Законодадельные органы управления их задачи.

ТЕОРИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ,ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕИ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЫПЫ.

Планирование - это целенаправленная деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономического объекта, путей и способов и средств его достижения. Планирование - один из экономических методов управления.

На протяжении более тридцати последних лет многие экономисты ломали копья в спорах по проблеме сочетания плана и рынка. Когда рыночные отношения стали реальностью, пришло понимание того, что план и рынок — это отнюдь не антиподы, а взаимодополняющие элементы экономической системы. Управление социально- экономическим развитием на основе денежно-кредитной, налоговой, таможенной политики без сбалансированных общегосударственных планов себя не оправдывает.

Планирование осуществляется на различных уровнях иерархии управления. На уровне народного хозяйства страны - макроэкономическое планирование; на региональном уровне - региональное (территориальное) планирование; на уровне предприятия - микроэкономическое планирование.

Макроэкономическое планирование - это научное предвидение уровня развития и результатов функционирования общественного производства, основанное на установлении закономерностей и тенденций социального и научно-технического прогресса, накопленного опыта и хозяйственной практики, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве. Научной основой макроэкономического планирования является экономическая теория. Макроэкономическая теория - это наука, исследующая экономику как целое, а также важнейшие ее сектора (домохозяйства, бизнес, государственный сектор и т.д. или по другой классификации промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынок, потребительский рынок и т.д.) и использующая для этого агрегированные макроэкономические показатели и их связи.

Частью макроэкономической теории является теория планирования, исследующая принципы на которых строится общегосударственное планирование и посредством которых осуществляется система принятия решений о предстоящем социально- экономическом развитии. Теория планирования имеет три составляющие: методологическую, социально-экономическую и организационную.

Методология планирования - система принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений. Методология базируется на экономической теории, изучающей законы и закономерности развития общества, тенденции воспроизводственных процессов и др. Составными элементами методологии планирования являются принципы, методы, методика, логика планирования.

Социально-экономическое направление обеспечивает изучение и познание действия экономических и социальных законов расширенного воспроизводства с целью реализации их в экономической политике государства.

Организационное направление - исследует и разрабатывает технологию разработки планов, структуру плановых органов и т.д.

Принципы планирования являются исходными положениями теории макроэкономического планирования. В качестве основных выделяют следующие принципы планирования: научной обоснованности, социальной направленности и приоритета общественных потребностей, повышения эффективности общественного производства, пропорциональности, приоритетности, согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.

Принцип научной обоснованности плановые решений - предполагает учет законов и закономерностей развития природы и общества, законов мышления, применение методов математического моделирования в процессе разработки планов.

Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует, прежде всего, исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей общества должно быть исходной позицией общегосударственных планов - экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.

Принцип повышения эффективности общественного производства предполагает реализацию целей и задач планирования с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда.

Принцип пропорциональности и сбалансированности - предполагает формирование пропорций, отвечающих интересам всего общества, на основе сбалансированной структуры общественного производства. Пропорции общественного производства с одной стороны формирует рыночный механизм, с другой государство посредством планирования формирует его рациональную структуру исходя из интересов общества. Пропорциональность и сбалансированность общественного производства достигается посредством:

- установления эквивалентного обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;

- достижения равновесия совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;

- рационального соотношения между разумными потребностями и имеющимися ресурсами;

- паритетом интересов различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества и др.

Реализация этого принципа в планировании позволяет поддерживать материально-вещественные и стоимостные пропорции в целом по народному хозяйству, а также межотраслевые, отраслевые, территориальные и др. пропорции.

Принцип приоритетности - предполагает необходимость выбора приоритетных направлений решения важнейших общегосударственных проблем экономики, вызванных ограниченностью располагаемых ресурсов.

Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач - позволяет обеспечить непротиворечивость достижения текущих целей и задач социально- экономического развития с достижением стратегических целей. Он реализуется посредством системы долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов.

Методы планирования - совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование различных планов. К основным методам планирования относят: балансовый, нормативный различные математические методы, а также программно-целевой метод.

Методология планирования находит отражение: в нормативных документах, методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению планов, формах, системе плановых показателей и способах их обоснования.

Составной частью методологии планирования является методика планирования, представляющая собой совокупность конкретных способов, приемов, расчетов, необходимых для разработки отдельных видов, разделов и показателей плана, их координации и увязки.

Важнейшим элементом методологии планирования является логика и технология планирования.

Логика планирования — это система представлений об этапах проведения плановых расчетов; упорядоченная последовательность действий, связанных с разработкой планов. Она конкретизирует методологию народнохозяйственного планирования и служит основой для разработки технологии планирования.

Под технологией планирования понимается — совокупность процедур сбора планово-экономической информации, обработки, структуры разделов планов, состава показателей, форм разработки и других средств, обеспечивающих процесс составления планов и контроля их выполнения.

Процесс разработки планов, организации осуществления планов, корректировки и контроля за их выполнением, включает в себя выбор и обоснование целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

- определяются общественные потребности и их структура;

- определяются потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах;

- обосновывается наиболее рациональные направления использования ресурсов во взаимосвязи с текущими и перспективными потребностями;

- обеспечивается сбалансированность развития отдельных отраслей народного хозяйства (материального производства, непроизводственной сферы и др.), регионов, краев областей и др.;

- исследуются направления повышения эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов.

5.СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПЛАНИРОВАНИИ. составной частью методологии планирования является система плановых показателей. Плановые показатели - количественные и качественные характеристики, выражающие задания плана, определяющие ресурсное обеспечение, параметры процессов производства и потребления на плановый период. Показатели формируют структуру и адресность плановых решений, посредством и осуществляется подготовка и обоснование управленческих решений, а также увязываются цели плана с ресурсами и эффективностью их использования, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов и др.

Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме делятся на абсолютные и относительные, количественные и качественные, натуральные, трудовые и стоимостные, утверждаемые и расчетные, индикативные, отчетные, текущие, плановые, технические, экономические, технико-экономические, организационные, социальные, агрегированные, дезагрегированные и др.

В зависимости от методов расчета плановые показатели могут быть: абсолютными, относительными и средними.

Абсолютные показатели - экономические величины, отражающие объем или размер явления в определенных границах времени и места. Абсолютные показатели характеризуют сумму значений первичных признаков объекта, т.е. отражают суммарное число единиц, суммарное свойство, размеры (абсолютные) явлений, их признаков в единицах меры протяженности, площади, массы (веса) и т.п., в единицах счета времени, в денежных единицах или в виде числа элементов (единиц), составляющих данное явление. Например, сумма средств, направленных на потребление за конкретный месяц или год, и т.п. Они выражаются именованными величинами: в натуральных единицах измерения: тоннах, штуках, часах, и т.п.; в условных единицах: условном топливе, нормо- сменах и т.д.; стоимостных единицах: рублях, долларах, марках и т.д.

Абсолютные показатели необходимы для планирования и анализа направлений деятельности экономического объекта, анализа факторов, влияющих на достигнутый уровень объема производства, прибыли себестоимости, производительности и др.

Относительные - показатели, используемые для измерения характеристик и соотношения разных абсолютных величин, их измерения во времени, их взаимосвязи между собой и др. Относительные величины получаются как частное от деления одной величины на другую, которая служит основанием (базой) сопоставления. Они используются для сравнительной оценки состояния изучаемого явления, изучения его структуры степени развития и подразделяются на относительные величины: плана, реализации плана, динамики, структуры, сравнения, интенсивности и др.

Для характеристике сущности выражаемых явлений и процессов плановые показатели делятся на: количественные и качественные.

Количественные показатели - величины, отражающие те экономические явления и процессы, которые могут быть непосредственно измерены и зарегистрированы. Они выражают размеры, уровни явлений и процессов в абсолютных величинах. К ним относятся: объем продаж, объем товарной, валовой продукции, численность работающих, численность рабочих, фонд оплаты труда, размер затрат различных производственных ресурсов и др. Количественные показатели делятся на объемы и потоки.

Объемы (моментные показатели) - величины, измеряющие размер, уровень экономического явления на определенную дату. Например, запас продукции, стоимость основных фондов, численность работающих на определенную дату.

Потоки (интервальные показатели) - величины, измеряющие размеры, уровни экономических процессов с учетом продолжительности периодов времени, для которых делается расчет. Например, годовые объем продукции, суточный выпуск продукции, мощность электростанции. Размерность потока: «объем, деленный на время»;

Качественные показатели - величины измеряющие уровни тех экономических явлений и процессов, которые не могут быть непосредственно измерены и зарегистрированы. Размеры, уровни качественных показателей определяются взвешиванием и сопоставлением количественных показателей по отношению друг к другу - уровень производительности труда, себестоимости продукции, рентабельность производства, фондоотдача и др.

По типу используемых измерителей показатели делятся на натуральные, стоимостные, трудовые и др.

Натуральные - позволяют планировать материально-вещественные пропорции производства, потребительские свойства продукции, параметры технологических процессов и др. Они применяются для отражения вещественного содержания плана, его согласования с потребностью. Исчисление натуральных показателей ведется в единицах измерения, соответствующих физическим свойствам явлений (в единицах массы, длины, объема и т.д.).

Трудовые - показатели, позволяющие планировать затраты времени и труда. На их основе планируются объемы производства в трудовых измерителях, численность персонала, производительность труда, заработная плата и др.

Стоимостные - обобщающие показатели, с помощью которых планируются объемы производства, продукции, заработная плата, себестоимость продукции, прибыль и др., ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях. С помощью их составляются плановые сметы, калькуляции, производственные задания, и др.

Натуральные показатели в зависимости от применяемых единиц измерения подразделяются на:

- собственно натуральные, отражающие количественную оценку конкретного вида продукции (штуки, тонны, метры и т. д.);

- условно-натуральные (приведенные) - применяются для определения общего объема производства разных, но родственных в каком - либо отношении продуктов (изделий).

В зависимости от выполняемой роли в управляющих воздействиях на экономический объект показатели делятся на:

Утверждаемые (директивные) показатели - величины, устанавливающие достижение выполнения обязательного задания, определяющего основные результаты деятельности экономического объекта в планируемом периоде. Структура и состав подсистемы этих показателей определяется составом целей и задач экономического объекта.

Расчетные показатели - величины, отражающие уровни тех экономических явлений и процессов, которые вторичны по отношению к характеристикам, обеспечивающим достижение целей экономического объекта. Они предназначенные для обоснования величин утверждаемых (директивных) показателей экономического объекта.

Индикативные показатели - величины, отражающие эволюцию предвидимого (прогнозируемого, планируемого) развития экономического объекта.

По времени действия показатели делятся на отчетные, текущие, плановые. Отчетные показатели - экономические величины, характеризующие результаты хозяйственной и финансовой деятельности за отчетный период (годовой, квартальный, месячный и т. д.);

Текущие показатели - экономические величины, характеризующие состояние, результаты хозяйственной и финансовой деятельности в текущий период (годовой, квартальный, месячный и т. д.).

Плановые показатели - экономические величины, устанавливающие на основе совокупности целевых пропорций количественные параметры функционирования и развития экономического объекта на плановый период.

По признакам, раскрывающим природу измеряемого объекта, показатели подразделяются на:

- технические - которые характеризуют технические явления и процессы производства - габариты, точность, производительность, срок службы, качество, долговечность, патентную чистоту и др.;

- экономические - которые характеризуют экономические явления и процессы производства - уровень затрат труда, материальных и др. ресурсов, степень эффективности использования всех видов ресурсов, организации производства и т.д.;

- технико-экономические показатели характеризуют технические явления и процессы производства в их связи с экономической стороной производственных процессов или отдельных их элементов - уровень использования различных видов оборудования, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов, качество выпускаемой продукции, эффективность производства, организацию производства и труда и др.;

- организационные показатели характеризуют уровень организации производства - коэффициенты специализации рабочих мест, механизации и автоматизации производства, использования производственной мощности, и др.

- социальные показатели характеризуют уровень социального развития коллектива организации - квалификацию, общеобразовательный уровень работающих, условия жилищного и бытового обслуживания и др.

По степени обобщения процессов и явлений показатели делятся на: агрегированные - показатели, укрупненные по какому-либо признаку путем сложения, представления группы показателей через их среднюю, путем использования различных взвешивающих коэффициентов (например, объем производства, средняя производительность труда, среднегодовая стоимость основных фондов и др.).

Агрегированные показатели необходимы потому, что ни одна модель не в состоянии вместить всего многообразия реально существующих в экономике продуктов, ресурсов, связей. В процессе управления при переходе от низшей ступени к высшей показатели агрегируются, а число их уменьшается. При этом часть информации «теряется» и приходится вести расчеты приближенно, на основании статистических закономерностей; дезагрегированные - показатели, обратные агрегированным (например, объем производства цеха, средняя производительность труда работников цеха и др.).

Структура показателей по этому основанию имеет и другую классификацию, в соответствии с которой показатели ведущей системы делятся (по охвату совокупности) на: частные (индивидуальные), групповые и обобщающие.

- частные (индивидуальные) - показатели, характеризующие единичные явления и процессы (численность персонала предприятия, оборот торговой фирмы и др.);

- групповые - показатели, характеризующие явления и процессы отдельных групп однородных явлений и процессов.

- обобщающие - показатели, характеризующие явления и процессы совокупности групп однородных явлений и процессов.

Разница между общими, групповыми и частными показателями заключается в их различной информационной емкости. Если частные показатели характеризуют отдельный процесс, явление, эффективность использования отдельных факторов производства, то общие - характеризуют в целом изучаемый процесс или явление, его эффективность в целом.

Система показателей зависит от сложности целей и задач, которые решаются при разработке плана. Проблема адекватности показателей особенностям отдельных этапов реформирования хозяйственной системы является одной из самых сложных методологических проблем.

ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

Планирование является видом управленческой деятельности, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей, и является функцией собственника или уполномоченного им лица. Необходимость планирования обусловлено потребностями интеграции, углубляющимся разделением труда и не зависит от формы собственности или хозяйствования. Всякий целенаправленный процесс развития производительных сил и производственных отношений требует планирования и предвидения последствий.

В условиях рыночной экономики государство вынуждено планировать следующие сферы деятельности:

- использование природных ресурсов;

- поступление доходов от имущества юридических и физических лиц;

- налоговые ставки и поступление налогов в бюджет от производства и оборота товаров;

- бюджетные расходы на содержание госаппарата;

- закупки продукции для государственных нужд;

- финансовую поддержку отраслям, регионам, отдельным категориям граждан, иностранным государствам;

- привлечение, погашение и обслуживание государственных займов;

- приобретение, продажу, использование государственного имущества;

- деятельность госпредприятий и др.

Как показывает практика, развитые государства перераспределяют до половины и даже более ВВП. Ясно, что подобное планирование общественного сектора само по себе является макропланированием в урезанном виде.

По форме и содержанию различают директивное и индикативное планирование.

Формы организации и планирования

* «сверху вниз» - неэффективная форма планирования, игнорирует твор-ческий потенциал и интересы общества;

* «снизу вверх» - планы формируются исполнителями и утверждаются руководством;

* «цели вниз, планы вверх» - эгоистические интересы.

СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНОВЫХ РЕШЕНИЙ.

Теория планирования имеет три составляющие: методологическую, социально-экономическую и организационную. Методология планирования – система принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений. Отражает инструментарий планирования . Социально-экономическое направление обеспечивает изучение и познание действия экономических и социальных законов расширенного воспроизводства с целью реализации их в экономической политике государства. Отражает объект планирования. Организационное направление исследует и разрабатывает технологию разработки планов, структуру плановых органов и т.д. Отражает субъект планирования. Процесс разработки планов, организации осуществления планов, корректировки и контроля за их выполнением, включает в себя выбор и обоснование целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них.В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:· определяются общественные потребности и их структура;· определяются потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах;· обосновывается наиболее рациональные направления использования ресурсов во взаимосвязи с текущими и перспективными потребностями;· обеспечивается сбалансированность развития отдельных отраслей народного хозяйства (материального производства, непроизводственной сферы и др.), регионов, краев областей и др.;· исследуются направления повышения эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов. По периоду действия выделяют:· долгосрочные планы (разрабатываемые на десять и более лет), · среднесрочные (продолжительностью, как правило, от трех до пяти лет) и · текущие (годовые) планы .Директивное планирование – процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий. Сущность: до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется .Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве государства как единственного собственника. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.

СРОКИ ПЛАНИРОВАНИЯ.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов:

•долгосрочное (перспективное) - охватывает период более 5 лет

(обычно 10,15,20 лет);

•среднесрочное (от 1года до 5 лет);

•краткосрочное (текущее) планирование (до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование);

БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ

Современная рыночная экономика - это «система экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров, услуг и других объектов, система связей между отдельными, самостоятельно принимающими решения участниками хозяйственного оборота». В силу ее сложности рыночная экономика требует поддержания равновесия в макроэкономическом масштабе.

Проблема макроэкономического равновесия — это проблема сбалансированного распределения совокупности ограниченных ресурсов и потребностей в них, устраивающей всех участников. Макроэкономическая сбалансированность выступает как совокупная пропорциональность между:

•производством и потреблением;

•ресурсами и их использованием;

•предложением и спросом;

•факторами производства и его результатами;

•материально-вещественными и финансовыми потоками.

Теория и практика подтвердили, что выявление и поддержание определенных пропорций возможно посредством применения балансового метода.

Балансовый метод позволяет устанавливать и увязывать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве. Он основан на том, что каждый вид продукции, работы или услуги является, с одной стороны, результатом какой-либо деятельности, а с другой — ресурсом для потребления.

Применение балансового метода в планировании предполагает, что производство ресурсов, продуктов, услуг отраслей, регионов или экономики в целом обосновывается путем составления балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются. Поскольку совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей — распределение их по степени значимости на первоочередные, менее важные и т.д.

В общей системе экономических балансов выделяются балансы материальные, трудовые и финансовые. Подсистема материальных балансов является самой многочисленной и разветвленной в общей системе балансов. С помощью материальных балансов обеспечивается всесторонняя увязка производства и потребления материальных ресурсов. Основное назначение материальных балансов — увязка общественных потребностей в определенных видах продукции с ресурсами. Они позволяют обеспечить наиболее распределение продукции между регионами и товаропроизводителями.

НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ

Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и плановых решений. Он основан на разработке и использовании системы норм и нормативов. Основное преимуществ нормативного метода состоит в том, что посредством его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом.

Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она активно влияет на него. Нормативы - это показатели, характеризующие относительную величину или степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса, объема и т.д.Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса (его удельный расход) на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозов и планов, оценки их выполнения называется нормативной базой. В зависимости от уровня планового регулирования (народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие) изменяются состав и содержание нормативной базы.Система норм и нормативов — комплекс научно обоснованных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозов и планов, а также организация подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях прогнозно-плановой работы.

Цель разработки системы норм и нормативов — обеспечение научного фундамента прогнозов и планов, их пропорциональности и сбалансированности, в выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению эффективности функционирования экономического объекта.

Нормы и нормативы формируются в нормативные базы в отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях и на предприятиях. Они включают в себя конкретные значения нормативных показателей, которые устанавливают соотношения между затратами ресурсов и производством продукции, выполнением работ и услуг и др.В системе норм и нормативов важнейшими подсистемами являются Социальные нормы и нормативы - определяют размеры и структуру социальных расходов, а также процедуры их корректировки (индексации) в зависимости от темпов инфляции и роста заработной платы. Они включают в себя следующие основные нормы и нормативы: уровень жизни; потребления населением отдельных материальных благ и услуг; обеспеченность населения жильем, коммунально-бытовыми и транспортны услугами; уровень развития здравоохранения, науки, культуры, образования, торговли и общественного питания и др.Финансово-экономические нормы и нормативы - определяют размеры: налоговых ставок (шкалы подоходного налога); ставок налогов на добавленную стоимость; норм амортизационных отчислений; норм обязательных резервов; норм и нормативовотчислений от прибыли; ставки рефинансирования; нормы обязательных резервов; нормативы резервов по ссудам; акцизов и др.

Нормы и нормативы капитальных вложений и продолжительности инвестиционного цикла - нормативы удельных капитальных вложений, эффективности капитальных вложений; нормы и нормативы продолжительности строительства, строительного задела, технологической структуры капитальных вложений, продолжительности проектирования и др.Нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и энергии - это нормы и нормативы расхода материальных ресурсов на основное производство, ремонтно-эксплуатационные нужды, запасов материальных ресурсов, расхода материальных ресурсов на капитальное строительство и др.Нормы и нормативы труда и заработной платы - включают: норматив минимального размера заработной платы; нормативы заработной платы в бюджетных организациях; нормы времени, выработки, численности, обслуживания; использования трудовых ресурсов и др.

Нормы и нормативы охраны окружающей среды - включают нормы и нормативы охраны воздушного бассейна, охраны и рационального использования флоры и фауны, водных ресурсов, земель; запасов природных ресурсов и др.Нормативы льгот различных категорий населения и организаций – включают нормы и нормативы, влияющие на их налоговые обязательства, на их потребности в бюджетном финансировании (в пособиях) или на цены потребляемых ими благ (перекрестное субсидирование и ценовые дотации) и др.Нормативы обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов – включают нормы и нормативы обеспечения помещениями, амуницией, военной техникой и вооружением и др., регулирующие деятельность вооруженных сил и правоохранительных органов.

Нормативные методы являются основой обеспечения соответствующего международным стандартам уровня социального развития, достижения сбалансированности производства, потребления, поиска резервов эффективного использования ресурсов, рационального управления производством, научной организации труда и др.Использование в планировании и регулировании нормативных методов госрегулирования порождает меньшую, чем при административных методах коррупцию и волюнтаризм, но при некомпетентном использовании они способны парализовать экономическую жизнь.

При подготовке и практическом использовании системы норм и нормативов должны учитываться следующие требования:

•соблюдения методического единства формирования норм и нормативов каждой группы по уровням управления и периодам планирования;

•обеспечение прогрессивности норм и нормативов;

•обоснованности норм и нормативов - технической, экономической и социальной;

•систематического обновления норм и нормативов на основе отражения в них изменений технологий, повышения качества продукции, совершенствования организации производства и труда, улучшения социально-экономических условий и развития рыночных методов хозяйствования и др.

В общем виде нормы и нормативы являются инструментом управления общественными отношениями в процессе воспроизводства. При таком подходе объектом управления, осуществляемого при помощи норм и нормативов, являетсявоспроизводство, включающее четыре фазы: производство, распределение, обмен, потребление. Одна из перспективных задач реформирования экономики состоит в том, чтобы при помощи научно обоснованных норм и нормативов обеспечить эффективное управление всеми фазами процесса воспроизводства.

ПРОГРАМНО-ЦЕЛЕЫОЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ .

Программно-целевой метод — это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Сущность его заключается в выборе и обоснованию основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами. Этот метод планирования применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач.Необходимость программно-целевого метода планирования обусловлена усложнениеммежотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельной отрасли, региона. Отраслевое планирование способствует ускорению научно-технического прогресса, но ведет к ведомственной разобщенности, тормозящей интеграцию. Территориальное планирование позволяет развивать региональную инфраструктуру, но имеет региональную ограниченность.

Поэтому программно-целевые методы стали важнейшими методами планирования, а целевая комплексная программа – основным плановым документом, содержащим увязанный по срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач. В сочетании с отраслевым и территориальным планированием, а также применяя балансовый, нормативный и другие методы он позволяет увязать интересы отраслей и территорий и всего общества в целом.Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства. В настоящее время в РФ разрабатываются и реализуются федеральные, межгосударственные, программы субъектов РФ, региональные и местные целевые программы.На федеральном уровне установлен перечень приоритетных проблем подлежащих программной разработке. В него входят:

•социальное развитие, включая повышение экологической безопасности;

•поддержка эффективных и свертывание бесперспективных и устаревших производств;

•развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований;

•эффективное использование ресурсов и сохранение ценного научно-технического потенциала;

•сбалансированность производства и платежеспособного спроса;

•диверсификация экспортного потенциала.

Для решения особо важных общегосударственных задач целевым

Наши рекомендации