Эластичность предложения: понятие, измерение, факторы. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения по цене.
Эластичность - степень реакции одной переменной на изменение другой переменной.
Эластичность по цене показывает, в какой степени изменение цены влияет на величину предложения.
Коэфф.эластичности предложения – рассчитывается как отношение изменения предложения (в %) к изменению цены (в %).
В зависимости от степени реакции предложения на изменение цены предложение может быть:
1) эластичным, если объем предложения изменяется на больший процент, чем процент изменения цены;
2) неэластичным, если объем предложения изменяется на меньший процент, чем процент изменения цены;
3) совершенно (абсолютно) эластичным, если при данной цене производители готовы предложить любое требуемое количество товара;
4) совершенно (абсолютно) неэластичным, если изменение цены не вызывает изменения предложения.
Предложение, поскольку оно связано с производственным процессом, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, т.е. период времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. И чем продолжительнее этот период, тем эластичнее будет предложение.
При оценке эласт. предложения обычно выделяют три временных периода: кратчайший (мгновенный), короткий и длительный. Под кратчайшим понимают период времени, недостаточный для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение совершенно неэластично.
В пределах короткого периода производственные мощности остаются неизменными, но производители имеют достаточно времени для увеличения объема производства и, соответственно, предложения на тех же производственных мощностях за счет повышения интенсивности их использования (найма дополнительных работников, закупки большего объема сырья и увеличение сменности работы оборудования). Предложение в более эластично.
Длительный период достаточно продолжителен для того, чтобы производители расширили свои произв.мощности и увеличили объемы пр-ва и предложения, а также для притока новых фирм в отрасль в случае увеличения спроса на продукцию. Эластич. предложения в этом периоде будет значительно выше, чем в коротком периоде.
Ценовая эластич. предложения зависит от следующих факторов:
1. Степень загрузки производственных мощностей. Чем выше степень загрузки произв. мощностей, тем ниже возможности для увеличения пр-ва и предложения и тем ниже эластич. предложения.
2. Возможность хранения продукции и затраты на ее хранение. Если имеются возможности хранения продукции до лучшей ситуации на рынке, то эластичнее будет предложение, и наоборот.
3. Технологическая специфика производства. В тех сферах деятельности, где произв. цикл характеризуется значительной продолжительностью, довольно сложно манипулировать объемом производства. Поэтому в таких производствах предложение неэластично.
4. Степень монополизации произв-ва и возможности перелива (миграции) капитала из одного производства в другое. Если в силу монополизации произ-ва перелив капитала в данное произв-во затруднен, то это ведет к затуханию реакции производства на изменение цены.
10.Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Виды и организационно-правовые формы предприятий.
Предприятие - хозяйственная единица, имеющая в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и обладающая правами, позволяющими ей выполнять специфич. функции по произв-ву и (или) реализации товаров и услуг под свою имущ. ответственность с целью получения прибыли.
Предприятие характеризуется технико-производственным и организационным единством. С одной стороны, предприятие - это комплекс средств произв-ва, обладающих технологическим единством, приспособленный для создания определенных экономич. благ. С другой стороны, предприятие —это коллектив работников, связанных друг с другом в произв. процессе кооперацией труда и общими экономическими интересами. В рамках этого технико-производственного и организационного единства предприятие выступает экономически обособленным субъектом хозяйствования.
Наряду с формой собственности, степень его хозяйственной самостоятельности обусловливают нормативные акты соответствующих надстроечных институтов, регламентирующие деятельность предприятия.
Понятия «фирма» и «предприятие» - как синонимы правомерно, в том случае, когда под фирмой понимают самостоятельную производственную единицу, обладающую правом юридического лица и состоящую из одного предприятия.
Критерии классификации: - вид деятельности, отрасль, или выпускаемая продукция; - организационно-правовая форма; - размеры фирмы; - форма собственности и др.
Организационно-правовые формы предприятия:
Единоличное владение - в буквальном смысле самостоятельное ведение дел в своих интересах. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, и лично контролирует эту деятельность, при этом несет неограниченную ответственность по своим обязательствам.
Объединение предпринимателей реализуется в виде товариществ (партнерства) и обществ.
Товарищество (партнерство) - это форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лица договариваются о владении предприятием и его управлении. Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и умение вести дела. Подобным образом они распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю, при этом несут неограниченную имущественную ответственность по обязательствам фирмы.
Общество с ограниченной ответственностью - это такая правовая форма объединения вкладчиков капитала, при которой участники отвечают по обязательствам фирмы только своим вкладом. Внесенный вклад дает право на получение части прибыли в форме дивидендов и право на голос. Ведущей формой обществ с ограниченной ответственностью является акционерное общество—корпорация.
Корпорация - объединение вкладчиков капитала - акционеров, но такого объединения, при котором имущество корпорации полностью обособлено от имущества акционеров. При несостоятельности общества акционеры не несут ответственности по его обязательствам перед кредиторами, а рискуют лишь возможным обесценением акций.
Домашнее хозяйство как экономический субъект. Понятие рационального потребителя и полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности.
Домохозяйство (ДХ)— экономич. единица, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги (доходы) для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих потребности человека. В рыноч. экономике ДХ являются собственниками большинства факторов производства (большая часть земли, зданий и оборудования в экономике принадлежит частным фирмам, но все фирмы, в конечном счете, принадлежат тем же домохозяйствам). За счет их продажи или предоставления в аренду домашние хозяйства получают свой доход, часть которого расходуют на приобретение товаров и услуг, производимых фирмами (предприятиями), а другую часть сберегают.
Распределяя свои денежные доходы на покупку различных товаров и услуг, ДХ как потребитель действует в соответствии с достаточно четко определенными предпочтениями. В процессе потребления оно переходит от удовлетворения более настоятельных потребностей к менее настоятельным, при этом домохозяйство не может купить все, что ему хочется, так как сталкивается с бюджетными ограничениями: его денежный доход имеет ограниченную величину, а продукты, которые оно желает приобрести - определенную цену.
Продукты выбираются потребителем исходя из их полезности.
Полезность- это то удовлетворение, которое получает потребитель от потребления материального блага или услуги.
Рациональный потребитель— такой рыночный субъект, который при его потребительских предпочтениях и существующих ценах благ стремится так использовать свой ограниченный бюджет, чтобы получить максимальную полезность от приобретенных благ.
Предельная полезность (MU) - добавочная полезность, или удовлетворение, извлекаемое из каждой дополнительной единицы конкретного блага.
Общая полезность (TU) - сумма полезности всех единиц конкретного блага.
С увеличением количества потребляемых единиц конкретного блага его общая полезность возрастает до определенного периода. По мере «насыщения» потребности в каком-то конкретном благе, полезность каждой последующей единицы этого блага уменьшается. Это уменьшение предельной полезности блага с увеличением объема его потребления выражает суть закона убывающей предельной полезности.
Убывание предельной полезности блага оказывает непосредственное влияние на спрос. Ведь если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей полезностью, то потребитель станет приобретать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения цены. Если этого нет, то потребитель отдаст предпочтение другим благам, которые принесут ему большую величину полезности, затратив на их приобретение одну и ту же сумму денег.
Потребитель вынужден выбирать между альтернатив.благами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор благ, который принесет ему наибольшую полезность. – равновесие потребителя:
Правила максимизации полезности- максимальная общая полезность достигается при условии, если последняя денежная единица, израсходованная на приобретение каждого вида товара, приносила равную предельную полезность. Математически:
MUa/Pa = MUb/Рb = MUc/Pc....,
т.е. предельная полезность каждого блага, деленная на его цену должна быть одинаковой для всех благ.