Процесс принятия управленческих решений:хар-ка стадий и этапов.
Процесс подготовки и принятия рациональных управленческих решений складывается из нескольких стадий. На первой стадии готовится управленческое решение. Эта стадия распадается на несколько отдельных ступеней. 1) Обнаружение проблемы и ее формулирование. 2) Анализ управленческих решений. 3) Определение целей. 4)Разработка всех возможных вариантов решения проблемы, которые позволяют достичь поставленных целей, составление списков вариантов. 5) Выявление ограничений для принятия решений и выбор критериев для отбора вариантов. 6) Ранжирование критериев для отбора вариантов по степени важности. 7) Отбор вариантов решения в соответствии с ограничениями и критериями, составление их списка. 8) Оценка отобранных с учетом ограничений и критериев вариантов решения с точки зрения вероятности получения желаемого результата с точки зрения рискованности, выбор окончательного варианта. На этом подготовка управленческого решения заканчивается и начинается второй этап – этап принятия решения. 1)На первой стадии принятия решения проводится согласование принятого решения с теми, кого оно непосредственно затрагивает, и выработка на основе согласования окончательной формулировки решения. 2) Установление наиболее подходящей формы для данного управленческого решения – приказ, распоряжение, постановление, план, инструкция и т.д. 3) Утверждение принятого решения.
Последний этап – этап реализации решения. На этом этапе можно выделить следующие стадии: доведение решения до исполнителей, разъяснение и пропаганда решения, контроль за ходом выполнения решения и корректировка решений при необходимости
Первоочередная задача менеджеров — это решение проблем. Менеджер должен: осуществить анализ хозяйственной деятельности; уметь руководить трудным совещанием; убелить покупателя изменить свой заказ; проконсультировать подчиненного по вопросам внесения изменений в его служебную карьеру; урегулировать конфликт; справиться с личными стрессами и т.д. Проблемы, которые встают перед менеджером, многообразны. Существуют различия в типах принимаемых руководителями решений и относительной трудности проблем, требующих решения. М.Вудкок и Д.Фрэнсис выделяют четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.
Уровень 1 — рутинный. Принимаемые решения на этом уровне пред-оавляют собой часть обычной рутины. Руководитель ведет себя в соответствии с имеющейся программой, подобно компьютеру, распознающему ситуации и поступающему заранее предсказуемым образом. Функция менеджера состоит втом, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуации, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий. Трудности здесь могут возникнуть, если руководитель не обладает чутьем, неверно трактует имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действует нелогично, принимает ошибочные решения или проявляет нерешительность либо вовсе не может обеспечить эффективных действий в нужное время. Руководитель, правильно оценивающий ситуацию, делающий верные выводы и разумно действующий, добивается того, чего от него ждут. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.
Уровень 2 - селективный. На этом уровне требуется некоторая доля инициативы и свободы действий, однако в определенных границах. Руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и стремится выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме. Результативность зависит от способности руководителя выбрать направление действий с максимальной вероятностью и от того, что оно окажется приемлемым, экономичным и эффективным.
Уровень 3 — адаптационный. На этом уровне встречаются дополнительные трудности, так как здесь руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым. Обычно здесь имеется набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех руководителя зависит от его личной инициативности и способности сделать прорыв в неизвестное. Подобные решения дают ответ, который мог существовать и ранее, но в иной форме. Руководитель ищет новое решение известной проблемы.
Уровень 4 — инновационный. Проблемы этого уровня наиболее сложны и требуют наибольшего внимания менеджера. Для того чтобы добиться удовлетворительного результата, к ним необходимо применить совершенно новый подход. Зачастую проблемой может быть та, которую плохо поняли ранее, и ее решение требует абсолютно новых представлений и методов. Руководитель должен уметь понимать совершенно неожиданные проблемы, решение которых требует от менеджера развития в себе мышления применительно к изменяющимся условиям. Не исключено, что для решения современных сложных проблем может потребоваться создание новой отрасли науки или технологии.
Г.Симон различает два вида решений: запланированные и спонтанные. В случае, когда возникшая проблема уже известна, имеется программа ее решения, «интеллектуальный файл». С такими проблемами можно справиться, несмотря на их количество. Для новой проблемы программы решения нет. Она требует обдумывания. При этом полезно использовать рациональный подход, включающий три последовательных этапа:
1) обдумывание проблемы,
2) проект,
3) выбор.
Рассмотрим эти этапы более подробно.
Обдумывание. Четкий анализ проблемы. На этом этапе поищите похожие проблемы, убедитесь, что та проблема, которой Вы собираетесь заняться, - действительно проблема, а не просто симптом чего-то более серьезного. Займитесь поиском информации, связанной с ее разрешением. Найдите точное определение критериев, которым должен удовлетворять ответ. Одни из этих критериев могут быть важными, другие - желаемыми, но несущественными.
Проект. Систематический поиск возможных решений. На этом этапе будьте готовы включить в список возможных ответов наряду с обычными и новаторские, необычные. Если Вы - лидер команды, поощряйте подобные ответы и полумайте о способах, с помощью которых можно усовершенствовать Вашу собственную способность и способность сотрудников Вашей группы находить подобные ответы (например, «мозговой штурм»).
Выбор. Протестируйте ответы по выбранному ранее критерию. Выберите решение, которое при тестировании оказалось наилучшим. К тому моменту, когда Вы достигнете последнего этапа, возмож-но, Вы воспримете проблему под другим углом зрения и будете готовы начать все сначала. По мере следования по этому систематическому пути Вы, возможно, измените свое мнение либо относительно проблемы, либо относительно критериев, которым решение этой проблемы может удовлетворить. Тогда необходимо пройти по кругу еше раз. Первый круг может привести к пересмотру проблемы, к переопределению ее, к повторному уточнению критериев, которым должен удовлетворять ответ.