. 2)Не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. 3)Требует больших затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным, перспективным планированием. 4)Негативные последствия ошибок СП серьезнее, чем в традиционном, перспективном. 5)СП должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана, т.к. эффект может дать не планирование, а стратегическое управление, основой которого является СП.
48 . Классификация видов планирования и ситема планов п/п.
Классифицируются:1. По содержанию плана: - Стратегическое планирование – ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития п/п (увеличение доли рынка). ; - Технико-экономическое планирование– это разработка системы показателей развития техники и экономики п/п. Их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. При этом обосновываются объемы производства на основе спроса и предложения, выбираются производственные ресурсы, устанавливаются нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели ; - Оперативно-производственное планирование – это развитие и завершение технико-экономических планов п/п. При этом устанавливаются текущие производственные задания цехам, участкам, рабочим местам ; - Организационно-технологическое планирование – это разработка и обоснование организационно-технических мероприятий ; - Социально-трудовое планирование – это планирование социального развития, потребности в персонале, роста производит-ти труда, форм и систем его оплаты, мотивации и стимулирования труда. - Снабженческо-сбытовое планирование ; - Финансово-инвестиционное планирование. Бизнес планирование – это оценка целесообразности внедрения каких-либо мероприятий, инноваций, требующих для своей реализации крупных инвестиций.
2. По уровню управления: В зависимости от числа линейных звеньев различают три уровня планов:
- Фирменное (корпоративное, заводское планирование) – относится к высшему управленческому звену ; - Цеховое планирование – относится к среднему уровню ; - Производственное планирование – охватывает отдельные объекты: участок, бригаду, рабочее место, это нижний уровень.
3. По методам обоснования: - Директивное (административное, централизованное) – это установление вышестоящим органом подчиненному п/п плановых заданий, обязательных для исполнения. Кроме этого оно используется в текущем планировании внутри п/п ; - Индикативное (рыночное) планирование, т.е на основании спроса и предложения, а также на основании макроэкономических регуляторов (индикаторов), к ним относятся: ставки налогов, уровень инфляции, проценты за кредит, минимальный уровень заработной платы, ставки рефинансирования.
4. По времени действия: - Долгосрочное (более 5 лет) ; - Среднесрочное (1-5 лет) ; - Текущее планирование охватывает этот период в пределах года, включая: полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное.
5. По сфере применения: межцеховое, внутрицеховое, бригадное, индивидуальное.
6. По стадии разработки: предварительное, окончательное.
7. По типам целей: укрупненное (агрегированное), уточненное (детальное).
8. По типам целей: - Стратегическое – это совокупность главных целей п/п и основных способов их достижения; - Тактическое – это последовательная реализация стратегии п/п, позволяющей ему адаптироваться к изменениям внешней среды за короткий промежуток времени (1-2 года) ; - Оперативно-календарное планирование – это завершающий этап в планировании производственно-хозяйственной деятельности п/п. Его задача состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной ритмичной работы п/п и его подразделений.
Система планов п/п, их взаимосвязьСистема планов п/п включает следующие плановые документы:
1. Стратегический план п/п. 2. Сводный тактический план (план социально-экономического развития п/п). 3. Бизнес план. 4. Оперативный план. 5. Программы и проекты. На п/п может разрабатываться весь перечень плановых документов, а может и часть из них.
1.Стратегический план.В нем намечаются стратегические цели п/п, основные ориентиры их достижения: планирование роста и развития п/п, инновационное планирование.
Он включает: - видение – это философия бизнеса, обоснование существования п/п; - миссию – это цель, для которой п/п существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде; - цели, которые выражают отдельные конкретные направления деятельности п/п; - выбранные стратегии действий.
Функции стратегического плана:1.Является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях, так как общие цели, определенные в нем, далее конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами; 2. Является ограничителем для планов более низких уровней, так как ограничивает количество ресурсов, необходимых для решения задач тактического и оперативного планирования.
2.Сводный тактический план. Он включает разделы: - Основные показатели деятельности п/п: объем производства и реализации, прибыль, затраты на 1 руб. товарной продукции, численность персонала, средняя зарплата, капиталовложения, среднегодовая стоимость активов и показатели их использования ; - План маркетинга. Его показатели: объем реализации, объем экспорта, доля рынка, запасы готовой продукции, затраты на маркетинг ; - План производства. Его показатели: товарная продукция, производство основных видов продукции, показатели качества, доля новой продукции, производственная мощность, изменение незавершенного производства; - План организационно-технического развития (план инноваций). Содержит перечень мероприятий с указанием сроков, экономических результатов, затрат, ответственных за внедрение ; - План материально-технического обеспечения. Его показатели: потребность в материально-технических ресурсах, объем закупок, производственные запасы, транспортно-заготовительные расходы ; - План по труду и социальному развитию. Содержит показатели: численность персонала, фонд оплаты труда, средняя заработная плата, прочие расходы на персонал, качественный состав персонала, эффективность его использования, динамика производительности труда, показатели, характеризующие улучшение состояния условий труда и техники безопасности ; - План охраны природы и рационального использования ресурсов. Содержит перечень мероприятий по охране природы и рациональному использованию водных ресурсов, воздушного бассейна, земель, лесных и минеральных ресурсов, показатели, характеризующие состояние охраны и использования ресурсов ; - План по себестоимости продукции и издержкам обращения. Его показатели: затраты по экономическим элементам, себестоимость товарной продукции по статьям калькуляции, себестоимость основных видов продукции и услуг, издержки обращения и их уровень, затраты на 1 руб. товарной продукции, динамика себестоимости продукции и издержек обращения ; - План капитальных вложений и капитального строительства. Он содержит объемы капитальных вложений по направлениям и источникам финансирования, ввод объектов капитального строительства, основных фондов и производственных мощностей ; - Финансовый план. Его показатели: финансовые результаты, распределение прибыли, состав активов и пассивов, показатели движения денежных средств, рентабельности, деловой активности, ликвидности, финансовой устойчивости.
3. Бизнес план.Это план развития п/п, необходимый для освоения новых сфер деятельности. Его отличие от традиционного плана состоит в том, что он учитывает не только внутренние цели п/п, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу (инвесторы и потребители продукции). Отличие его от стратегического плана в том, что он включает не весь комплекс целей, а только одну из них, связанную чаще с созданием и развитием нового бизнеса. Кроме этого, бизнес-планы являются инструментом реализации стратегического плана.
4. Оперативные планы п/п.Оперативные планы являются заключительным этапом производственного планирования и предназначаются для конкретизации текущих (годовых) планов. Задачи перспективных планов уточняются в текущих, а последние, в свою очередь, корректируются с учетом фактического состояния производства в оперативном плане. Конечная его цель - обеспечить выполнение намеченных заданий в натуральных и стоимостных показателях по выпуску продукции, выполнению работ и оказанию услуг.Оперативные планы детализируют задания непосредственно исполнителям — цехам, участкам, рабочим местам, службам, бригадам и т.п. на короткие периоды времени (месяц, неделя, сутки). Их задачи — обеспечение равномерной загрузки мощностей п/п, выполнение плана производства в соответствии с принятой номенклатурой, в предусмотренном количестве, качестве, в установленные сроки, с наименьшей длительностью производственного цикла.
Важнейшая задача оперативного планирования — обеспечить слаженную работу всех звеньев п/п, равно как увязку с работой соисполнителей, подсобных производств и обслуживающих хозяйств. Оперативные планы – средство координации технологически-организационной и экономической деятельности всех подразделений и работников, участвующих в изготовлении продукции, выполнении работ и оказании услуг. Они необходимы для контроля за использованием производственных ресурсов и рабочей силы. Содержание оперативного плана заключается в доведении производственной программы и основных технико-экономических показателей до непосредственных исполнителей.
5. Программы и проекты. Программы определяют развитие одного из важных аспектов деятельности п/п, имеют одну цель и перечень мероприятий для ее реализации. Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на выполнение какой-либо цели, имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры.
49. Методы планирования.
Совокупность методов, приемов разработки и расчета планов всех уровней составляет методику планирования. Под методикой понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения планов и показателей.
В процессе планирования используются следующие методы: 1) Балансовый метод,заключается в сопоставлении потребности и наличия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и, при отсутствии равновесия, определении источников их покрытия для выполнения намеченных целей. Балансовый метод является важным инструментом анализа и прогнозирования развития национальной экономики. На уровне п/п он позволяет судить о наличных производственных мощностях п/п, их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования, планировать выпуск товаров в маркетинговом мониторинге, получить четкое представление об использовании фонда времени работы оборудования, а также о фонде рабочего времени персонала и его структуры. 2) Нормативный метод разработки и обоснования планов,а такжерегулирования производственной деятельности посредством норм и нормативов. При их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и ориентироваться на передовой опыт наиболее успешных п/п. Нормативный метод основан на применении норм и нормативов: норматива зарплаты на изделие при планировании фонда оплаты труда, норм времени при планировании производственной программы, нормативов численности при планировании потребности в персонале. 3)Факторный (расчетно-аналитический) метод, при его использовании, зная фактическую величину показателя в базовом периоде определяется влияние на него различных факторов в плановом периоде и после проведения расчетов определяют его плановую величину ; 4)Программно-целевой метод – это разработка целевых комплексных программ для достижения одной или группы целей ; 5)Экономико-математические методы и модели – это использование моделей линейного программирования (составление программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах, оптимальных загрузках оборудования), и выбор оптимальной модели по определенному критерию (максимальной прибыли, минимальным издержкам) при использовании функциональных возможностей информационных технологий для управления производством, затратами и финансами ; 6)Экономико-статистические методы (экстраполяции, скользящей средней, по коэффициенту эластичности и т.д.) основаны на использовании данных прошлых периодов ; 7)Экспериментальный метод основан на анализе и обобщении опытных данных ; 8)Инженерно-экономический– это расчеты по эффективности внедрения организационно-технических мероприятий, новой техники, технологии ; 9)Проектно-вариантный – это разработка нескольких вариантов проекта и выбор оптимального варианта ; 10)Методы специальных исследований применяются при планировании процессов, не поддающихся количественной оценке (влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует проведения социологических исследований с помощью анкетирования, интервьюирования ; 11)Сетевой метод планирования – это графическое отражение содержания работ и продолжительности выполнения планов. Используется при составлении стратегических планов и долгосрочных комплексов различных видов деятельности п/п: проектной, плановой, организационной, при освоении выпуска новых изделий ; 12)Метод системного анализа и синтеза. Специфика его состоит в разложении экономических систем и протекающих в них процессов на их составные части и на этой основе определения ведущих звеньев, узких мест, ключевых проблем производства; 13)Экспертные (оценочные) или эвристические методы предусматривают выяснение мнения специалистов – экспертов по существу какой-либо проблемы планирования. Широко известны такие методы организации работы экспертов, как: «мозговая атака», «мозговой штурм» «Дельфи», и др.
54. Основные принципы построения и виды технологических планировок торгового зала
При выборе системы расстановки торгового оборудования используют различные виды технологической планировки торгового зала. В зависимости от способа размещения оборудования в торговом зале и схем движения покупателей, выделяют следующие основные видыпланировки:
• решетка;
• трек;
• выставочная;
• смешанная.
Вариант технологической планировки торгового зала выбирается в зависимости от метода продажи, ассортимента товаров, архитектурно-планировочного решения торгового зала, типа оборудования.
Технологические схемы размещения оборудования в торговом зале должны обеспечивать следующие условия.
четкую ориентацию покупателей в торговом зале;
оптимизацию покупательских и товарных потоков;
рациональное размещение и выкладку товаров в торговом зале;
сокращение времени на приобретение товаров;
широкий ассортимент товаров и удобства при совершении покупки;
эффективное использование торговых площадей при соблюдении требований СНиП;
удобства для персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале и обслуживании покупателей.
Используют следующие основные формы размещения оборудования в торговом зале: линейную (продольную и поперечную); боксовую, выставочную, смешанную.
Линейная планировка позволяет формировать желаемые направления потоков покупателей, проектировать единый узел расчета, создать лучшие условия для выкладки и отбора т