Государственное регулирование сбыта
После промышленных революций XIX века в странах Запада сложилась устойчивая тенденция к превышению предложения над спросом. Дело в том, что машинное производство, имея колоссальные преимущества перед предшествующим ему мануфактурным производством, многократно увеличило предложение товаров. Это не сопровождалось такими изменениями в обществе, которые бы обеспечили аналогичное увеличение спроса.
Противоречие между спросом и предложением сдерживает экономический рост; оно является одной из важнейших причин такого негативного социального явления, как безработица. Поэтому государство стремится различными способами стимулировать сбыт, а через него - рост ВВП и занятости.
Регулирование сбыта осуществляются посредством фискальной политики, государственных закупок, государственных заказов, налогов, тарифов, акцизов и др.
Фискальная политика - это деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решения экономических проблем страны. Фискальная политика является частью экономической политики государства. Фискальная часть госрегулирования сбыта реализует посредством взимания различных налогов: с оборота и добавленной стоимости, акцизов и др. При этом с некоторых товаров первой необходимости, например продовольственных, налоги на добавленную стоимость и с оборота, как правило, взимаются по пониженным ставкам.
Важным средством стимулирования сбыта являются государственные закупки сельскохозяйственной продукции, которая в значительной мере используется для гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий или военных действий в зарубежных странах и др. Закупки осуществляются полномочными государственными органами по регулируемым ценам.
По своей экономической природе к закупкам сельскохозяйственной продукции весьма близки государственные заказы на различного рода оборудование и военно- техническую продукцию, а также заказы на строительные работы и услуги. Поскольку такие заказы гарантируют их получателю обычно на несколько лет сбыт по согласованным ценам, за них ведется острейшая конкурентная борьба. Чаще всего государственные заказы достаются национальным производителям, если они в состоянии их выполнить.
Регулирование сбыта также осуществляется путем косвенного воздействия на ценообразование регулированием величин оптовых и розничных наценок, косвенными налогами, акцизами и др. Государство прямо устанавливает цены лишь там, где оно является основным или единственным собственником экономических ресурсов (железнодорожные, почтовые тарифы и др.). Такая форма, как правило, оказывает сильное влияние на прочие цены и тарифы
Экологическое регулирование
Экология - наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление.
Причиной необходимости регулирования взаимоотношения человека с окружающей его природной средой явились тревожащие человечество процессы изменений в окружающей среде, связанные с происходящей в мире научно-технической революцией, и соответственно потребность в целенаправленных действиях по сдерживанию этих процессов, как в глобальном масштабе, так и в локальных рамках отдельных экономических объектов. Разработка показателей, характеризующих качество окружающей среды, прогнозирование возможных изменений среды в результате применения тех или иных (главным образом хозяйственных) решений, прогнозирование обратного влияния экологических факторов на производство и экономические процессы в целом, планирование мероприятий по охране окружающей среды (например, строительство очистных сооружений, создание безотходных технологий).
Регулирование экологических процессов это процесс последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества природной среды (или вообще среды жизни) на локальном, региональном и глобальном уровнях.
Госрегулирование экологических процессов в развитых странах носит комплексный характер. Оно было значительно усовершенствовано в середине 70-х гг., когда стало очевидным, что Запад оказался в состоянии глубокого экологического кризиса. Этот кризис в основном был преодолен в 80—90-е гг. путем создания разветвленной системы экологического государственного регулирования, которая «состыкована» с различными направлениями регулирования экономики, прежде всего, с государственным воздействием на инвестиции и экономический рост. Экологическое регулирование нацелено на поощрение рационального природопользования, охрану окружающей среды, ограничение и уменьшение нагрузки на нее и предотвращение ее дополнительного загрязнения.
К важнейшим элементам экологического регулирования относится, прежде всего, государственное поощрение (путем субсидий, беспроцентной возвратной финансовой помощи и налоговых льгот) инвестиций в возведение сооружений и производство оборудования, улучшающих состояние окружающей среды. Они направлены на защиту населения от шума (например, производимого автомобильным транспортом), уменьшение выбросов в атмосферу и водную среду вредных веществ (диоксида углерода, серы и т.д.), а также нейтрализацию и утилизацию твердых отходов (бытового мусора, стекла, отработанных металлов и пластмасс). При распределении бюджетных средств, предназначенных для стимулирования капиталовложений, инвестиционным проектам с экологической направленностью нередко отдается предпочтение.
Другим элементом является установление и реализация правовых норм, предусматривающих для юридических или физических лиц, допустивших загрязнение окружающей среды, правовую ответственность за это и обязанность возместить нанесенный ущерб государству или соответствующим частным собственникам земельных, лесных, водных и иных угодий (по принципу «платит загрязнитель»). При этом пострадавшая сторона в судебном порядке должна доказать виновность субъекта, подозреваемого в нанесении экологического ущерба, и величину последнего.
Важнейшими элементами экологического регулирования во всех странах Запада являются также установление государством в административно-правовом порядке максимально допустимых норм выброса («эмиссии») в окружающую среду вредных веществ действующими предприятиями (за превышение таких норм взимаются штрафы до тех пор, пока не будут приняты эффективные меры против этого), а также разрешения или запреты на новые инвестиционные проекты в зависимости от того, обеспечат ли они соблюдение указанных экологических норм.
Еще одним из основных элементов экологического госрегулирования являются так называемые экологические налоги. К ним относится, сбор на вывоз, хранение и нейтрализацию бытового мусора и прочих отходов бытового или производственного характера.