Пргонозирование темпов роста общественного производства.
Прогнозирование темпов экономического роста является центральной проблемой, которую призваны решать государственные экономические и хозяйственные органы в процессе разработки общегосударственных и региональных программ, стратегических и текущих планов экономического и социального развития страны.До недавнего времени существовала и в определенной степени может быть использована следующая методика. Так, на предварительной стадии разработки проекта стратегического плана экономического и социального развития величина совокупного общественного продукта, национального дохода и темпы их роста в планируемом периоде определялись на основе укрупненных расчетов с учетом влияния на величину этих показателей личного и вещественного факторов. Такого рода расчеты велись на основе использования трех взаимодополняющих друг друга методов.
Первый метод. Основан на определении величины и темпов роста совокупного общественного продукта исходя из прогнозируемой динамики численности населения, занятого в сфере материального производства, и намечаемого в плановом периоде уровня производительности совокупного общественного труда. В таком случае расчет осуществляется по следующей формуле:
П t+n = Tpt x Пmt+n + Tpt+n x Пmt+n x K, где:
П t+n - совокупный общественный продукт в планируемом периоде;
Tpt - численность населения, занятого в материальном производстве в базисном периоде;
Tpt+n - прирост численности населения, занятого в народном хозяйстве в плановом периоде;
Пmt+n - уровень производительности общественного труда в плановом периоде;
K - коэффициент, характеризующий долю прироста численности занятых в отраслях материального производства в общем приросте трудовых ресурсов в планируемом периоде.
Пример. Определить темпы роста общественного продукта в плановом периоде, если известно (цифры условные), что: Пt равен 700 млрд руб.; Тpt - 90 млн чел.; Tpt+n -5 млн чел., К - 0,5; Пmt+n - 8 тыс. руб. Объем общественного продукта в плановом периоде составит в нашем примере 740 млрд руб. (90 млн чел. х 8 тыс. руб.) + (5 млн чел. х 0,5 х 8 тыс. руб.). Тогда темп роста общественного продукта будет равен 105,7% (740 : 700 х 100).
Второй метод расчета темпов роста общественного продукта базируется на учете влияния на его динамику величины основных производственных фондов в плановом периоде и эффективности их использования. При этом применяется следующая формула:
П t+n = Фопt x Фоt + Фопt+n x Ф0 t + n , где:
Фопt - основные производственные фонды на начало планируемого периода;
Фопt+n - прирост основных производственных фондов в планируемом периоде;
Фоt и Ф0 t + n - уровень фондоотдачи с фондов, действовавший на начало планируемого периода и планируемый с вновь вводимых фондов.
Пример. Определить темпы роста общественного продукта в плановом периоде, если известно (цифры условные), что стоимость основных производственных фондов на начало планируемого периода составляла 1500 млрд руб., а на его конец - 1600 млрд руб. Фондоотдача на действующих и вновь вводимых фондов соответственно составляла 800 и 850 руб. В таком случае общественный продукт составит (1500 х 800) + (1600 - 1500) х 850 - 1200 + 100 х 850 = 1285 млрд руб., а темп роста общественного продукта (1285 : 1200 х 100) - 107,1%.
Третий метод расчета темпов общественного воспроизводства основан на исчислении следующих основных факторов:
а) доли национального дохода в общественном продукте;
б) доли фонда накопления в национальном доходе;
в) доли накопления производственных фондов в общем фонде накопления (в некоторых случаях накопление в форме основных производственных фондов);
г) фондоемкости производства продукции (в необходимых случаях фондоемкость по отношению к основным производственным фондам).
Для расчетов может быть использована следующая формула:
t = r x a x c x Фсt+n, где:
t - темп роста общественного производства в планируемом периоде;
r - доля национального дохода в общественном продукте;
a - доля фонда накопления в национальном доходе;
c - доля накопления производственных фондов в общем фонде накопления;
Фсt+n - фондоемкость общественного производства в плановом периоде.
Количественная мера этих факторов определялась на основе данных, содержавшихся в отчетных балансах народного хозяйства, с учетом возможных изменений в планируемом периоде. Если, допустим, доля национального дохода в общественном продукте в плановом периоде была бы равна 0,54, фонда накопления в национальном доходе -0,25, накопления производственных фондов в общем фонде накопления - 0,82, а фондоемкость общественного производства -1 (иначе говоря, для создания единицы совокупного общественного продукта потребовалась бы работа единицы производственных фондов), то возможный темп прироста общественного продукта в плановом периоде составил бы 11% (0,54 х 0,25 х 0,82 х 1), а темп роста - 111%.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОПОРЦИЙ МЕЖДУ ПРИЗВОДСТВОМ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ.
Одной из важнейших целей прогнозирования и планирования социально-экономического развития является следующая задача: при данном уровне развития производительных сил в конкретных условиях общества распределить ресурсы в пропорциях, обеспечивающих оптимальное сочетание производства и потребления. Планирование пропорций между ними основано на использовании двух основных методов: статистического и нормативного. В практике они применяются путем объединения в процессе разработки плановых потребительских бюджетов населения.
При этом особое значение имеют определения "потребительской" емкости общественного производства и коэффициента изменений показателей потребительской емкости в плановый период. Потребительская емкость общественного производства определяется отношением фонда потребления к общественному продукту:
Пe = Фнп : П.
Коэффициент изменения потребительской емкости по действующей методике в силу тенденции опережающего развития I подразделения в сравнении со II подразделением общественного производства должен быть меньше единицы. Но данный коэффициент может быть и больше единицы. В этом случае доля непроизводственного потребления возрастает.
Расчеты фонда непроизводственного потребления осуществляют, исходя из увеличения численности населения и исчисления потребительского бюджета на плановый период. Численность и структура населения определяется по данным демографических прогнозов.
Для расчетов фонда потребления используются следующие формулы:
Фнп = Пt + n x Пе x L; Фнпt + n = H t + n x Бпиt+n , где
Фнп – фонд непроизводственного потребления;
П – общественный продукт;
Пе – потребительская емкость общественного продукта;
L – коэффициент изменения потребительной емкости производства;
Н – численность населения;
Бпи – индивидуальный потребительский бюджет населения;
t – обозначение базисного года;
t + n – обозначение планируемого года.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОПОРЦИЙ МЕЖДУ НАКОПЛЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ
Прогнозирование и планирование пропорций между накоплением и потреблением имеет важное значение как при определении возможных темпов роста экономики, так и при решении вопросов повышения уровня жизни народа.
Накопление как необходимый избыток продукта над текущим производственным и личным потреблением включает следующие три экономически неравнозначных элемента.
1. Собственно накопление, или создание избыточных средств производства и жизненных средств для дополнительно вовлекаемых работников.
2. Накопление запасов (резервов), гарантирующих бесперебойность общественного воспроизводства и его устойчивость при непредвиденных обстоятельствах (стихийные бедствия, войны и т.д.).
3. Накопление потребительского имущества для удовлетворения потребностей всего населения и жизненных средств для работников непроизводственной сферы.
При разработке прогнозов и перспективных планов экономического и социального развития в составе фонда накопления выделяют три функционально различные части:
а) фонд производственного накопления;
б) фонд непроизводственного накопления;
в) фонд расширения резервов.
В практике разработки прогнозов и перспективных расчетов после анализа фактической структуры фонда накопления и фонда потребления за предплановый период осуществляется прогноз изменения их отдельных частей.
После предварительной оценки необходимых изменений доли накопления в непроизводственных фондах и в резервах обычно приступают к анализу изменений доли производственного накопления.
Далее разрабатывается баланс накопления, который наряду с методами баланса потребления и баланса труда используется при разработке прогнозного баланса народного хозяйства.
Исходя из "баланса накопления", решаются две задачи:
• какой должна быть норма производственного накопления, чтобы сохранить на плановый период достигнутые в базисном периоде темпы роста производства;
• какими могут быть в плановом периоде темпы роста при сохранении сложившейся общей нормы накопления и с учетом необходимых изменений доли непроизводственного накопления и резервов.
Расчеты нормы производственного накопления ведутся по следующей формуле:
Nnt + n = (Tnt + n x Феt + n) – Феt , где:
Nnt + n – норма производственного накопления в плановом периоде;
Tnt + n – темп роста общественного производства;
Фе и Феt + n – фондоемкость производства в базисном и плановом периоде.
Очевидно, что возможность изменения нормы накопления неразрывно связана с фондоемкостью производства (фактически сложившейся и планируемой), а также с долей фонда потребления в национальном доходе.
В составе фонда потребления можно выделить две части:
1) фонд потребления работников отраслей материального производства (Фмпл),обслуживающий процесс расширенного воспроизводства;
2) фонд потребления работников непроизводственной сферы (Фнпл), который обслуживает потребности общества, связанные с развитием непроизводственных отраслей.
Для анализа процесса воспроизводства существенное значение имеет выделение в составе фонда потребления частей, используемых для личного и коллективного, общественного потребления.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОПОРЦИЙ МЕЖДУ ПЕРВЫМ И ВТОРЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В основе всей системы пропорций экономики страны еще совсем недавно было соотношение между двумя подразделениями общественного производства: производством средств производства и производством предметов потребления.
В перспективном планировании экономического и социального развития объем и долю продукции I подразделения в используемом общественном продукте определяли по формуле:
CIисп. = Ме + Nвп + Np , где:
Ме – материалоемкость общественного производства.
Она определяется путем деления разности между фондом возмещения (Фвозм.) и амортизации (А) на общественный продукт, т.е. Ме = (Фвозм. – А) : П;
Nвп – норма валового производственного накопления общественного продукта, начисляемая путем деления общей суммы капитальных вложений в производственное строительство, капитальный ремонт производственных фондов и расширение оборотных фондов (Квп) на общественный продукт, т.е.
Nвп = Квп : П;
Np – норма накопления общественного продукта в резервах средств обороны и материальных ресурсов, определяемая путем деления фонда государственных резервов (Фрг) на общественный продукт.
Для расчетов объема и доли I подразделения в произведенном общественном продукте в приведенную выше формулу вводятся дополнительные обозначения, позволяющие учесть влияние внешнеэкономических связей на эти показатели. В таком случае эта формула примет вид:
СIпр = Ме + Nкв + Np Nпэ , где:
Nпэ – норма использования общественного продукта в чистом экспорте средств производства
Nпэ =
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОПОРЦИЙ МЕЖДУ ДОБЫВАЮЩИМИ И ОБРАБАТЫВАЮЩИМИ ОТРАСЛЯМИ.
Важной пропорцией общественного производства является соотношение между двумя крупными группами отрас лей: добывающими и обрабатывающими. Пропорции между ними определяются путем следующих расчетов.
1. Уровня и динамики "коэффициента сырья":
Ке = Пд : П; 0 < Kc < 1; Kct + n < Kct , где
Kc – коэффициент сырья, показывающий долю продукции добывающих отраслей в общественном продукте;
Пд – продукт добывающих отраслей;
П – общественный продукт.
2. Уровня и динамики "коэффициента интенсивности структуры":
Кис = (П – Пд) : Пд; Кис > 0; Кисt + n > Кис , где
Кис - коэффициент интенсивности структуры, показывающий, какое количество продукции вторичных отраслей (обрабатывающих и перерабатывающих) получается из единицы продукции добывающих отраслей.
2. Доли добывающих отраслей в численности занятых в материальном производстве, в основных производственных фондах, в национальном доходе.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОПОРЦИЙ МЕЖДУ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ.
Проблема соотношения между промышленностью и сельским хозяйством принадлежит к числу основных экономических и социальных проблем развития общества. От ее решения зависит рост благосостояния народа.
Для характеристики пропорций между промышленностью и сельским хозяйством используют следующие показатели.
1. Коэффициент индустриализации:
Ки = (П – Пс.х.) : П; Ки < 1; Киt < Киt + n , где:
Ки - коэффициент индустриализации;
П – общественный продукт;
Пс.х. – продукт сельского хозяйства.
2. Доля промышленности и сельского хозяйства в валовой продукции этих двух отраслей, в основных производственных фондах страны, в численности занятых в народном хозяйстве, в общественном продукте, в национальном доходе, в капитальных вложениях в народное хозяйство за плановый (отчетный) период в целом, а также в базисном и конечном годах периода. Для выявления пропорций между этими отраслями необходимо было исчисление объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Данные показатели определялись на предварительной стадии планирования по балансам за предшествующий период, а также на основе расчетов фонда потребления в планируемом периоде. При разработке прогноза и стратегических планов проводились детальные расчеты промышленного и сельскохозяйственного производства, опиравшиеся на систему плановых балансов.
ПОКАЗАТЕЛИ,УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ И ПЛАНИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Прогнозирование социального развития представляет сложный многоэтапный процесс. В данном процессе приходится решать множество разноплановых проблем, как теоретического, так и практического характера. Для успешного решения многих из проблем необходимо обладать обширным инструментарием прогнозирования. Основу инструментария прогнозирования составляют методы прогнозирования. На сегодняшний день разработано более двухсот различных методов, каждый из которых обладает своей областью применения, своими особенностями. Любой метод прогнозирования позволяет делать прогнозы с максимальной степенью достоверности в одних условиях, и является абсолютно неприменимым в других. Однако на практике сегодня на региональном уровне используются порядка 10-20 наиболее распространенных методов прогнозирования социально-экономического развития. В процессе совершенствования прогнозирования социально-экономического развития региона одним из направлений должно стать расширение базы применяемых методов. Для этого следует четко понимать особенности, преимущества и недостатки конкретных методов.
В рамках классификацииметодов социального прогнозирования можно выделить две большие однородные группы: интуитивные и формализованные методы прогнозирования. Данные группы принципиально отличаются по своей сущности. В рамках научных исследований наибольший интерес представляют методы, отнесенные ко второй группе, однако последние время всё чаще предпринимаются попытки исследования интуитивных методов.
Анализ и прогнозированиетрудовыхресурсов чаще всего осуществляется по двум направлениям. Во-первых, исследуются демографические основы воспроизводства трудовых ресурсов (численность, динамика, половозрастная структура населения). При этом используются данные переписи и текущего учета населения, его структуры, естественного и миграционного движения. Во-вторых, исследуются трудовые ресурсы. Прогнозирование трудовых ресурсов – составная часть разработки демографического прогноза, который представляет собой научное обоснование основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации (численность, половозрастная и семейная структура населения, рождаемость, смертность, миграция). Обычно выступает в форме перспективного исчисления населения.