Система экономических и административных регуляторов нтп.
Экономическая среда, заинтересовывающая всех участников инновационной деятельности в разработке и применении новшеств, формируется за счет рациональной обеспеченности всеми видами ресурсов на основе инвестиционной, кредитной, налоговой и амортизационной политики.
Инвестиционное регулирование осуществляется посредством разнообразных финансовых рычагов и стимулов и представляет основу развития инновационной сферы.Финансирование научно-технической деятельностипроизводится за счет различных источников. Одним из основных являются средства государственного бюджета. При утверждении финансового плана страны на очередной год устанавливается нижний предел общих затрат на научно-техническую деятельность в процентах от доходной части бюджета, а также нормативы объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на НИиОКР.
Бюджетное финансирование развития науки и техники осуществляется по следующим направлениям:
· проведение фундаментальных и прикладных исследований в области технических и общественных наук;
· выполнение государственных программ и проектов;
· подготовка и повышение квалификации научных, научно-педагогических и инженерно-педагогических кадров;
· развитие материально-технической базы научных коллективов и научно-технических организаций;
· предоставление беспроцентных ссуд;
· оплата процентов по банковским кредитам;
· погашение задолженности научных учреждений;
· расходы по межгосударственным соглашениям и договорам.
Важным источником финансирования развития НТП являются средства фондов специального назначения (например, фонд фундаментальных исследований, инновационный фонд и другие). Эти фонды создаются Правительством Российской Федерации за счет средств государственного бюджета, добровольных отчислений заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций, граждан, иностранных фирм, а также за счет доходов от деятельности самих фондов. Министерствами, ведомствами Российской Федерации могут создаваться отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды за счет добровольных отчислений предприятий (например, определенный процент от себестоимости товарной продукции, а также работ или услуг) и других добровольных взносов.
Кредитное регулирование является одной из первоочередных мер, обеспечивающих эффективное функционирование инновационной сферы. Осуществление кредитного регулирования возможно по ряду направлений, в числе которых наиболее важными являются следующие:
· формирование сети инновационных банков, государственное стимулирование развития акционерных коммерческих и кооперативных инновационных банков; · выдача льготных кредитов на работы, связанные с созданием, освоением и применением новой техники и технологии;
· гарантирование займов, предоставляемых на инновационную деятельность коммерческими банками;
· активное использование и поощрение в банковской системе лизинговых операций.
Льготное налогообложение для научно-технической сферы должно направляться на поддержку предприятий и организаций, деятельность которых связана с реализацией приоритетных направлений развития науки и техники, стимулирование наукоемких производств, предприятий малого инновационного и венчурного предпринимательства, развитие научно-технической инфраструктуры.
Важной составной частью системы государственного стимулирования НТП является амортизационное регулирование. В первую очередь методы ускоренной амортизации апробируются в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, в научно-исследовательских и опытно-конструкторских организациях, а также в наукоемких отраслях и отраслях с высокотехнологичной продукцией.
В ряде отраслей сферы НИиОКР и производства продукции значительный удельный вес занимает государственный сектор, в котором основой реализации научно-технических мероприятий по-прежнему остается государственный заказ.
Государственный заказ представляет собой задание по реализации федеральных научно-технических программ и особых проектов. Размещается государственный заказ на конкурсной основе.
Использование госзаказа в системе государственного регулирования НТП позволяет:
· обеспечить ключевую роль соответствующих производств в осуществлении желаемых технологических сдвигов;
· инициировать крупномасштабные структурные изменения;
· стимулировать изготовление продукции, производство которой отстает от народнохозяйственных потребностей.
Организация государственного регулирования научно-технической сферы производится через систему федеральных и региональных органов государственной власти и управления в соответствии с их полномочиями. К этим органам относятся: Законодательное собрание Российской Федерации в составе Совета Федерации и Государственной Думы; Правительство России, федеральные министерства и ведомства, в числе которых - Государственный комитет России по науке и технологиям, Российская Академия наук; органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ.
Инвестиции - совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли народного хозяйства. К инвестициям относятся: денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Долгосрочные инвестиции связаны: с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы. Такие работы приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом, не являются издержками отчетного периода по их содержанию; с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств; с приобретением земельных участков и объектов природопользования, активов нематериального характера. Инвестиции подразделяются на финансовые и реальные. Финансовые инвестиционные вложения в финансовые инструменты, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги и банковские депозиты.
Капиталовложения в социальную инфраструктуру и прочие сферы экономики, оказывают определяющее влияние на рост ВВП, занятость населения, уровень и качество его жизни. Именно поэтому воздействие на инвестиционный процесс следует рассматривать как главное направление регулирования. Все прочие направления так или иначе связаны с ним.
Прежде всего, государство воздействует на общие, «рамочные» условия инвестирования, формирует для капиталовложений благоприятный климат. Посредством денежно-кредитной политики оно обеспечивает движение ссудного процента в таких пределах, в которых у частного капитала, появляются стимулы для инвестирования. Параллельно с этим предоставляются налоговые инвестиционные льготы общеэкономического характера, которыми могут воспользоваться все производители.
Инвестиционные льготы - льготы, предоставляемые преимущественно в виде субсидий, снижения и отсрочки уплаты налогов инвесторам в случае соответствия их капиталовложений целям и условиям государственных экономических программ
Реинвестируемая, т.е. вновь вкладываемая в производство, часть прибыли либо вообще не облагается налогами, либо облагается по льготной (пониженной) ставке. В отличие от этого распределяемая, т.е. в конечном счете, используемая для потребления, часть прибыли облагается налогами по обычной шкале.
Особой разновидностью инвестиционных налоговых льгот является предоставляемое предприятиям различных организационно-правовых форм право на ускоренное амортизационное списание основного капитала. Вещественные элементы основного капитала в процессе их эксплуатации подвергаются физическому износу и постепенно теряют свою первоначальную стоимость. Однако амортизация не исчезает бесследно, а переносится на создаваемый продукт, после реализации которого она по частям в денежной форме возвращается к изготовителю. Последний накапливает эти средства в амортизационном фонде, служащем в первую очередь для восстановления выбывающих вследствие износа элементов основного капитала.
Сущность ускоренной амортизации состоит в том, что государство разрешает предпринимателям списывать в амортизационный фонд денежные суммы не по мере фактического износа элементов основного капитала, а в большей мере. При этом в амортизационный фонд включается часть прибыли, которая таким путем освобождается от налогов, ибо амортизационный фонд в принципе не подлежит налогообложению по законодательству. Законодательство в странах Запада предполагает составление предприятиями долгосрочного амортизационного плана, включающего в том числе выбор одного или нескольких из предусматриваемых хозяйственным правом методов амортизационного списания. К таким методам, наряду с линейным, относятся методы ускоренного списания - по остаточной стоимости, по сумме чисел лет полезного использования и др. Изменения в амортизационном плане допускаются лишь в исключительных случаях, при обосновании фирмой аудитору их вынужденной необходимости, т.к. такие изменения глубоко затрагивают всю систему ведения счетов и бухгалтерского учета фирмы, расчета издержек, прибыли и налоговой базы.
Фактическое завышение объема амортизационного фонда позволят использовать его не только по сущностной принадлежности, т.е. для замены изношенных, выбывающих элементов основного капитала, но и для расширения последнего. В результате стимулируется весь инвестиционный процесс, а следовательно, рост ВВП.
Наряду с общеэкономическим осуществляется целенаправленное регулирование инвестиций в рамках структурной политики.
Структурная политика - система мер государственного регулирования с целью создания условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройки структуры народного хозяйства с целью защиты и поощрения отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или служащих национальным интересам.
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЧ НТП.
Зарубежная и отечественная практика уже давно доказала, что предприятия, особенно крупные и средние, не могут рассчитывать на успех без систематического прогнозирования и планирования НТП. В целом прогнозирование представляет собой научно обоснованное предвидение развития социально-экономических и научно-технических тенденций.
Научно-технический прогноз — обоснованная вероятностная оценка перспектив развития определенных областей науки, техники и технологии, а также требуемых для этого ресурсов и организационных мер. Прогнозирование НТП на предприятии - это, по сути, нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития предприятия в технической области.
Объектом прогнозирования могут быть техника, технология и их параметры, организация производства и труда, управление предприятием, новая продукция, требуемые финансы, НИР, подготовка научных кадров и др. По содержанию различают прогнозы:
•появления принципиально новых открытий и изобретений;
•областей использования уже сделанных открытий;
•появления новых конструкций, машин, оборудования, технологий и их распространения в производстве.
Прогнозы могут быть краткосрочные (до 2—3 лет), среднесрочные (до 5—7 лет), долгосрочные (до 15—20 лет).Важно, чтобы на предприятии достигалась непрерывность прогнозирования, т. е. наличие всех временных прогнозов, которые периодически должны пересматриваться, уточняться и продлеваться.
Отечественная и зарубежная практика насчитывает около 150 различных методов разработки прогноза, но на практике наибольшее распространение получили следующие методы:
•методы экстраполяции;
•методы экспертных оценок;
•методы моделирования.
Метод экстраполяции состоит в распространении закономерностей, сложившихся в науке и технике в предпрогнозный период, на будущее. Недостаток данного метода заключается в том, что он не учитывает многих факторов, которые могут появиться в прогнозируемом периоде и в значительной мере изменить сложившуюся предпрогнозную закономерность (тенденцию), что может существенно повлиять на точность прогноза.
Методы экстраполяции наиболее целесообразно применять для прогнозирования направлений науки и техники, изменяющихся во времени эволюционным путем, в том числе для прогнозирования процессов, развивающихся экстенсивным путем. При прогнозировании новых направлений развития науки и техники более эффективны методы, учитывающие опережающую информацию о новых технических идеях и принципах. Одним из этих методов может быть метод экспертных оценок.
Методы экспертных оценок базируются на статистической обработке прогнозных оценок, полученных путем опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих областях.
Различают несколько методов экспертных оценок. Индивидуальный анкетный опрос позволяет выяснить независимое мнение экспертов. Метод «дельфи» предполагает проведение вторичного опроса после того, как эксперты ознакомятся с первоначальными оценками своих коллег. При достаточно близком совпадении мнений «образ» проблемы выражается с помощью средних оценок. Групповой метод прогнозирования основан на предварительном обсуждении «дерева целей» и выработке коллективных оценок соответствующими комиссиями.
Предварительный обмен мнениями повышает обоснованность оценок, но создает возможность для подчинения отдельных экспертов влиянию наиболее авторитетных членов группы. В связи с этим может быть использован метод коллективной генерации идей – «мозговая атака», при которой каждый участник группы из 10-15 человек высказывает независимо друг от друга оригинальные идеи и предложения. Их критическая оценка производится лишь после окончания совещания.
Разнообразны и методы прогнозов на основе моделирования: логические, информационные и математико-статистические. Данные методы прогнозирования на предприятиях не получили широкого распространения, в основном из-за их сложности и отсутствия необходимой информации.
В целом прогнозирование НТП включает:
•установление объекта прогноза;
•выбор метода прогнозирования;
•разработку самого прогноза и его верификацию (вероятностную оценку).
После прогнозирования идет процесс планирования НТП на предприятии. При его разработке необходимо придерживаться следующих принципов:
- приоритетность. В план необходимо включать самые важные и перспективные направления НТП, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечит предприятию значительные экономические и социальные выгоды не только на ближайший отрезок времени, но и на перспективу. Соблюдение принципа приоритетности вытекает из ограниченности ресурсов на предприятии;
- непрерывность планирования. На предприятии должны разрабатываться краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы НТП, которые бы вытекали друг из друга, что и обеспечит реализацию данного принципа;
- сквозное планирование. Планироваться должны все составляющие цикла «наука–производство», а не отдельные его составляющие. Как известно, цикл «наука–производство» состоит из следующих элементов: фундаментальные исследования; поисковые исследования; прикладные исследования; проектно-конструкторские разработки; создание опытного образца; технологическая подготовка производства; выпуск новой продукции и ее тиражирование. В полном объеме данный принцип может быть осуществлен только на крупных предприятиях, где есть возможность осуществления всего цикла «наука–производство»;
- комплексность планирования. План НТП должен быть тесно увязан с другими разделами плана экономического и социального развития предприятия - производственной программой, планом капитальных вложений, планом по труду и кадрам, планом по себестоимости и прибыли, финансовым планом. При этом сначала разрабатывается план НТП, а затем остальные разделы плана экономического и социального развития предприятия;
- экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами. В план НТП должны включаться только экономически обоснованные мероприятия (т. е. выгодные для предприятия) и обеспеченные необходимыми ресурсами. Довольно часто этот принцип планирования НТП не соблюдается, а отсюда его слабая реализуемость.
Для экономического обоснования внедрения новой техники и технологии, выпуска новой продукции на предприятии должен разрабатываться бизнес-план. Он нужен не только для того, чтобы работники предприятия убедились в выгодности того или иного проекта, но и для привлечения инвесторов, особенно иностранных, если на предприятии нет или недостаточно собственных средств для реализации выгодного проекта.
К основному методу планирования НТП на предприятии относится программно-целевой метод.
Разделы плана НТП зависят от сложившейся ситуации на предприятии, конкретных потребностей прогнозных оценок и наличия собственных и заемных ресурсов.
План НТП на предприятии может состоять из следующих разделов:
1.Реализация научно-технических программ.
2.Внедрение новой техники и технологии.
3.Внедрение ЭВМ.
4.Совершенствование организации производства и труда.
5.Продажа и закупка патентов, лицензий, ноу-хау.
6.План по стандартизации и метрологическому обеспечению.
7.План научной организации труда (НОТ).
8.Улучшение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции.
9.Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
10.Экономическое обоснование плана НТП.